Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Муртазина А.И,
судей Гаянова А.Р, Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Ахметовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Новосельцева С.В. гражданское дело по апелляционным жалобам Долгановой Е.Д. и заместителя начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске Республики Татарстан Кутилиной Л.А. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 05 апреля 2019 года, которым постановлено:
исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии от "дата"... в части включения периода работы по беременности и родам с "дата" по "дата" в календарном исчислении.
Включить в специальный трудовой стаж Долгановой Е.Д, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии:
- период отпуска по беременности и родам с "дата" по "дата" в должности палатной медсестры в хирургическом отделении N 1 медсанчасти производственного объединения "Нижнекамскнефтехим" в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев;
- период работы в должности воспитателя детского сада N 1 с "дата" по "дата" в календарном исчислении;
- период работы в должности заведующей Урманчеевским медицинским пунктом - медицинской сестрой с "дата" по "дата" в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 2 месяца.
Остальные исковые требования оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца - Кодинцевой О.С, поддержавшей доводы жалобы Долгановой Е.Д. и возражавшей против удовлетворения жалобы пенсионного фонда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Долганова Е.Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске (далее по тексту - УПФР) о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, обязании включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, обязании назначить пенсию.
В обоснование исковых требований указала, что "дата" обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Решением от "дата" ей отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж в бесспорном порядке зачтено 23 года 1 месяц 12 дней. Указанный отказ считает незаконным по следующим основаниям.
По состоянию на "дата" пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066. В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев. Поскольку в пункте 2 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как 1 год и 6 месяцев названы оперирующие врачи, специалисты всех наименований в соответствующих отделениях хирургического профиля стационаров. Период с "дата" по "дата" - это период нахождения истицы в дородовом и послеродовом отпуске, который учтен только в календарном исчислении. Также в стаж включены периоды работы с "дата" по "дата" в качестве палатной медицинской сестры в хирургическом отделении
N 1 и с "дата" по "дата" в качестве палатной медицинской сестры гинекологического отделения в государственном унитарном предприятии Республики Татарстан "Нижнекамская многопрофильная больница N 3" (далее по тексту - ГУП "Нижнекамская многопрофильная больница... ") как год за год, хотя, по мнению истицы, указанные периоды должный были исчисляться как 1 год за 1 год и 6 месяцев. Кроме того период работы с "дата" по "дата" в должности палатной медицинской сестры медицинского автономного учреждения "Зангар Куль" (далее по тексту - МАУ "Зангар Куль") в льготный стаж не включен, так как списком должностей и учреждений не предусмотрено указанное наименование. С указанным выводом истица также не согласна, так как МАУ "Зангар Куль" было создано для медицинского обслуживания лиц пожилого возраста, там проводилось лечение больных с нарушением опорно-двигательного аппарата и больных ревматизмом, помимо других направлений медицинского обслуживания. Период работы воспитательницей в детском саду с "дата" по "дата", по мнению истца, также должен быть включен в специальный стаж.
Истица просила признать решение УПФР от "дата" незаконным и обязать ответчика устранить допущенные нарушения пенсионного законодательства посредством включения в льготный стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости (за выслугу лет) периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с "дата" по "дата" (5 месяцев 8 дней) в должности палатной медсестры в хирургическом отделении N 1 в льготном исчислении 7 месяцев 23 дня вместо 5 месяцев 8 дней в календарном исчислении, включить в льготный стаж истца период работы с "дата" по "дата" (6 лет 3 месяца 11 дней) в качестве палатной медицинской сестры в хирургическом отделении N 1, с "дата" по "дата" (8 месяцев 27 дней) в качестве палатной медицинской сестры гинекологического отделения в ГУП "Нижнекамская многопрофильная больница N 3" в льготном исчислении 10 лет 6 месяцев 12 дней вместо 7 лет 8 дней, включить в льготный стаж истца период работы с "дата" по "дата" (1 год 9 месяцев 20 дней) в должности медицинской сестры в МАУ "Санаторий "Зангар Куль", включить в льготный стаж истца период работы в должности воспитателя детского сада с "дата" по "дата" (1 год и 22 дня), назначить истцу досрочную пенсию в связи с осуществлением медицинской деятельности с "дата".
Определением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от "дата" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ГАУЗ "НЦРМБ".
Определением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от "дата" принято увеличение исковых требований истца, согласно которому наряду с первоначальными требованиями истец просил взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей.
Определением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от "дата" принято увеличение исковых требований истца, согласно которым Долганова Е.Д. просила зачесть в льготный стаж: период с "дата" по "дата" год в должности воспитателя детского сада в календарном исчислении; период работы с "дата" по "дата" в должности заведующей Урманчеевским фельдшерско-акушерским пунктом в льготном исчислении 1 год за 1 год 2 месяца - 2 года 11 мес. 3 дня; период работы с "дата" по "дата" год в должности медсестры урологического отделения в календарном исчислении; период отпуска по беременности и родам с "дата" по "дата" в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев, итого 7 месяцев 23 дня; период работы с "дата" по "дата" в должности медсестры хирургического отделения N 1 в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев (1 год 4 месяца); период работы с "дата" по "дата" в должности палатной медсестры хирургического отделения в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев (9 лет 5 месяцев 1 день); период работы с "дата" по "дата" (1 год 9 месяцев 20 дней) в календарном исчислении.
В судебном заседании истица Долганова Е.Д. и ее представитель исковые требования о возложении на ответчика обязанности назначить истцу пенсию не поддержали, остальные требования просили удовлетворить по указанным в заявлении основаниям, пояснив также, что согласно трудовой книжке Долганова Е.Д. была принята на работу на должность воспитателя, каких-либо приказов о переводе ее няней не имеется, поэтому период работы истца воспитателем должен быть включен в ее льготный стаж. В Урманчеевский здравпункт (ФАП) она была принята на основании приказа на должность заведующей и медицинской сестры, поэтому период ее работы в Урманчеевском ФАП должен быть включен в льготный стаж работы истца как 1 год работы за 1 год и 2 месяца. Период нахождения истца в отпуске по беременности и родам должен быть включен истцу в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. Период работы истца палатной медсестрой в хирургическом отделении должен быть включен в льготный стаж истца, поскольку она, работая палатной медсестрой, ассистировала на малых операциях. Период работы истца палатной медсестрой в санатории "Зангар куль" также должен быть включен в ее льготный стаж, поскольку указанный санаторий был многопрофильный, одно из направлений было связано с лечением больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Окончательно истец и его представитель заявили требования к ответчику о признании решения пенсионного органа об отказе в назначении истцу досрочной трудовой пенсии незаконным. Обязать ответчика включить в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии:
1. период с "дата" по "дата" в должности воспитателя детского сада в календарном исчислении;
2. период работы с "дата" по "дата" в должности заведующей Урманчеевским ФАП в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 2 месяца;
3. период работы с "дата" по "дата" в должности медсестры урологического отделения в календарном исчислении;
4. период отпуска по беременности и родам с "дата" по "дата" в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев;
5. период работы с "дата" по "дата" в должности медсестры хирургического отделения N 1 в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев;
6. период работы с "дата" по "дата" в должности палатной медсестры хирургического отделения в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев;
7. период работы с "дата" по "дата" в должности медицинской сестры в МАУ "Санаторий "Зангар Куль" в календарном исчислении.
Также просили взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признала, пояснив, что УПФР периоды работы включены в специальный стаж истца на основании Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464: с "дата" по "дата" год в должности заведующей ФАП в льготном исчислении один год за 1 год и 3 месяца, что составило 3 года 1 месяц 18 дней; с "дата" по "дата" в качестве медсестры урологического отделения в льготном исчислении один год за 1 год и 6 месяцев, что составило 4 месяца 15 дней. Включение в специальный стаж периода работы с "дата" по "дата" в должности воспитателя детского сада указанным списком не предусмотрено. Итого УПФР за указанные периоды работы в специальный стаж включено 3 года 6 месяцев 3 дня. При применении Списка, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 в специальный стаж будут включены периоды: с "дата" по "дата" в качестве воспитателя детского сада. Согласно представленной архивной справке от "дата"... в ведомостях по начислению заработной платы Долгановой Е.Д. за "дата" год указана должность воспитатель, за "дата" год - няня детского сада; с "дата" по "дата" в качестве медсестры урологического отделения в календарном исчислении. Включение в специальный стаж периода работы с "дата" по "дата" в должности заведующей Урманчеевским ФАП указанным списком не предусмотрено. Итого за указанные периоды работы в специальный стаж включено 6 месяцев 28 дней. То есть применение Списка, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 к указанным периодам работы нецелесообразно.
Период отпуска по беременности и родам с "дата" по "дата" в должности палатной медсестры хирургического отделения N 1 Медсанчасти ПО "Нижнекамскнефтехим" включен в календарном исчислении, поскольку согласно пункту 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 льготный порядок исчисления стажа применяется к периодам работы, а отпуск по беременности и родам работой не является. Период работы с "дата" по "дата" в должности палатной медсестры хирургического отделения медсанчасти "Нижнекамскнефтехим" включен как 1 год за 1 год 6 месяцев. Период работы с "дата" по "дата" в должности палатной медсестры в хирургическом отделении N 1 медсанчасти "Нижнекамскнефтехим" включен в календарном исчислении, поскольку пунктом 1 Перечня структурных подразделений учреждения здравоохранения, клиник.., утвержденного Постановлением Правительства РФ от "дата".., установлено, что льготный порядок исчисления применяется к периодам работы в отделении хирургического профиля в должностях операционных медицинских сестер, включая старших, медицинских сестер перевязочных. Пунктом 1 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, льготный порядок исчисления стажа предусмотрен к периодам работы в отделениях хирургического профиля в должностях операционных медицинских сестер, включая старших, медицинских сестер перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом. Период с "дата" по "дата" в должности медицинской сестры палатной в МАУ "Санаторий "Зангар куль" не включен в специальный стаж, поскольку Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 наименование учреждения "Санаторий "Зангар куль" не предусмотрено.
На протяжении всего спорного периода работодатель индивидуальные сведения на истца в Пенсионный орган сдавал на общих основаниях. Оснований для назначения трудовой пенсии истцу не имеется.
В судебное заседание представитель третьего лица ГАУЗ "Нижнекамская центральная районная многопрофильная больница" не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд иск удовлетворил частично, постановив решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с принятым по делу судебным постановлением в части отказа во включении в льготный стаж периода работы "дата" по "дата" в должности медицинской сестры в МАУ "Санаторий "Зангар Куль" в календарном исчислении, указывая, что ранее данный санаторий являлся центром реаюилитации инвалидов с заболеваниями нервной, опорно-двигательной и соматической системы, в том числе трудоспособного возраста, не нуждающихся в постороннем уходе. В последствии данный центр был переименован в санаторий.
Ответчик в своей апелляционной жалобе указывает на незаконность решения в части включения в специальный стаж работы Долгановой Е.Д. периодов работы в должности воспитателя детского сада N 1 с "дата" по "дата" в календарном исчислении; в должности заведующей Урманчеевским медицинским пунктом - медицинской сестрой с "дата" по "дата" в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 2 месяца.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца - Кодинцева О.С. доводы апелляционной жалобы истца поддержала, с жалобой ответчика не согласился.
Представитель УПФР в заседание суда апелляционной инстанции не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Список 2002 года) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Правила 2002 года).
В соответствии с постановлением Конституционного Суда от 29 января 2004 года N 2-П исчисление страхового и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до 01 января 2002 года, может производиться по нормам ранее действовавшего пенсионного законодательства.
До вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и указанного выше Списка, вопросы назначения досрочной трудовой пенсии по старости регулировались статьей 81 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятым во исполнение указанного Закона Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 (Список 1991 года), регулировавшими вопросы включения в стаж периодов работы до ноября 1999 года, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Список 1999 года) и Правилами исчисления сроков выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Правила 1999 года), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, регулировавшими вопросы включения в стаж периодов работы с ноября 1999 года.
Право медицинских работников на пенсию за выслугу лет было предусмотрено и действовавшим до 1991 года законодательством, в частности, постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". Данным постановлением утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее Перечень) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работником просвещения и здравоохранения (далее Положение).
Действовавшим до 01 октября 1993 года Перечнем предусматривалось включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Названный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений. Однако 1 октября 1993 года было введено в действие постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Судом первой инстанции установлено, что Долганова Е.Д. в период с "дата" по "дата" выполняла трудовые обязанности в должности воспитателя детского сада N 1.
В указанный период работы истца действовали утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности воспитателя ясельной группы в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Данный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Согласно пункту 4.1 раздела 4 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" при исчислении стажа для назначения пенсий за выслугу лет допускается суммирования времени работы в должностях, предусмотренных разделами I "Учителя и другие работники просвещения" и II "Врачи и другие медицинские работники" Перечня, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397. В этом случае пенсия назначается по выбору заявителя либо как работнику просвещения, либо как работнику здравоохранения.
Такой подход основан на положениях Конституции Российской Федерации, которые предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Исходя из этого, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Таким образом, действовавшее в период работы истца в должности воспитателя в детском саду пенсионное законодательство предусматривало возможность включения указанного стажа именно в стаж, связанный с лечебной деятельностью.
Этот спорный периоды работы истца проходил в указанном выше учреждении в период с "дата" года по "дата" год, что регулировалось указанным выше Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года за N 1397.
Руководствуясь Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 июля 2005 года N 440, а также действовавшим до 01 октября 1993 года Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включались периоды работы в детских садах в должности воспитателя, судебная коллегия приходит к выводу о том, что включение в медицинский стаж периода работы Долгановой Е.Д. в должности воспитателя детского сада N 1 с "дата" по "дата" в календарном исчислении является обоснованным.
Также правомерно судом включен в льготный стаж период работы истца в должности заведующей Урманчеевским медицинским пунктом - медицинской сестрой с "дата" по "дата" в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 2 месяца.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от "дата"... истец была принята на работу заведующей Урманчеевским медпунктом с "дата", откуда была уволена по собственному желанию "дата" приказом от "дата"...
Согласно справке от "дата".., выданной ГАУЗ "Мамадышская центральная больница" Долганова (ранее Усачева) Е.Д. действительно с "дата" (приказ от "дата"... ) по "дата" (приказ от "дата"... ) работала в Мамадышской центральной районной больнице Татарской АССР в качестве заведующей Урманчеевским медицинским пунктом-медицинской сестрой.
В соответствии с выпиской из приказа по Мамадышской центральной больнице от "дата"... Усачева Е.Д. (в настоящее время Долганова) принята на работу заведующей Урманчеевским медицинским пунктом - медицинской сестрой с "дата".
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод представителя УПФР о том, что в трудовой книжке указано, что Долганова Е.Д. принята только на должность заведующей (без указания что и медицинской сестрой), поскольку правильность заполнения трудовых книжек работников в соответствии с нормами трудового законодательства возложена на работодателя, а указанное обстоятельство было подтверждено иными доказательствами.
Вместе с тем, апелляционная жалоба Долгановой Е.Д. относительно периода ее работы с "дата" по "дата" в должности медицинской сестры в МАУ "Санаторий "Зангар Куль" в календарном исчислении, также не подлежит удовлетворению.
С 1 ноября 1999 года был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066.
Этим Списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены в частности санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм: для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические (раздел "Наименование учреждений" пункта 21 Списка).
Аналогичное регулирование предусмотрено и пунктом 21 раздела "Наименования учреждений" действующего в настоящее время Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 37 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Таким образом, с 1 ноября 1999 года изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в санаториях (курорта) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологических больных.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06 августа 2007 года N 522 "О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации" медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Между тем, как указал в решении суд первой инстанции, лицензия указанного санатория суду не представлена, из Устава Муниципального-бюджетного учреждения "Детский оздоровительный лагерь "Зангар куль" следует, что данное учреждение является некоммерческой организацией в форме муниципального бюджетного учреждения, созданный муниципальным образованием "Нижнекамский муниципальный район" Республики Татарстан для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере организации отдыха детей и подростков.
Изучив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что осуществление в указанном выше санатории деятельности по одному из упомянутых выше профилей, материалами дела (в том числе лицензией, приложением к лицензии на осуществление медицинской деятельности), не подтверждено.
При этом, сведениями индивидуального (персонифицированного) учета льготный характер работы истца в спорный период времени также не подтвержден.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для включения в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы с "дата" по "дата" в должности медицинской сестры в МАУ "Санаторий "Зангар Куль" у суда не имелось, вывод суда об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца оспариваемого периода работы, следует признать правильным.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
При таких обстоятельствах, постановленное судом решение не противоречит требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, вследствие чего оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 05 апреля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы Долгановой Е.Д. и заместителя начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске Республики Татарстан Кутилиной Л.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.