Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И,
судей Гаянова А.Р, Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Иванова Родиона Михайловича на решение Сабинского районного суда Республики Татарстан от 26 апреля 2019 года, которым исковые требования Иванова Радиона Михайловича к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении пенсии удовлетворены частично.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Иванова Р.М. в поддержку жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванов Р.М. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан (далее - УПФР) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении пенсии.
В обоснование иска указано, что решением УПФР от 12 декабря 2018 года за N 1475604/18 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на том основании, что у него отсутствует требуемый специальный педагогический стаж продолжительностью 25 лет, поскольку в льготный педагогический стаж не подлежит включению период его службы в Вооруженных Силах СССР с 25 ноября 1985 года по 3 декабря 1987 года, а также период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 5 ноября 2006 года по 31 декабря 2006 года.
Истец с позицией ответчика не согласен, поскольку в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года за N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшего во время его службы в Вооруженных Силах СССР, этот период засчитывался в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, а в период с 5 ноября 2006 года по 31 декабря 2006 года он состоял со школой в трудовых отношениях, трудовой договор не расторгал. По этим основаниям истец просил признать решение ответчика от 30 ноября 2018 года за N 1475604/18 незаконным в части отказа во включении в специальный педагогический стаж периода его службы в Вооруженных Силах СССР и периода его нахождения в отпуске, возложить на ответчика обязанность включения в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, вышеназванных периода его службы в Вооруженных Силах СССР и периода отпуска, признать за ним право на досрочную пенсию, выплатить ему пенсию с 30 ноября 2018 года - с даты обращения в пенсионный орган, а также взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В связи с опиской в решении от 30 ноября 2018 года за N 1475604/18 при указании периода службы истца по призыву данное решение ответчиком отменено и принято новое решение от 22 января 2019 года за N 1475604/18-390-19/16 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального педагогического стажа продолжительностью 25 лет, которым отказано во включении в льготный педагогический стаж периода службы истца в Вооруженных Силах СССР с 14 мая 1984 года по 22 мая 1986 года, а также периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 05 ноября 2006 года по 31 декабря 2006 года (л.д. 21, 22 - 23).
Считая данное решение пенсионного органа необоснованным, Иванов Р.М. по вышеуказанным основаниям просил признать его незаконным в части отказа во включении в специальный педагогический стаж периода его службы в Вооруженных Силах СССР с 14 мая 1984 года по 22 мая 1986 года и периода его нахождения в отпуске с 5 ноября 2006 года по 31 декабря 2006 года, возложить на ответчика обязанность включения в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, этих спорных периодов, признать за ним право на досрочную пенсию, выплатить ему пенсию с 30 ноября 2018 года - с даты обращения в пенсионный орган, а также взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В последующем Иванов Р.М, увеличив заявленные требования, просил дополнительно также обязать ответчика включить периоды работы с 11 августа 1986 года по 18 августа 1987 года в Елабужском управлении разведочного бурения треста "ТНГР" помощником бурильщика 3 разряда эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ, период работы с 12 ноября 1987 года по 01 сентября 1989 года в районе Крайнего Севера - в д. Денисовка Усинского района Республики Коми и во второй экспедиции в полевых условиях на перевалочной базе грузчиком в цехе комплектации оборудования, и периода работы с 06 сентября 1989 года по 01 июня 1995 года в должности обрубщика сучьей в Абдинском лесничестве Кзыл-Юлдузского лесхоза.
В судебном заседании истец Иванов Р.М. поддержал свои исковые требования.
Представитель УПФР Зайнуллин М.Ф. иск не признал.
Представитель третьего лица - МКУ "Отдел образования исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан" не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Решением Сабинского районного суда Республики Татарстан от 26 апреля 2019 года постановлено:
исковые требования Иванова Радиона Михайловича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении пенсии удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан за N 1475604/18-390-19/16 от 22 января 2019 года об отказе в назначении Иванову Радиону Михайловичу досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности незаконным в части отказа во включении в льготный стаж периода работы учителем математики в Абдинской средней школе Тюлячинского района Республики Татарстан с 05 ноября 2006 года по 31 декабря 2006 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период работы Иванова Радиона Михайловича учителем математики в Абдинской средней школе Тюлячинского района Республики Татарстан с 05 ноября 2006 года по 31 декабря 2006 года.
В остальной части иска Иванова Радиона Михайловича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении пенсии отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан в пользу Иванова Радиона Михайловича судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе Иванов Р.М. просит решение суда в части отказа в удовлетворении иска отменить и принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме, указывая на ненадлежащую оценку судом обстоятельств по делу. Истец полагает, что период военной службы по призыву подлежит включению в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Иванов Р.М. жалобу поддержал, настаивая на том, что период военной службы должен быть включен в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Представитель УПФР в суд апелляционной инстанции не явился, извещен, направил ходатайство о рассмотрение дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица - МКУ "Отдел образования исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан" в суд апелляционной инстанции не явился, извещен, направил ходатайство о рассмотрение дела в свое отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу положений пункта 19 части 1, частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Из материалов дела следует, что Иванов Р.М. с 14 мая 1984 года по 22 мая 1986 года проходил службу в Вооруженных Силах СССР. С 1 сентября 1995 года по настоящее время работает учителем математики в Абдинской средней школе Тюлячинского района Республики Татарстан, впоследствии переименованной в МБОУ "Абдинская средняя общеобразовательная школа Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан", а 7 октября 2015 года - реорганизованной путем присоединения в филиал МБОУ "Большемешинская средняя общеобразовательная школа Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан".
30 ноября 2018 года Иванов Р.М. обратился в УПФР с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решениями УПФР от 12 декабря 2018 года за N 1475604/18 и от 22 января 2019 года за N 1475604/18-390-19/16 в назначении пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа продолжительностью 25 лет. При этом, в специальный педагогический стаж не включен период его службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 14 мая 1984 года по 22 мая 1986 года, а также период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 5 ноября 2006 года по 31 декабря 2006 года. В бесспорном порядке в данный стаж истца зачтены 23 года 02 месяца 28 дней.
Полагая, что его права нарушены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период работы с 5 ноября 2006 года по 31 декабря 2006 года подлежит включению в специальный педагогический стаж истца.
Решение суда в этой части сторонами не обжаловано, является законным и обоснованным.
Отказывая в удовлетворении остальной части иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом районного суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что период военной службы подлежит включению в специальный педагогический стаж истца, отклоняется судебной коллегией как основанный на ошибочном толковании законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Согласно подпункту "м" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2001г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992г.
Согласно подпункту "г" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Данное постановление утратило силу с 01 октября 1993 года.
В период действия данного Постановления Иванов Р.М. стажа педагогической деятельности не имел, поскольку приступил к такой работе лишь с 1 сентября 1995 года, согласно записям в трудовой книжке истец впервые принят на должность педагога с указанной даты.
Поскольку педагогической деятельности в период действия Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, у истца не имелось, он не мог предполагать, что служба в армии будет зачтена в его специальный стаж работы.
Поэтому включение в специальный стаж периода военной службы по призыву возможно лишь в том случае, если до 1 октября 1993 года у истца была еще работа в любой должности, из числа предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
Данный вывод согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан").
В указанном Постановлении от 29 января 2004 г. N2-П Конституционный Суд Российской Федерации сослался также на свою правовую позицию, сформулированную ранее в его Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", согласно которой придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Не предусмотрен зачет в специальный стаж периода службы в армии и ныне действующими Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права к спорным правоотношениям, и вынес законное и обоснованное решение.
Правовых оснований для зачета периода службы в армии в стаж педагогической деятельности истца не имеется, необходимого стажа (25 лет) указанной деятельности на момент обращения за назначением страховой пенсии у истца не выработано, следовательно, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба не содержит доводов в отношении отказа во включении в специальный педагогический стаж истца периодов работы с 11 августа 1986 года по 18 августа 1987 года в Елабужском управлении разведочного бурения треста "ТНГР" помощником бурильщика 3 разряда эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ, период работы с 12 ноября 1987 года по 1 сентября 1989 года в районе Крайнего Севера - в д. Денисовка Усинского района Республики Коми и во второй экспедиции в полевых условиях на перевалочной базе грузчиком в цехе комплектации оборудования, и периода работы с 6 сентября 1989 года по 1 июня 1995 года в должности обрубщика сучьей в Абдинском лесничестве Кзыл-Юлдузского лесхоза.
Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска в части включения в его специальный педагогический стаж вышеуказанных периодов работы, поскольку пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, не предусмотрено суммирование педагогического стажа с периодами иных видов работ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о неправильном применении и толковании норм материального права, а также о наличии оснований для включения в специальный стаж истца указанного выше спорного периода, являются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
При таких обстоятельствах, постановленное судом решение не противоречит требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, вследствие чего оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сабинского районного суда Республики Татарстан от 26 апреля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Иванова Родиона Михайловича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.