Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М,
судей Моисеевой Н.Н. и Шакировой З.И,
при секретаре судебного заседания Мусиной А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Нурмиева М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Латыпова А.З. - адвоката Гайфутдинова Л.Р. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 12 апреля 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Латыпова Айдара Зуфаровича к УФСБ РФ по РТ о признании незаконным решения и обязании восстановить на учёте нуждающихся в жилом помещении оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Латыпова А.З. и его представителя адвоката Гайфутдинова Л.Р, поддержавших доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан Галиуллина И.А, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Латыпов А.З. обратился к Управлению ФСБ России по Республике Татарстан (далее также Управление) с иском о признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности восстановить на учёте нуждающихся в жилом помещении. В обоснование иска указано, что решением жилищной комиссии УФСБ России по Республики Татарстан (далее также жилищная комиссия), оформленным протоколом от 13 декабря 2018 года N 90, истец в составе семьи из четырёх человек был признан нуждающимся в жилом помещении и принят на соответствующий учёт с 13 ноября 2018 года.
Решением жилищной комиссии, оформленным протоколом от 31 января 2019 года N 91, названное решение той же комиссии от 13 декабря 2018 года было отменено в связи с наличием в пользовании истца и членов его семьи квартиры по адресу "адрес".
Истец полагал указанное решение от 31 января 2019 года N 91 незаконным, поскольку названная квартира была предоставлена семье истца по договору социальной ипотеки от 22 октября 2007 года; по условиям договора право собственности на квартиру возникнет у граждан-участников договора лишь после выплаты её стоимости. В связи с изложенным Латыпов А.З. просил признать незаконным названное решение жилищной комиссии от 31 января 2019 года N 91 в части исключения его из списка нуждающихся в жилом помещении, обязать ответчика восстановить истца и членов его семьи на указанном учёте и принять на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении площадью 72 кв.м в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения с даты обращения, т.е. с
13 ноября 2018 года.
Истец Латыпов А.З. и его представитель адвокат Гайфутдинов Л.Р. в суде первой инстанции иск поддержали.
Представитель Управления Галиуллин И.А. в суде первой инстанции иск не признал.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, приняв решение в приведённой формулировке.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Апеллянт повторяет доводы иска о необоснованности учёта квартиры, предоставленной по договору социальной ипотеки, при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения, поскольку истец собственником указанной квартиры не является. Податель жалобы отмечает, что оспариваемое решение жилищной комиссии мотивировано ссылкой на подпункт "б" пункта 29 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утверждённых приказом ФСБ Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 590, согласно которому военнослужащие (граждане) и члены их семей снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Вместе с тем истец не претендовал на получение жилого помещения по договору социального найма. В жалобе выражается мнение о том, что требования истца соответствуют положениям пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с положениями части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно положениям абзацев 1, 12 пункта 1 Федерального закона от
27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 указанного Федерального закона.
В соответствии с положениями части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
По делу установлено, что решением жилищной комиссии УФСБ России по Республики Татарстан, оформленным протоколом от 13 декабря 2018 года
N 90, подполковник Латыпов А.З. в составе семьи из четырёх человек был признан нуждающимся в жилом помещении площадью 72 кв.м в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения с 13 ноября 2018 года (пункт 2 повестки дня).
Решением жилищной комиссии, оформленным протоколом от 31 января 2019 года N 91, названное решение той же комиссии от 13 декабря 2018 года в части принятия подполковника Латыпова А.З. и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилом помещении было отменено, истец исключён из списков нуждающихся в жилом помещении в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (пункт 3 повестки дня). Решение мотивировано тем, что после принятия решения от 13 декабря
2018 года от истца был получен протокол участия, выбора и передачи "будущей собственной квартиры" гражданина от 26 июня 2014 года, являющийся приложением к договору социальной ипотеки от 22 октября
2007 года. Согласно протоколу Латыпову А.З. и членам его семьи передана квартира общей площадью 83,4 кв.м, расположенная по адресу г "адрес".
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что площадь предоставленной по договору социальной ипотеки квартиры учитывается при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом.
Предоставление гражданам жилья по программе социальной ипотеки в Республике Татарстан регламентируется положениями Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" (далее - Закон
N 69-ЗРТ).
Согласно положениям статьи 3 Закона N 69-ЗРТ в целях указанного Закона под социальной ипотекой понимается предоставление гражданам жилья в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства.
В соответствии с положениями статьи 4 Закона N 69-ЗРТ государственная поддержка развития жилищного строительства в Республике Татарстан осуществляется на основе принципов доступности, обеспечения содействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Татарстан реализации жителями Республики Татарстан конституционного права на жилище, платности, срочности, возвратности, адресности государственной поддержки с учётом доходов граждан, обеспечения защиты прав граждан и инвесторов.
Согласно положениям пункта 2 Порядка определения условий и сроков рассрочки платежей граждан для приобретения жилья по социальной ипотеке, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 августа 2007 г. N 366, в целях указанного Порядка под первоначальным взносом понимаются денежные средства либо ликвидное имущество, вносимые Заявителем на момент заключения договора паевого накопления, обеспечивающие право участника приобрести квартиру; под сроком рассрочки платежа по выкупу жилого помещения - срок, рассчитанный специализированной организацией в зависимости от сроков предварительного накопления, размера первоначального взноса и среднемесячного совокупного дохода на одного члена семьи Заявителя.
Как правильно указано судом первой инстанции, из приведённых положений следует, что площадь предоставленной по договору социальной ипотеки квартиры подлежит учёту при определении уровня обеспеченности истца общей площадью жилого помещения, поскольку по своей правовой природе названный договор аналогичен договору коммерческой ипотеки. По условиям договора социальной ипотеки истец вправе использовать выбранную "будущую собственную квартиру" до приобретения права собственности на неё при условии увеличения суммы "задатка", обеспечивающего приобретение "права использования" "неоплаченных квадратных метров", зарегистрироваться по месту жительства в "будущей собственной квартире", получить справку о полной выплате пая и оформить за собой право собственности на квартиру.
С учётом изложенного судебная коллегия не может принять доводы апелляционной жалобы о необоснованности учёта названной квартиры при определении уровня обеспеченности истца общей площадью жилого помещения и о том, что требования истца соответствуют положениям пункта
1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ссылка жилищной комиссии на подпункт "б" пункта 29 названных Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, поскольку названная норма связана с определением критериев нуждаемости в улучшении жилищных условий вне зависимости от избранной гражданином формы такого улучшения.
Иных доводов к отмене оспариваемого решения апелляционная жалоба не содержит.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 12 апреля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Латыпова А.З. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.