Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Е.А. Чекалкиной,
судей А.М. Галиевой, Ю.Ф. Камаловой,
при секретаре Д.Ф. Миннебаеве,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи А.М. Галиевой гражданское дело по апелляционной жалобе исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Советского районного суда города Казани от 6 мая 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Р.Э. Камбулова к исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании права собственности отсутствующим и признании права собственности на наследственное имущество удовлетворить.
Признать право собственности на квартиру, расположенную по адресу: город Казань, "адрес", кадастровый номер.., за муниципальным образованием город Казань Республики Татарстан, отсутствующим.
Признать за Р.Э. Камбулова право собственности на квартиру, общей площадью 37,6 кв.м, расположенную по адресу город Казань, "адрес", кадастровый номер...
Заслушав объяснения представителя исполнительного комитета муниципального образования города Казани В.Н. Федорова в поддержку доводов апелляционной жалобы, И.Г. Камбуловой и Р.Э. Камбулова, возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Р.Э. Камбулов, И.Г. Камбулова обратились в суд с иском к исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке наследования.
В обоснование иска указано, что 26 ноября 1999 года по программе ликвидации ветхого жилья К. предоставлена квартира, расположенная по адресу: город Казань улица "адрес", он проживал в ней с 1 июня 2000 года с семьей в составе трех человек: К, Р.А. Камбулова, Р.Э. Камбулов. Вся семья зарегистрирована по месту жительства в этом жилом помещении. В 2004 году К. выданы три экземпляра договора на передачу жилого помещения в собственность граждан для регистрации права собственности на квартиру в порядке приватизации на К. и Р.Э Камбулова, но он право собственности на квартиру не зарегистрировал.
14 июня 2018 года К. умер.
Его единственный сын Р.Э. Камбулов обратился за оформлением права собственности на квартиру, ответчик ему отказал, ссылаясь на невозможность повторной передачи квартиры по приватизации, поскольку умершему К. были предоставлены три экземпляра договора на передачу жилого помещения в собственность граждан, поэтому вновь оформить договор на приватизацию на иное лицо не представляется возможным. Поскольку уполномоченный орган распорядился на основании закона жилым помещением, но переход права собственности на жилое помещение и право собственности на жилое помещение не зарегистрированы, Р.Э Камбулов не может зарегистрировать свою долю по переданным его отцу договорам ввиду их утери последним. Истцы полагают, что в соответствии с договором в приватизации участвовали в равных долях К. и Р.Э. Камбулов, соответственно ? доля в праве общей долевой собственности Р.Э. Камбулову принадлежит на праве приватизации, ? доля в праве общей долевой собственности по праву наследования сыну умершего Р.Э. Камбулову, ? доля в праве общей долевой собственности по праву наследования принадлежит матери умершего И.Г. Камбуловой.
Впоследствии Р.Э. Камбулов с учетом уточнения иска просил признать отсутствующим право собственности ответчика на однокомнатную квартиру N "адрес" города Казани, общей площадью 37,6 кв.м, кадастровый номер.., признать за ним право собственности на указанное жилое помещение.
В судебном заседании истцы иск поддержали, представитель ответчика иск не признал.
Суд иск удовлетворил, постановив решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе исполнительный комитет муниципального образования города Казани ставит вопрос об отмене решения и отказе в иске, указывая, что исполнительный комитет муниципального образования города Казани права и законные интересы истца не нарушал.
Судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил данного Кодекса не следует иное.
Согласно статье 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В силу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из положений статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В статье 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы принятия наследства.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Установлено, что 14 июня 2018 года умер К..
Руслан Эдуардович Камбулов является сыном К..
Согласно данным Единой информационной системы нотариата по состоянию на 15 марта 2019 года наследственное дело после смерти К. не значится.
26 ноября 1999 года по программе ликвидации ветхого жилья К. предоставлена квартира, расположенная по адресу: город Казань, улица "адрес".
Из выписки из домовой книги от 28 ноября 2018 года следует, что в указанном жилом помещении значатся зарегистрированными с 2000 года умерший К, его сын Р.Э. Камбулов и супруга Р.А. Камбулова.
Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21 мая 2013 года проведена государственная регистрация права собственности муниципального образования "город Казань Республики Татарстан" на указанную квартиру.
Письмом N 129 от 25 января 2019 года муниципальное унитарное предприятие города Казани "Дирекция муниципальных жилищных программ" сообщает, что 20 августа 2004 года договоры передачи жилого помещения в собственность граждан с необходимыми документами выданы К. для регистрации права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Из ответа администрации Советского района исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 9 апреля 2019 года на запрос суда следует, что на основании заявления от 19 апреля 2004 года оформлен договор на передачу жилого помещения, расположенного по адресу: город Казань, улица "адрес", в собственность К. и Р.Э. Камбулова - по ? доле каждому.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебной практике по делам о наследовании" от 29 мая 2012 года N 9, под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из пояснений истца Р.Э. Камбулова (сына умершего наследодателя) и И.Г. Камбуловой (матери умершего) следует, что наследниками являются они - сын и мать умершего, брак с Р.А. Камбуловой расторгнут. И.Г. Камбулова пояснила, что к нотариусу с заявлением о принятии наследства сына не обращалась, на наследство сына не претендует.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Р.Э. Камбулов проживает в спорном жилом помещении, почтовый адрес жилого помещения указан истцом в исковом заявлении в качестве места проживания.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции сделан правильный вывод об обоснованности заявленных Р.Э. Камбуловым исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы исполнительного комитета муниципального образования города Казани о том, что исполнительный комитет муниципального образования города Казани права и законные интересы истца не нарушал, не могут повлечь отмену решения суда.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Казани от 6 мая 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу исполнительного комитета муниципального образования города Казани - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.