Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Муртазина А.И,
судей Гаянова А.Р. и Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Новосельцева С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Закировой Ф.Г. - Патраковой Н.П. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 09 апреля 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления Закировой Ф.Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) о включении в специальный страховой стаж периодов работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию - отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Закирова Ф.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) о включении в специальный страховой стаж периода работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию. В обоснование требований истица указала, что решением ответчика от "дата"... ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
С данным отказом истица не согласна, полагает, что в указанный стаж ответчиком необоснованно не зачтен период работы с "дата" по "дата" в должности медицинской сестры профилактория объединения сельскохозяйственных кооперативов "Узяк" "адрес".
Просила суд обязать ответчика включить в специальный страховой стаж период работы с "дата" по "дата" в должности медицинской сестры профилактория объединения сельскохозяйственных кооперативов "Узяк" "адрес" и назначить досрочную страховую пенсию с момента возникновения данного права с "дата".
В судебном заседании 11 февраля 2019 года представитель истца - Патракова Н.П. увеличила исковые требования, просила также включить в специальный страховой стаж период работы истца с "дата" по "дата" в режиме неполного рабочего времени на 0,75 ставки в качестве амбулаторной акушерки Байсаровской участковой больницы Актанышской ЦРБ.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд в приведенной выше формулировке принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, об удовлетворении заявленных исковых требований, при этом указывает, что спорный период работы в должности медицинской сестры профилактория объединения сельскохозяйственных кооперативов "Узяк" "адрес" подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, так как в рассматриваемом случае допускается применение нормативно правовых актов, регулировавших порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет, действовавших до 31 декабря 2001 года. Спорный период в стаж истца мог быть включен как на основании Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", так и Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления выслуги лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с положениями подпункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее закон "О страховых пенсиях"), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) от "дата"
... истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
При этом ответчиком не были включены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии период работы с "дата" по "дата" в должности медицинской сестры профилактория Объединения сельскохозяйственных кооперативов "Узяк" "адрес", а также период работы в режиме неполного рабочего времени с "дата" по "дата".
Полагая, что его права нарушены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что для включения спорного периода с "дата" по "дата" в специальный стаж работа Закировой Ф.Г. должна была проходить в организации или учреждении лечебно-профилактического или санитарно-эпидемиологического направления. Однако она работала в сельскохозяйственном кооперативе, который не являлся таким учреждением. В обоснование отказа во включении в специальный стаж истца периода с "дата" по "дата" суд указал, что в этом случае не соблюдается требование пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы представителя Закировой Ф.Г. не могут повлечь за собой отмену обжалуемого решения в силу следующего.
В Списках соответствующих работ (профессий и должностей), утвержденных Постановлениями Правительства Российской Федерации N 1066 от 22 сентября 1999 года и N 781 от 29 октября 2002 года конкретизированы учреждения, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости.
Согласно действовавшему до 01 ноября 1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 06 сентября 1991 года) работа в должности медицинской сестры санатория (курорта) включалась в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, независимо от профиля данного учреждения. Постановлением Правительства Российской Федерации N 1066 от 22 сентября 1999 года был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 01 ноября 1999 года и предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в должности медицинской сестры санаториев (курортов) только определенного профиля (для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические).
В пункте 21 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, указаны санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.
В соответствии со Списком профессий и должностей от 06 сентября 1991 года N464, подлежащим применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с "дата" по "дата" включительно, и действовавшим, в том числе, в спорные периоды работы истца в должности медицинской сестры профилактория Объединения сельскохозяйственных кооперативов "Узяк" "адрес", право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Однако, как верно указано судом первой инстанции, работа Закировой Ф.Г. не проходила в организации или учреждении лечебно-профилактического или санитарно-эпидемиологического направления. Закирова Ф.Г. работала в сельскохозяйственном кооперативе, который не являлся таким учреждением.
Не предусмотрены кооперативы и действующими в настоящее время списками учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
В соответствии с пунктом 6 действующих в настоящее время Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке, в следующих структурных подразделениях:
в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций;
в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии;
в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений;
в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Суд первой инстанции установил, что по данным трудовой книжки Закирова Ф.Г. "дата" была принята на работу в объединение сельскохозяйственных кооперативов "Узяк" "адрес" в качестве медсестры, профилакторий в д "адрес" (протокол заседания правления от "дата").
"дата" Закирова Ф.Г. уволена по статье 31 КЗОТ РФ по собственному желанию (протокол заседания правления от "дата").
На запрос суда архивный отдел Исполнительного комитета Актанышского муниципального района Республики Татарстан направил архивную справку и архивные копии лицевых счетов Закировой Ф.Г, подтверждающих факт ее работы в колхозе "Узяк" "адрес"; кроме того сообщил, что карточки Т-2, приказы по личному составу (прием, увольнение) в колхозе "Узяк" не заводились, в протоколах заседаний колхоза записей о приеме и увольнении не обнаружены. Положения о профилактории, штатные расписания, устав СПК в архивный отдел не сданы.
Поскольку ни записи, содержащиеся в трудовой книжке истца, ни представленные суду справки, ни иные документы, не свидетельствуют о том, что в оспариваемый период трудовая деятельность истца протекала в структурных подразделениях, указанных в пункте 6 Правил, оснований для включения в специальный страховой стаж периода работы с "дата" по "дата" в должности медицинской сестры профилактория Объединения сельскохозяйственных кооперативов "Узяк" "адрес" не имеется.
Также обоснованно суд отказал истцу во включении в специальный стаж периода работы с "дата" по "дата" в режиме неполного рабочего времени на 0,75 ставки в качестве амбулаторной акушерки Байсаровской участковой больницы Актанышской ЦРБ, так как в соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, периоды работы начиная с 01 ноября 1999 года, засчитываются в стаж при условии ее выполнения в объеме полной ставки.
Таким образом, вывод суда об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью, оспариваемого периода работы, следует признать правильным.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о неправильном применении и толковании норм материального права, а также о наличии оснований для включения в специальный стаж истицы указанного выше спорного периода, являются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
При таких обстоятельствах, постановленное судом решение не противоречит требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, вследствие чего оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 09 апреля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Закировой Ф.Г. - Патраковой Н.П. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.