Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И,
судей Гаянова А.Р, Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Ахметовой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Гараева Радика Расимовича на решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 11 апреля 2019 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Гараева Радика Расимовича к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Лениногорском районе и г. Лениногорске РТ об изменении районного коэффициента, перерасчете размера пенсии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гараев Р.Р. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Лениногорском районе и г.Лениногорске Республики Татарстан (далее - УПФР) об изменении районного коэффициента и перерасчета размера пенсии, в котором с учетом неоднократного уточнения исковых требований окончательно просил суд обязать УПФР произвести перерасчет размера пенсии Гараева Р.Р. с 07.11.2018, применив районный коэффициент 1,9, с учетом среднемесячного заработка в период с 01.01.1988 по 01.01.1993, указанного в справке о заработной плате; возложить на Пенсионный Фонд обязанность по перерасчету; обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с учетом общего трудового стажа и периодов работы в районах Крайнего Севера из расчета один год за полтора года.
В судебном заседании истец Гараев Р.Р. исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика УПФР - Пикалева А.И. в судебном заседании исковые требования не признала.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Гараев Р.Р. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на ненадлежащую оценку судом установленных обстоятельств и представленных доказательств. Заявитель указывает, что, хотя он и не проживал по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, он проработал в тяжелых условиях труда 13 лет и 6 месяцев, которые, по его мнению, должны суммироваться со стажем работы в районах Крайнего Севера, его общий страховой стаж составляет 35 лет 8 месяцев, и это полностью отвечает требованиям статьи 28.1 ФЗ РФ N 173 от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
От истца поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью личной явки в судебное заседание и нахождением в отпуске представителя. Между тем, указанные обстоятельства не являются уважительными, в связи с чем оснований для удовлетворения ходатайства истца судебная коллегия не усматривает.
Представителем ответчика УПФР направлены в суд апелляционной инстанции возражения на апелляционную жалобу Гараева Р.Р, из которых следует, что решение суда является законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере.
В силу части 1 статьи 33 Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были предусмотрены подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 и пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего в период с 1 января 2002 г. до 1 января 2015 г.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 651 "О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", установлено, что приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 Федерального закона) работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона, осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что Гараеву Р.Р, "дата" года рождения (при достижении возраста 55 лет) 29.08.2018 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" от 28.12.2013 была назначена досрочная страховая пенсия по старости. При исчислении размера трудовой пенсии по старости был применен районный коэффициент 1,2.
7 ноября 2018 года истец Гараев Р.Р. обратился в УПФР с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии, применив уровень среднемесячного заработка с 1988 по 1993 ограниченного предельной величиной 1,9 в соответствии с п.3 ст.30 ФЗ от 17.12.2001 N173-Фз "О трудовых пенсиях".
Письменным ответом от 26.11.2018 начальника Управления Исламовой А.А, истцу было отказано в начислении досрочной трудовой пенсии по старости с учетом районного коэффициента, со ссылкой на то, что документально истец по состоянию на 01.01.2002 не работал и не проживал в районах Крайнего Севера, размер досрочной трудовой пенсии по старости по Списку N2 установлен с учетом ограничения величины 1,2 верно.
Истец, считая решение начальника УПФР незаконным, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. При этом суд исходил из того, что поскольку по состоянию на 01.01.2002 отсутствовали в совокупности два юридически значимых обстоятельства: факт проживания истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также наличие необходимого страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то оснований для назначения истцу пенсии с повышенным отношением среднемесячного заработка у ответчика не имелось.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом районного суда, поскольку он соответствует требованиям действующего пенсионного законодательства и не противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что, хотя истец и не проживал по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, он проработал в тяжелых условиях труда 13 лет и 6 месяцев, его общий страховой стаж составляет 35 лет 8 месяцев, и это полностью отвечает требованиям статьи 28.1 ФЗ РФ N 173 от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Впервые суммирование работ с особыми условиями труда и работ в районах Крайнего Севера было введено с 1 января 1992 г. Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно статье 14 которого к работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона (включая работы с тяжелыми условиями труда).
Затем пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было предусмотрено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7 - 14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6 - 9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, суммирование стажей предусмотрено для определения права на досрочное назначение пенсии с зачетом только периодов трудовой деятельности (фактической работы) и прямо предусмотрена невозможность (исключение) суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части пенсии.
В силу пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяемого в соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона в части норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2. Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных повышенных размерах.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", необходимо иметь в виду, что, поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ производится по состоянию на 1 января 2002 г, исходя из пункта 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться: лицам, проживавшим по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, истец, в период с 16.12.1985 по 20.08.1994, работал в АООТ "Владивостокская база тралового и рефрижераторного флота (ранее Владивостокская база тралового и рефрижераторного флота), что подтверждается приказом (распоряжением) о приеме на работу N 245 от 16.12.1985, приказом (распоряжением) о прекращении трудового договора N 133 от 15.07.1994, архивной справкой о районах промысла N 5979- Г от 31.01.2018, личной карточкой истца N 1346.
Исходя из установленных обстоятельств и руководствуясь требованиями закона, поскольку установленный законом стаж работы Гараевым Р.Р. в районах Крайнего Севера или приравненных к ним районах по состоянию на 01.01.2002 не выработан, доказательств проживания в МПКС по состоянию на 01.01.2002 в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что размер пенсии истца обоснованно был установлен пенсионным органом с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) 1,2 и оснований для применения повышенного отношения заработков 1,9 не имеется. С чем соглашается и судебная коллегия.
Таким образом, вышеприведенные доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм действующего пенсионного законодательства и произвольном его толковании, в связи с чем не могут привести к отмене обжалуемого судебного постановления.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется.
Таким образом, нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 11 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гараева Радика Расимовича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.