Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Муртазина А.И,
судей Гаянова А.Р, Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Новосельцева С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Казани на решение Московского районного суда города Казани от 20 марта 2019года, которым постановлено:
исковые требованияЕмелиной М.В. удовлетворить.
Включить в специальный страховой стаж Емелиной М.В. период ее работы с "дата" по "дата" (11 месяцев 2 дня) в должности учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе для слепых и слабослышащих детейN 172.
Признать за Емелиной М.В. правона досрочную трудовую пенсию по выслуге лет в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации вМосковском районе города КазаниназначитьЕмелиной М.В. досрочную страховую пенсию по старости с "дата".
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации вМосковском районе города Казани в пользу Емелиной М.В. государственную пошлину в размере 300 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика - Бадертдинову Л.Г, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Емелину М.В. и ее представителя Ибрагимову Д.И, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Емелина М.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации вМосковском районе города Казани о включении периода работы в специальный страховой стаж, признании права на досрочную страховую пенсию по старости, об обязании назначить досрочную страховую пенсию.
В обоснование заявленных требований истец указала, что "дата" обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации вМосковском районе города Казани (далее также Управление ПФР) с просьбой о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако, в удовлетворении заявления ей отказали по мотиву отсутствия требуемого стажа для назначения указанной пенсии, не включив в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период работы "дата" по "дата" (11 месяцев 2 дня) в должности учителя начальных классов в Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для слепых и слабослышащих детейN 172, поскольку у школы в указанный период отсутствовала регистрация учреждения в качестве юридического лица. Данное решение Емелина М.В. посчитала необоснованным, в связи с чем, обратилась в суд с иском, в котором просила включить в специальный страховой стаж период ее работы с "дата" по "дата" (11 месяцев 2 дня) в должности учителя начальных классов в Специальной (коррекционной) школе для слепых и слабослышащих детейN 172; признать за ней правона досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации вМосковском районе города Казаниназначитьей досрочную страховую пенсию по старости с "дата"; взыскать с ответчика в возмещение расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании истец и ее представитель заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации вМосковском районе города Казани в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, направив в адрес суда отзыв на заявленные Емелиной М.В. требования, в которых исковые требования не признал в силу следующего. В ходе проверки было выявлено, что школа прошла государственную регистрацию в качестве юридического лица "дата", что подтверждено уставом учреждения, свидетельством о государственной регистрации, лицензией на право проведения образовательно-воспитательного процесса, выпиской ИЛС застрахованного лица. При таких обстоятельствах право Емелиной М.В. на назначении досрочной пенсии по старости на момент обращения в пенсионный фонд не возникло.
Судом вынесено решение об удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика, выражая несогласие с принятым по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе им приводятся те же доводы, что и в возражениях на исковое заявление, указывается на отсутствие правовых оснований для включения в специальный стаж Емелиной М.В. спорного периода работы, поскольку у образовательного учреждения в спорный период отсутствовала регистрация в качестве юридического лица. Кроме того, из сведений, содержащихся в выписке из индивидуального лицевого счета Емелиной М.В, следует, что работодателем в Управление ПФР спорный период показан общим стажем, без указания кода льготы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления ПФР - Бадертдинова Л.Г. жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Истец Емелина М.В. и ее представитель - Ибрагимова Д.И. с жалобой не согласились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу положений пункта 19 части 1, частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, согласно части 3 статьи 30 данного Федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же Федерального закона, как это предусмотрено в части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г.
N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрено, что работа в должностях учителя в школах всех наименований засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Емелина М.В. "дата" была принята на должность учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе для слепых и слабослышащих детей N 172, что подтверждается записями в трудовой книжке истца, приказом о приеме на работу.
В настоящее время Емелина М.В. работает учителем начальных классов в МБОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа N 34" Московского района с "дата" (приказ о приеме на работу от "дата"... ), что подтверждается справка от "дата"
...
"дата" Емелина М.В. обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по выслуге лет.
Решением от "дата"... Управлению Пенсионного фонда в Московском районе г. Казани истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации", в связи с отсутствием требуемого специального стажа для назначения указанной пенсии. При этом ответчиком учтен специальный стаж для назначения Емелиной М.В. пенсии в связи педагогической деятельностью 24 года 0 месяцев 26 дней.
В специальный стаж не включены периоды:
- с "дата" по "дата" (11 месяцев 2 дня) в должности учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе для слепых и слабослышащих детей N 172, отсутствует регистрация учреждения в качестве юридического лица (дата регистрации "дата");
- с "дата" по "дата", с "дата" гола по "дата" - административные отпуска за время работы в должности учителя начальных классов МБОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа N34", не предусмотрено включение в стаж на соответствующих видах работ времени нахождения в отпуске без сохранения заработной платы. Не включение периодов нахождения истца в административных отпусках последней не оспариваются.
Емелиной М.В. рекомендовано обратиться за назначением страховой пенсии по старости, доработав недостающую продолжительность стажа педагогической деятельности, или по достижении общеустановленного пенсионного возраста.
Полагая, что его права нарушены, истец обратился с настоящим иском в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя требования в части включения в специальный трудовой стаж периода работы с "дата" по "дата" (11 месяцев 2 дня) в должности учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе для слепых и слабослышащих детей
N 172 "адрес", суд первой инстанции исходил из того, что представленными в материалы дела письменными доказательствами достоверно подтверждено, что истец работал в указанный спорный период времени, осуществляя педагогическую деятельность в образовательном учреждении для детей, наименование должности истца и учреждения соответствуют Списку от 29 октября 2002 года N 781.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, так как они основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют нормам права, регулирующим спорные отношения.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что спорный период работы истца не подлежит включению в его специальный трудовой стаж в связи с отсутствием у специальной (коррекционной) школы для слепых и слабослышащих детей N 172 "адрес" в спорный период работы истца статуса юридического лица, судебной коллегией отклоняются как основанные на неправильном понимании норм пенсионного законодательства.
Как усматривается из постановления Главы администрации города Казани от 27 октября 2001 года N 2277, в целях реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специальной (коррекционном) обучении и социальной адаптации на основании специальных педагогических подходов было принято решение об открытии специальной (коррекционной) школы для слепых и слабослышащих детей
N 172. Согласно данным трудовой книжки Емелиной М.В, "дата" она принята на должность учителя начальных классов в Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для слепых и слабослышащих детейN 172, где проработала до "дата". Стаж работы в данном учреждении с "дата" засчитан ответчиком в льготном исчислении, поскольку учреждение прошло государственную регистрацию в качестве юридического лица "дата".
Ранее действовавший Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.
В статье 80 Закона Российской Федерации 20 ноября 1990 года N 340-1 (в редакции от 03 ноября 2000 года) в качестве единственного условия, определяющего право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, предусмотрено только наличие выслуги не менее 25 лет вне зависимости от форм собственности учреждений.
В связи с чем педагогические работники, осуществлявшие свою деятельность до вступления в законную силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в школах и других учреждениях для детей, не относящихся к государственным или муниципальным учреждениям, и не имеющих статус юридического лица, имеют право на государственное пенсионное обеспечение наравне с работниками государственных образовательных учреждений, имеющих статус юридического лица, в связи с чем при переходе на новую систему пенсионного обеспечения истец не может ставиться в неравные условия или ограничиваться в своих пенсионных правах, в том числе, в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет, в зависимость от принадлежности нешкольного учреждения.
Поскольку наименование должности Емелиной М.В. - учитель предусмотрена пунктом 1 раздела "Наименование должностей" указанного выше Списка, а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" предусмотрены школы всех наименований суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении в педагогический стаж истца периода работы с с "дата" по "дата" (11 месяцев 2 дня) в должности учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе для слепых и слабослышащих детей N 172 "адрес".
Таким образом, изложенные в апелляционной жалобе доводы о неправильном применении норм материального права, а также об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца спорного периода работы являются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
С учетом включения оспариваемого ответчиком периода работы истца, а также периодов зачтенных ответчиком в бесспорном порядке, специальный стаж Емелиной М.В. на день обращения с заявлением в орган пенсионного фонда составлял более 25 лет, в связи с чем суд обоснованно удовлетворил исковые требования и в части назначения досрочной страховой пенсии по старости с "дата".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда города Казани от 20 марта 2019года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Казани - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.