Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И,
судей Гаянова А.Р, Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Ахметовой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны (межрайонное) на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 17 апреля 2019 года, которым постановлено:
иск Султановой Ляйли Габделяминовны- удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) включить Султановой Ляйли Габделяминовны в стаж работы в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения период работы с 10.08.1990 по 31.12.1991 в должности медсестры в Октябрьском ясли-саду в календарном исчислении.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) назначить Султановой Ляйле Габделяминовне досрочную страховую пенсию с 17 октября 2018 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Султанова Л.Г. обратилась с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) (далее - УПФР) с иском о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указав, что 17.10.2018 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, в связи с достижением 25-летнего стажа работы по лечебной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400 - ФЗ от 28.12.2013г. "О страховых пенсиях". Решением от 30.10.2018 N1268813/18 ответчик отказал в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия необходимого стажа работы по лечебной деятельности.
С решением УПФР истица не согласна. Так, ответчиком не включены в специальный стаж в льготном исчислении следующие периоды работы, которые она просит включить в льготном исчислении как 1 год 3 месяца за 1 год работы: период нахождения в отпуске по беременности и родам с 14.04.1989 по 03.08.1989, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 04.08.1989 по 09.08.1990. Истица считает, что вышеуказанные периоды работы должны быть включены в специальный стаж в льготном исчислении, а также в календарном исчислении просит включить в специальный стаж период работы в должности медсестры в Октябрьском ясли-саду с 10.08.1990 по 25.01.1992.
На основании изложенного, истица просила признать решение УПФР от 30.10.2018 N1268813 в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включить в специальный стаж вышеуказанные периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения за ее назначением с 17 октября 2018 года.
Истица Султанова Л.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика по доверенности Кривенький В.И. иск не признал.
Суд иск удовлетворил частично в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе УПФР просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование жалобы указано, что судом необоснованно включен в стаж истицы период ее работы с 10.08.1990 по 31.12.1991 в должности медсестры в октябрьском ясли-саду, со ссылкой на Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" и Прилагаемый к нему Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. По решению пенсионного органа был выбран наиболее выгодный для истицы вариант и в стаж засчитан период ее работы с 01.08.1987 по 06.08.1990 в должности заведующей фельдшерским пунктом по Списку, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 464. Таким образом обжалуемое решение суда приводит к ухудшению пенсионных прав истицы, поскольку при таком варианте период работы истицы с 01.08.1987 по 06.08.1990 подлежит исключению из ее специального стажа, так как пенсионное законодательство не предусматривает возможность одновременного применения различных нормативно-правовых актов к одному периоду.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
На основании пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01.01.2002 до 01.01.2015 Федеральном законе N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, п. п. 20 п. 1, п. 2 ст. 27).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "н" ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
В указанном Перечне в разделе "Наименование учреждений" и организаций" указаны объединенные ясли-сады, а в разделе "Наименование должностей" указаны медицинские сестры - все независимо от наименования должности.
В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).
При этом, как отражено в подпункте "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности, и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - постановление N 1066).
Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, следовательно, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Из материалов дела следует, что истица 17.10.2018 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии. Решением от 30.10.2018 N1268813/18 ответчик отказал в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, а именно 25 лет лечебной деятельности в сельской местности, при этом ответчик в бесспорном порядке установилпродолжительность стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности равным 23 годам 9 месяцам 6 дням.
Ответчик не включил в специальный стаж период работы с 10.08.1990 по 25.01.1992 в должности медсестры в Октябрьском ясли-саду.
При обосновании отказа ответчик указал, что при расчете стажа был выбран наиболее выгодный вариант для определения права на досрочное пенсионное обеспечение с учетом Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N464 (л.д.22).
Из справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, и подтверждающей постоянную занятость от 01.02.2018 N 11, выданной истице МКУ "Управление образования Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан" видно, что Султанова Л.Г, 25.07.1968 года рождения работала медсестрой в Октябрьском ясли-саду с 10.08.1990 по 25.01.1992, отвлечений от работы в указанный период не имела (л.д.18).
Разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорный период работы истицы с 10.08.1990 по 25.01.1992 в большей своей части подпадает под действие Перечня от 17.12.1959 N 1397, что позволяет зачесть в специальный стаж период ее работы с 10.08.1990 по 31.12.1991 в должности медсестры Октябрьского ясли-сада.
Доводы ответчика о том, что в случае применения Перечня от 17.12.1959 N 1397, в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не может быть включен иной период работы истицы, который уже включен ответчиком, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления. В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Другие периоды работы истицы не были предметом иска и не рассматривались судом первой инстанции. Оснований для выхода за пределы заявленных требований (в части проверки обоснованности включения иных, не указанных в исковом заявлении, периодов работы истицы в специальный стаж истицы) судебная коллегия не усматривает.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения в обжалуемой части по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.
В остальной части решение суда сторонами не обжаловано, оснований для его проверки в полном объеме по правилам статьи 327.1 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, нарушений норм материального права, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 17 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны (межрайонное) - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.