Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И,
судей Мелихова А.В, Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 13 мая 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Нурмухаметовой Алины Гаптелфатовны к государственному казенному учреждению "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат) об обязании произвести социальную выплату удовлетворить.
Признать право Нурмухаметовой Алины Гаптелфатовны на получение единовременной выплаты в сумме 100 000 рублей как женщине, постоянно проживающей в сельской местности не менее трех лет, при рождении третьего ребенка.
В удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Биктимеровой А.З. в поддержку жалобы, пояснения истицы Нурмухаметовой А.Г, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нурмухаметова А.Г. обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" о признании права на социальную выплату и взыскании социальной выплаты, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указано, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 2018 года N 67 предусмотрено, что в целях усиления мер по повышению рождаемости в Республике Татарстан женщинам в возрасте до 29 лет, постоянно проживающим в сельской местности, поселках городского типа на территории Республики Татарстан на дату обращения не менее трех лет, при рождении третьего ребенка выплачивается единовременная выплата в размере 100 000 рублей. Истец с 24 декабря 2008 года зарегистрирована и постоянно проживает в селе Тюбяк-Чекурча, данное село фактически расположено в 7-8 километрах от г.Арска Арского района Республики Татарстан. 29 октября 2018 года истец обратилась в отделение N 10 государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" с заявлением о единовременной выплате, предусмотренной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 2018 года N 67, поскольку она проживает в сельской местности, у неё трое детей и возраст не превышает 29 лет. В назначении единовременной выплаты истцу было отказано со ссылкой на то, что истец проживает не в сельской местности, а в городе, поскольку согласно решению Арского районного Совета от 11 октября 2010 года N 472 село Тюбяк-Чекурча включено в состав города Арска. Истец отмечает, что из постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 2018 года N 67 следует, что единовременная выплата предоставляется женщинам в возврате до 29 лет, имеющим троих детей и проживающим в сельском населенном пункте не менее трех лет. Ответчик же, по мнению истца, путает понятие "муниципальное образование" и "населенный пункт". Истец полагает, что подпадает под действие постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 2018 года N 67 и ей полагается предусмотренная этим постановлением единовременная выплата.
В этой связи истец просила признать право на получение единовременной выплаты в сумме 100 000 рублей, как женщине, постоянно проживающей в сельской местности не менее трех лет, при рождении третьего ребенка, также просила взыскать с ответчика предусмотренную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 2018 года N 67 единовременную выплату женщинам, постоянно проживающим в сельской местности, при рождении третьего ребенка, в размере 100 000 рублей, а также 10 000 рублей компенсации морального вреда, причиненного отказом в выплате.
В судебном заседании истец отказалась от взыскания единовременной выплаты, поддержала требование о признании права на выплату и требование о взыскании компенсации морального вреда, производство по делу в части требования, от которого истец отказалась, прекращено определением суда.
Представитель ответчика исковые требования не признал.
Суд иск удовлетворил в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая на ненадлежащую оценку судом обстоятельств по делу. Так в рамках рассмотрения обращения Нурмухаметовой А.Г. для определения статуса населенного пункта (с.Тюбяк-Чекурча) был направлен письменный запрос в Совет города Арска. На данный запрос был получен ответ N 48 от 27.11.2018 с указанием на решение Совета города Арск от 11.10.2010 N 472, где указано, что с.Тюбяк-Чекурча включено в состав Арского городского поселения. Следовательно, истица не проживает в сельской местности и не имеет права на указанную выплату.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" Биктимерова А.З. жалобу поддержала.
Истица Нурмухаметова А.Г. с жалобой не согласилась.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения, устанавливая дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, а также условия и порядок их предоставления.
В целях усиления мер по повышению рождаемости в Республике Татарстан Кабинетом Министров Республики Татарстан 9 февраля 2018 года принято постановление N 67 "О единовременной выплате женщинам, постоянно проживающим в сельской местности, поселках городского типа, при рождении ребенка".
Указанным постановлением установлена единовременная выплата в размере 100 000 рублей женщинам в возрасте до 29 лет, постоянно проживающим в сельской местности, поселках городского типа на территории Республики Татарстан на дату обращения не менее трех лет, при рождении третьего ребенка.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 2018 года N 67 утверждено "Положение о порядке предоставления единовременной выплаты женщинам, постоянно проживающим в сельской местности, при рождении ребенка" (далее - Положение), согласно которому отделение центра в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении единовременной выплаты при рождении ребенка со всеми необходимыми документами принимает решение о назначении единовременной выплаты при рождении ребенка либо об отказе в ее назначении и уведомляет заявителя о принятом решении указанным им в заявлении способом (смс-сообщением, электронной почтой. По письменному запросу гражданина решение о назначении единовременной выплаты при рождении ребенка или об отказе в его назначении оформляется в письменном виде (п.8 Положения).
Из материалов дела следует, что Нурмухаметова А.Г, "дата" года рождения, является матерью троих детей: "данные изъяты"
Согласно паспорту... Нурмухаметова А.Г. с 24 декабря 2008 года зарегистрирована по адресу: "адрес"
12 февраля 20219 года Нурмухаметова А.Г. обратилась в Отделение N 10 ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" в Арском муниципальном районе с письменным заявлением о назначении предусмотренной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 2018 года N 67 единовременной выплаты при рождении третьего ребенка.
Решением заведующей Отделения N 10 ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" в Арском муниципальном районе от 12 февраля 2019 года истцу было отказано в назначении выплаты в связи с тем, что истец проживает в селе Тюбяк-Чекурча, которое входит в состав города Арска, то есть не проживает в сельской местности.
Полагая, что ее права нарушены, истица обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и удовлетворил иск.
Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истица не имеет права на спорную выплату, поскольку с.Тюбяк-Чекурча, где проживает истица, включено в состав Арского городского поселения и не относится к сельской местности, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения и не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления,
Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления,
Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
Из вышеуказанных нормативных положений следует, что городское поселение это одна из форм муниципальных образований.
Согласно статье 1 Закона Республики Татарстан от 7 декабря 2005 года N116-ЗРТ "Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан" населенный пункт - это застроенная и (или) подлежащая застройке территория в пределах установленной границы, предназначенная для постоянного или преимущественного проживания и жизнедеятельности людей, имеющая определенный в соответствии с настоящим Законом правовой статус.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона Республики Татарстан от 7 декабря 2005 года N116-ЗРТ "Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан" населенные пункты в зависимости от численности населения, степени благоустройства и развития социальной, производственной, транспортной и иной инфраструктуры, характера занятости большинства населения, исторических особенностей относятся к категории городских или сельских населенных пунктов.
В пункте 4 этой статьи указано, что сельскими населенными пунктами являются села, деревни, поселки, населенные пункты иного вида, не относящиеся к категории городских населенных пунктов.
Абзацем 2 пункта 1 "Положения о порядке предоставления единовременной выплаты женщинам, постоянно проживающим в сельской местности, при рождении ребенка" предусмотрено, что под сельской местностью в настоящем Положении понимаются села, деревни, поселки, населенные пункты иного вида, не относящиеся к категории городских населенных пунктов.
Таким образом, критерием для определения круга лиц, имеющих право на социальную выплату, установлен населенный пункт, а не поселение.
Статьей 1 Закона Республики Татарстан от 16 мая 2010 года N18-ЗРТ "О преобразовании муниципальных образований "город Арск" и "Тюбяк-Чекурчинское сельское поселение", изменении границ территорий Арского и Сабинского муниципальных районов и входящих в их состав отдельных муниципальных образований, а также внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан об установлении границ территорий и статусе муниципальных образований" постановлено преобразовать входящие в состав Арского муниципального района муниципальное образование "город Арск" с согласия населения данного поселения, выраженного голосованием, и муниципальное образование "Тюбяк-Чекурчинское сельское поселение" с согласия населения данного поселения, выраженного голосованием, путем объединения указанных поселений в муниципальное образование "город Арск" (далее - вновь образованное муниципальное образование "город Арск").
Как следует из буквального толкования вышеуказанной статьи Закона РТ от 16.05.2010 N 16-ЗРТ, произошло объединение муниципальных образований "города Арска" и "Тюбяк-Чекурчинского сельского поселения", а не населенных пунктов города Арска и с.Тюбяк-Чекурча.
При этом, в соответствии с пунктами 8, 9, 11 части 1 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 7 декабря 2005 года N116-ЗРТ "Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан"
слияние административно-территориальных единиц, населенных пунктов - объединение двух или более административно-территориальных единиц, населенных пунктов, в результате которого упраздняются объединяющиеся административно-территориальные единицы, населенные пункты и образуется новая административно-территориальная единица, новый населенный пункт с новым наименованием;
присоединение административно-территориальной единицы, населенного пункта - объединение административно-территориальных единиц, населенных пунктов, при котором одна или несколько административно-территориальных единиц, один или несколько населенных пунктов присоединяются к другой административно-территориальной единице, другому населенному пункту, в результате чего упраздняются присоединяющиеся административно-территориальные единицы, населенные пункты;
упразднение административно-территориальной единицы, населенного пункта - прекращение существования (ликвидация) административно-территориальной единицы, населенного пункта, влекущее (влекущая) исключение ее (его) из учетных данных в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.
В силу части 6 и части 7 статьи 18 Закона Республики Татарстан от 7 декабря 2005 года N 116-ЗРТ "Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан" объединение населенных пунктов в форме слияния осуществляется постановлением Государственного Совета Республики Татарстан.
Объединяемые в форме слияния населенные пункты, преобразуемый в форме присоединения населенный пункт утрачивают свой статус (статус населенного пункта) и их территории становятся составной частью иного (нового) населенного пункта в соответствии с решением органов местного самоуправления поселения (городского округа).
Постановление Государственного Совета Республики Татарстан об объединении населенных пунктов города Арска и села Тюбяк-Чекурча не принималось. Соответственно, не принималось решение об упразднении населенного пункта - села Тюбяк-Чекурча.
Из сведений Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований ОК033-2013 (том 5 Приволжский федеральный округ) следует, что в состав городского поселения город Арск Арского муниципального района Республики Татарстан входят следующие населенные пункты: город Арск, с. Большие Верези, с.Купербаш, с.Старый Айван, с.Тюбяк-Чекурча, д.Васильева Бужа.
Согласно статьи 2 Устава муниципального образования "город Арск" Арского муниципального района РТ, утвержденного Решением Арского городского Совета от 28.09.2016 N43 в состав территории Поселения входят населенные пункты: город Арск, д.Васильева Бужа, с. Большие Верези, с.Купербаш, с.Старый Айван, с.Тюбяк-Чекурча,
Ответчик, отказывая истице в социальной выплате, смешивает понятия: поселение и населенный пункт. Как указано выше, Положением предусмотрена выплата женщинам, проживающим в сельских населенных пунктах, а не в сельских поселениях.
Судебная коллегия также отмечает, что статьей 2
Федерального закона от 01.05.2019 N87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" до 1 января 2025 года установлен переходный период. В переходный период:
1) городские округа, которые не соответствуют требованиям к доле населения, проживающего в городах и (или) иных городских населенных пунктах, и площади территории городского округа либо к плотности населения на территории городского округа, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), наделяются законом субъекта Российской Федерации статусом муниципального округа;
2) федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образований приводятся в соответствие с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона).
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что село Тюбяк-Чекурча относится к сельским населенным пунктам, предусмотренным пунктом 1 Положения, а истица имеет 3 детей, не достигла возраста 29 лет, на дату обращения за назначением выплаты не менее трех лет проживала в сельской местности, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск, признав за истицей право на получение единовременного пособия при рождении третьего ребенка.
Решение суда в части отказа во взыскании компенсации морального вреда сторонами не обжаловано, является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 13 мая 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.