Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Муртазина А.И,
судей Гаянова А.Р, Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Ахметовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Новосельцева С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан на решение Арского районного суда Республики Татарстан от 15 апреля 2019 года, которым постановлено:
иск Шагиева А. Г. удовлетворить частично.
Признать отказ Управления пенсионного Российской Федерации по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан в перерасчете размера пенсии Шагиева А. Г, проработавшего не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, незаконным.
Признать за Шагиевым А. Г. право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 "О страховых пенсиях".
Обязать Управление пенсионного Российской Федерации по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан произвести перерасчет пенсии с повышенной фиксированной выплатой к страховой пенсии по старости за 30 лет стажа в сельском хозяйстве с "дата".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика - Мухаметшина Э.Р, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шагиев А.Г. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан о признании права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
В обоснование своих требований истец указал, что с "дата" Пенсионный фонд начал выплаты нового вида надбавки к пенсии пенсионерам, проработавшим более 30 лет в сельском хозяйстве. Он имеет более 30 лет сельского стажа, в настоящее время не работает, является пенсионером по старости, и продолжает проживать в сельской местности. Однако ему данная выплата пенсионным фондом не назначена, в связи с тем, что период работы, начиная с "дата", не включен в сельский стаж, так как в трудовой книжке не указана должность. С "дата" был принят в члены колхоза "Октябрь" "адрес". Далее, с "дата" колхоз "Октябрь" был переименован в КП "Октябрь", с "дата" в общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Наласа", с "дата" в общество с ограниченной ответственностью СХК "Батыр", с "дата" в СХПК "Наласа", с "дата" в общество с ограниченной ответственностью "Наласинская МТС", с "дата" реорганизован в общество с ограниченной ответственностью "Наласа Агро", с "дата" в общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Игенче". В трудовую книжку запись о принятии с "дата" в члены колхоза "Октябрь" внесена без указания должности. В документах архивного фонда СХПК "Наласа" в лицевых счетах и в книге учета стажа и заработка колхозников должность также не указана. В действительности истец все эти годы работал в этом колхозе (под разным наименованием в связи с переименованием и реорганизацией), находящемся в селе "адрес" в должности водителя и комбайнера, о чем дирекцией общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Игенче" "адрес" выдана справка.
На основании изложенного истец просил установить факт работы с "дата" по "дата" в должности водителя и комбайнера в колхозе "Октябрь" (далее КП "Октябрь, ООО "АФ Наласа", СХКП "Батыр", СХПК "Наласа", ООО "Наласинская МТС", ООО "Наласа Агро", ООО "АФ "Игенче"), признать отказ ответчика в перерасчете размера пенсии за стаж в сельском хозяйстве незаконным, признать за ним право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 "О страховых пенсиях", обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с повышенной фиксированной выплатой к страховой пенсии по старости за 30 лет стажа в сельском хозяйстве с "дата".
В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Представитель третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Игенче" "адрес" в судебном заседании указал, что Шагиев А.Г. постоянно работал на разных работах в Агрофирме "Наласа", наименование которого постоянно менялось, просил исковые требования удовлетворить.
Судом вынесено решение о частичном удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан, выражая несогласие с принятым по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе им приводятся те же доводы, что и в возражениях на исковое заявление, указывается на отсутствие правовых оснований для перерасчета размера пенсии.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - Мухаметшин Э.Р. поддержал жалобу.
Иные участники процесса в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников процесса, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
На основании части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что Шагиев А.Г, "дата" года рождения, является пенсионером по старости, проживает в сельской местности в селе "адрес".
Шагиев А.Г. обратился в Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан с заявлением о перерасчете пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан от "дата"... истцу отказано в перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве.
В стаж работы в сельском хозяйстве не включен период работы истца с 1992 года, поскольку в трудовой книжке не указана должность.
Полагая, что его права нарушены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, основываясь на правильном толковании и применении действующего пенсионного законодательства, верно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, пришел к выводу о частично удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия, соглашаясь с указанным выводом суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы ответчика несостоятельными, исходя из следующего.
Так, в силу положений части 14 статьи 17 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральнымзакономот 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотреннойчастями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Согласно части 16 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсиипо инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года N 1441, при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве применяется список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440.
В стаж работы в сельском хозяйстве включаются: периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из записей в трудовой книжке, Шагиев А.Г. "дата" был принят в члены колхоза "Октябрь" "адрес".
Далее, с "дата" Шагиев А.Г. переведен из колхоза "Октябрь" в КП "Октябрь" в результате переименования, с "дата" в общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Наласа", с "дата" в общество с ограниченной ответственностью СХК "Батыр" в результате реорганизации, с "дата" в СХПК "Наласа", с "дата" в общество с ограниченной ответственностью "Наласинская МТС", с "дата" в общество с ограниченной ответственностью "Наласа Агро", с "дата" в общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Игенче".
Статьей статье 33 Закона СССР от 26 мая 1988 года N 8998-XI "О кооперации в СССР" предусмотрено, что колхоз представлял собой одну из форм производственного сельскохозяйственного кооператива. Колхоз был призван, рационально используя закрепленную за ним землю и другие природные ресурсы, наращивать производство продукции растениеводства и животноводства высокого качества с целью удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, а промышленности - в сельскохозяйственном сырье.
Из трудовой книжки Шагиева А.Г. также следует, что записи о переводе не содержат наименование должности.
Согласно архивной справки от "дата" выданной исполнительным комитетом Арского муниципального района Республики Татарстан, в документах архивного фонда СХПК "Наласа" в киге учета стажа и заработка колхозников "адрес" за "дата" годы, должность Шагиева А.Г. с "дата" года по "дата" годы не указана, а в "дата" годах указана как (колхозчы) колхозник.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что должность истца не менялась, Шагиев А.Г. работал колхозником.
Допрошенные в суде первой инстанции свидетели ФИО и ФИО подтвердили, что Шагиев А.Г. с "дата" года по "дата" годы постоянно работал в Агрофирме "Наласа", наименование которого все время менялось, он работал колхозником, разнорабочим, водителем, в период полевых работ комбайнером.
Спискам соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусмотрены должности "рабочих всех наименований, колхозника, члена колхоза, водителя".
В силу пункта 5 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 года. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 года. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно пришел к выводу о доказанности выполнения истцом работы в сельском хозяйстве более тридцати лет, а также об отсутствии сведений об осуществлении истцом работы или иной деятельности в спорный период, в связи с чем удовлетворил заявленные исковые требования в указанной части.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены вынесенного по делу судебного постановления. Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
Таким образом, нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Арского районного суда Республики Татарстан от 15 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.