Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Республики Татарстан в составе
председательствующего Муртазина А.И,
судей Гаянова А.Р, Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Новосельцева С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного автономного учреждения здравоохранения "Камско-Полянская районная больница" на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 08 апреля 2019 года, которым постановлено:
иск удовлетворить частично.
Признать осуществление деятельности Государственного автономного учреждения здравоохранения "Камско-Полянская районная больница" с нарушением требований санитарного законодательства.
Возложить на Государственное автономное учреждение здравоохранения "Камско-Полянская районная больница" обязанность в ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница" по адресу: "адрес" изолировать помещение для работ по подготовке к проведению лечебных процедур кабинета физиотерапии, оборудовать его вытяжным шкафом, в Фельдшерско-акушерском пункте в селе "адрес" по адресу: "адрес" ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница" состав площадей предусмотреть в соответствии с установленными требованиями пункта 3.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 до "дата" года.
В удовлетворении требований к Министерству здравоохранения Республики Татарстан отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Государственного автономного учреждения здравоохранения "Камско-Полянская районная больница" Максимова М.И, поддержавшего апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Нижнекамском районе и городе Нижнекамск обратился к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Камско-Полянская районная больница" (далее по тексту - ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница"), Министерству здравоохранения Республики Татарстан о признании деятельности с нарушением требований санитарного законодательства и о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в "дата" году должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Нижнекамском районе и городе Нижнекамск на основании Распоряжения от "дата"... была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) в селе "адрес" по адресу: "адрес" ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница", расположенного по адресу: "адрес". По результатам проверки ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница" было выдано предписание от "дата"... Для устранения нарушений, выявленных в ходе проверки, был установлен срок до "дата". С ходатайством о продлении срока выполнения предписания заявитель не обращался. При проведения внеплановых мероприятий, с целью проверки ранее выданного предписания от "дата"... на основании Распоряжения от "дата".., было выявлено, что в срок, указанный для устранения нарушений пункты 6 и 93 предписания не выполнены, а именно: на момент проверки ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница", помещение для работ по подготовке к проведению лечебных процедур кабинета физиотерапии не изолировано, (оборудован вытяжным зонтом), не устранено нарушение требований ОСТ 42-21-16-86 ССБТ "Отделения, кабинеты физиотерапии.
Общие требования безопасности"; на момент проверки Фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) в селе "адрес" по адресу: "адрес" ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница", состав и площади помещений не соответствуют установленным требованиям: ожидальня 6,5 кв. м. (норма 10 кв. м.), процедурный кабинет совмещен с прививочным 6,3 кв. м. (норма 12 кв. м.), помещение персонала с раздевалкой отсутствует, не устранены требования пункта 3.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность". В связи с чем, в отношении ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница" Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Нижнекамском районе и городе Нижнекамск составлен протокол об административном правонарушении от "дата"... по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением мирового судьи судебного участка N 1 по Нижнекамскому судебному району Республики Татарстан от 21 ноября 2018 года ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница" привлечено к административной ответственности и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей. На момент предъявления настоящего искового заявления, указанные требования санитарного законодательства не исполнены. ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница" продолжает нарушать требования норм санитарного законодательства Российской Федерации, в результате чего нарушаются законные интересы неопределенного круга лиц. В соответствии с пунктом 1.5 Устава ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница" полномочия учредителя Учреждения от имени Республики Татарстан осуществляет Министерство здравоохранения Республики Татарстан.
На основании изложенного истец просил признать осуществление деятельности ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница" с нарушением требований санитарного законодательства и возложить обязанность на ответчиков в ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница" по адресу: "адрес", изолировать помещение для работ по подготовке к проведению лечебных процедур кабинета физиотерапии, оборудовать его вытяжным шкафом, в Фельдшерско-акушерском пункте (ФАП) в селе "адрес" по адресу: "адрес" ГАУЗ "Камско-Полянская больница", состав площадей предусмотреть с установленными требованиями пункта 3.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 до "дата".
Определением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 25 марта 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Определением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 08 апреля 2019 года производство по делу в части требований к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан прекращено ввиду отказа от исковых требований в данной части.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница" в судебном заседании заявленные требования не признал, указав, что в целях устранения выданного предписания в части нарушений требований ОСТ 42-21-16-86 ССБТ "Отделения, кабинеты физиотерапии. Общие требования безопасности" помещение для работ по подготовке к проведению лечебных процедур кабинета физиотерапии ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница" оборудовано вытяжным зонтом, изоляция данного помещения путем установки перегородки запланирована в пределах установленного предписанием срока до "дата" в рамках текущего финансирования. В части требований к составу и площади помещений ФАПа в селе "адрес" пояснил, что здание ФАП вводилось в эксплуатацию в "дата" году, имеет общую площадь 34,1 кв. м. Провести внутреннюю перепланировку помещений не представляется возможным ввиду ограниченной площади. Увеличение площади помещений в виде пристроя не представляется возможным, ввиду конструктивных элементов стен, которые состоят из железобетонных панелей, а их демонтаж может привести к обрушению здания. Кроме того, полученное санитарно-эпидемиологическое заключение от "дата"... беспрепятственно дало возможность осуществлять на протяжении многих лет медицинскую деятельность без возможных последствий причинить вред жизни и здоровью пациентов. Просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Татарстан в судебном заседании исковые требования также не признал, указав, что Минздрав Республики Татарстан является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку не уполномочен на принятие решения о выделении финансовых средств ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница" на устранение нарушений действующего санитарного законодательства. Одновременно по существу заявленных требований пояснил, что в целях устранения нарушений требований ОСТ 42-21-16-86 ССБТ "Отделения, кабинеты физиотерапии. Общие требования безопасности" помещение для работ по подготовке к проведению лечебных процедур кабинета физиотерапии ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница" оборудовано вытяжным зонтом. Изоляция данного помещения запланирована в пределах установленного предписанием срока. В части требований к составу и площади помещений ФАП ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница" пояснил, что в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10 состав и площади основных и вспомогательных помещений фельдшерско-акушерских пунктов являются рекомендуемые к применению. Просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Судом вынесено решение о частичном удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Государственного автономного учреждения здравоохранения "Камско-Полянская районная больница" ставит вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности. При этом в жалобе он приводит те же доводы, что и в возражениях относительно заявленных требований, высказанных в суде первой инстанции.
В суде апелляционной инстанции представитель Государственного автономного учреждения здравоохранения "Камско-Полянская районная больница" Максимов М.И. поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями статья 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
В силу части 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно части 1 статьи 32 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Судом установлено, что в "дата" году должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Нижнекамском районе и городе Нижнекамск на основании Распоряжения от "дата"... проведена внеплановая выездная проверка в отношении ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница", расположенного по адресу: "адрес".
По результатам внеплановой выездной проверки составлен акт проверки от "дата", согласно которому юридическому лицу - ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница" выдано предписание от "дата".., установлен срок до "дата".
При проведении внеплановых мероприятий с целью проверки исполнения ранее выданного предписания от "дата"... на основании Распоряжения от "дата".., выявлено, что в срок, указанный для устранения нарушений пунктах 6, 93 предписания не выполнены, а именно:
- на момент проверки ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница", помещение для работ подготовке к проведению лечебных процедур кабинета физиотерапии не изолировано, оборудовано вытяжным зонтом, не устранено нарушение требований ОСТ 42-21-16-86 ССБТ "Отделения, кабинеты физиотерапии. Общие требования безопасности";
- на момент проверки в Фельдшерско-акушерском пункте в селе Байгулово по адресу: "адрес" ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница", состав и площади помещений не соответствуют установленным требованиям: ожидальня 6,5 кв. м. (норма 10 кв. м.), процедурный кабинет, совмещенный с прививочным 6,3 кв. м. (норма 12 кв. м.), помещение персонала с раздевалкой отсутствует, не устранены требования пункта 3.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Выданное в отношении ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница" предписание не было обжаловано в установленном законом порядке.
В связи с тем, что вынесенное предписание исполнено не полностью, главным специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Нижнекамском районе и городе Нижнекамск ФИО составлен протокол об административном правонарушении от "дата"... по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который вместе с другими материалами был передан для рассмотрения мировому судье судебного участка N1 по Нижнекамскому судебному району Республики Татарстан.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 1 по Нижнекамскому судебному району Республики Татарстан от 21 ноября 2018 года ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.
На момент предъявления настоящего искового заявления указанные требования санитарного законодательства не исполнены, доказательств устранения выявленных нарушений не представлено.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установил, что нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница", которые подлежат устранению, были выявлены в ходе проведенной проверки, при этом предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в полном объеме не исполнено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Как видно из материалов дела, предписание "дата" должностного лица, уполномоченного осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, со сроками его исполнения, было вынесено в отношении ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница", ответственность за выполнение данного предписания была возложена также на ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница".
Доводы представителя ответчика ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница" о невозможности своевременного исполнения данного предписания исследовались судом первой инстанции и мотивированно отклонены, поскольку наличие либо отсутствие финансовых возможностей ответчика, не соблюдающего установленные действующим законодательством требования, не должно являться основанием для отказа в защите нарушенных прав неопределенного круга лиц, так как наличие вышеназванных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства может служить негативным фактором, создающим условия для возникновения угрозы вредного воздействия окружающей среды на человека и его жизнедеятельность.
При таких обстоятельствах судом правомерно удовлетворены требования территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Нижнекамском районе и городе Нижнекамск о признании деятельности с нарушением требований санитарного законодательства, выразившегося в неисполнении предписания "дата" должностного лица, управомоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также о возложении на ответчика обязанности устранить нарушение Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 3.1 СанПиН 2.1.3.2630-10.
Пунктом 1 части 1 статьи 52 Федерального закона от 30марта1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с абзацем 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В данном случае территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Нижнекамском районе и городе Нижнекамск заявлены исковые требования об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, поскольку из деятельности ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница" возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью посетителей и работников больницы, а также иных лиц в связи с несоблюдением ответчиком требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупности, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.
Несмотря на то, что предписание органов государственного надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обязательно к исполнению, оно, в отличие от судебного акта, не может быть исполнено в принудительном порядке. Способы защиты прав в порядке деятельности надзорных, контролирующих органов и в гражданско-правовом порядке не являются взаимоисключающими. Внесение предписания об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований в сроки, установленные должностным лицом надзорного (контролирующего) органа, не может являться основанием для отказа защиты прав в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322, Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Таким образом, предоставленные Роспотребнадзору полномочия позволяют ему осуществлять определенные действия в интересах неопределенного круга потребителей с целью защиты их прав от деятельности лиц, не соответствующей санитарно-эпидемиологическому законодательству, и не ставится в зависимость от наличия предписаний об устранении нарушений указанных прав и интересов, выданных государственными органами.
При этом судебная коллегия отмечает, что доводы апелляционной жалобы сводятся к повторному изложению позиции, высказанной при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат правовых оснований к отмене решения суда, а также фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает, что судом правильно применены нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, а также нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным, поскольку оно вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям. Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 08 апреля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения здравоохранения "Камско-Полянская районная больница" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.