Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М,
судей Моисеевой Н.Н. и Шакировой З.И,
при секретаре судебного заседания Ахмадеевой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Нурмиева М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Хаматовой Л.Р. и Хабибуллиной Р.С. на решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 13 мая 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Хаматовой Лилии Рафаилевны, Хабибуллиной Рушании Саидгараевны к Тимошкиной Ирине Николаевне, Юсуповой Резеде Ибрагимовне о признании недействительной свидетельства о государственной регистрации права и признании действительной выписки из Единого государственного реестра недвижимости отказать.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хаматова Л.Р. и Хабибуллина Р.С. обратились к Тимошкиной И.Н, Юсуповой Р.И. с иском о признании недействительной государственной регистрации права собственности на квартиру. В обоснование иска указано, что вступившими в законную силу решениями Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 16 октября 2017 года по делу N 2-4702/2017 и от 22 ноября
2017 года по делу N2-5322/2017 были удовлетворены иска Юсуповой Р.И. об оспаривании решений общих собраний ЖСК "Темп-37" (далее также Кооператив). При рассмотрении указанных гражданских дел судами было установлено, что Юсупова Р.И. является собственником квартиры по адресу
"адрес".
Вместе с тем из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 7 июля 2017 года следует, что собственницей названной квартиры является Тимошкина И.Н, а не Юсупова Р.И. Истицы полагали в связи с изложенным, что Юсупова Р.И. не может являться членом ЖСК "Темп-37" и председателем правления указанного Кооператив. После уточнения требований истицы просили признать свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанную квартиру от 7 июня 2005 года, выданное на имя Юсуповой Р.И, недействительным, а выписку из Единого государственного реестра недвижимости от 7 июля 2017 года, согласно которой собственником названной квартиры является Тимошкина И.Н. - действительной.
Истицы Хаматова Л.Р. и Хабибуллина Р.С. в суде первой инстанции иск поддержали.
Ответчица Тимошкина И.Н. в суде первой инстанции иск не признала.
Ответчица Юсупова Р.И, представитель третьего лица Управления Росреестра по Республике Татарстан в суд первой инстанции не явились.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, приняв решение в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе истицы просят решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Апеллянты указывают, что просили признать недействительным свидетельство о государственной регистрации права, выданное Юсуповой Р.И, в связи с отчуждением ею квартиры по указанному адресу. Податели жалобы отмечают, что не заявляли требований о признании недействительным договора купли-продажи названной квартиры, заключённого между ответчицами.
Истицы Хаматова Л.Р. и Хабибуллина Р.С, представитель третьего лица Управления Росреестра по Республике Татарстан ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Ответчицы Тимошкина И.Н. и Юсупова Р.И. в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. С учётом отсутствия сведений о наличии уважительных причин для неявки указанных лиц судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с положениями части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно положениям частей 2-4 статьи 1 Федерального закона от
13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтённом в соответствии с названным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с тем же Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Статьёй 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей до 15 июля 2016 года) было установлено, что проведённая государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав. При этом свидетельство о государственной регистрации прав оформляется только в форме документа на бумажном носителе.
По делу установлено, что решением Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 16 октября 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 14 декабря 2017 года, был удовлетворён иск Юсуповой Р.И. и Исламовой Г.Я. к ЖСК "Темп-37" и Хаматовой Л.Р. о признании недействительными решений внеочередного общего собрания собственников жилья ЖСК "Темп-37", оформленных протоколом от 22 марта 2017 года.
Решением Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 22 ноября 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от
8 февраля 2018 года, был удовлетворён иск Юсуповой Р.И. и Исламовой Г.Я. к ЖСК "Темп-37", Хаматовой Л.Р, Атлашкиной (Ахметзяновой) И.Ф. и Бузяковой Р.М. о признании недействительным решения общего собрания членов ЖСК "Темп-37" от 23 мая 2017 года.
Названные судебные акты содержат суждения о том, что Юсупова Р.И. с 7 июня 2015 года по 7 июля 2017 года являлась собственником квартиры по адресу г "адрес", что в том числе подтверждалось свидетельством о государственной регистрации права от 7 июня 2005 года.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от
2 октября 2017 года следует, что 7 июля 2017 года в названный Реестр была внесена запись о регистрации права собственности на указанную квартиру за Тимошкиной И.Н.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что истицами избран неверный способ защиты предположительно нарушенного права.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом.
Пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как было указано выше, требования истиц состояли в признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права собственности на квартиру от 7 июня 2005 года, выданного на имя Юсуповой Р.И, и в признании действительной выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 7 июля 2017 года, согласно которой собственником названной квартиры является Тимошкина И.Н.
Вместе с тем ни положения ранее действовавшего Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ни положения Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не содержат положений, предусматривающих признание недействительными свидетельств о государственной регистрации права после отчуждения объекта недвижимости. Отсутствуют в действующем законодательстве и положения, предусматривающие необходимость подтверждения действительности выписки из Единого государственного реестра недвижимости в судебном порядке.
С учётом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.
В целом доводы жалобы повторяют доводы искового заявления и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, которые должным образом исследованы и оценены судом первой инстанции, в связи с чем не могут являться основанием к отмене оспариваемого судебного акта.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 13 мая
2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Хаматовой Л.Р. и Хабибуллиной Р.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.