Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И,
судей Новосельцева С.В, Сахиповой Г.А,
при секретаре судебного заседания Гафуровой Ю.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Касьянова Михаила Семеновича - Шакировой Р.А. на решение Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 20 мая 2019 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Касьянова Михаила Семеновича к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Авиастроительном районе г. Казани о признании решения о включении периодов работы в специальный стаж и признании права на досрочное назначение страховой пенсии в связи с вредными условиями труда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца Касьянова М.С. и его представителя Шакировой Р.А, поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика УПФР в Авиастроительном районе г. Казани - Закировой А.Ю, возражавшей в отношении удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Касьянов М.С. (далее истец) обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Авиастроительном районе г. Казани (далее ответчик, УПФР) о признании решения о включении периодов работы в специальный стаж и признании права на досрочное назначение страховой пенсии в связи с вредными условиями труда. В обоснование иска указано, что 3 декабря 2018 года в связи с предстоящим достижением возраста 58 лет истец обратился ответчику для назначения досрочной страховой пенсии. Решением УПФР от 14 декабря 2018 года в удовлетворении заявления истцу отказано. Ответчик не включил в специальный стаж истца периоды работы: 145 дней административных отпусков и работы в режиме неполного рабочего дня в АО "АВИАСТАР-СП"; с 1 января 1992 года по 31 августа 1992 года в должности газоэлектросварщика 4 разряда в Управлении механизации N 4 Специализированного треста "Строймеханизация"; с 1 октября 1999 года по 27 февраля 2001 года в должности газоэлектросварщика в ООО "ТПП архитектора Мамакова Н.В. С данным решением истец не согласен.
Просил признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с вредными условиями труда по Списку N 2 с 3 декабря 2018 года; обязать УПФР включить в специальный стаж истца периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с вредными условиями труда в соответствии со Списком N 2, с 1 января 1992 года по 31 августа 1992 года в должности газоэлектросварщика 4 разряда в Управление механизации N 4 Специализированного треста "Строймеханизация", с 1 октября 1999 года по 27 февраля 2001 года в должности газоэлектросварщика в ООО "ТПП архитектора Мамакова Н.В."; назначить истцу досрочную страховую пенсию в связи с вредными условиями труда по Списку N 2 с 3 декабря 2018 года.
В судебном заседании истец Касьянов М.С. и его представитель Шакирова Р.А. поддержали исковые требования, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства.
Представитель ответчика УПФР, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, представил отзыв на исковое заявление и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 40, 41-44).
Представитель третьего лица ООО "Творческое производственное предприятие архитектора Мамакова Н.В.", надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, не явился.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель Касьянова М.С. - Шакирова Р.А. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на ненадлежащую оценку судом установленных обстоятельств и представленных доказательств. Заявитель оспаривает выводы суда о том, что Касьяновым М.С. не доказано осуществление трудовой деятельности в спорные периоды в особых условиях труда, ссылаясь в обоснование на доводы искового заявления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Касьянов М.С. и его представитель Шакирова Р.А. доводы апелляционной жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
Представитель ответчика УПФР - Закирова А.Ю. с жалобой не согласилась, поддержала принятое судом решение.
Представитель третьего лица ООО "ТПП архитектора Мамакова Н.В." в суд апелляционной инстанции не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Положениями ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в РФ".
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).
Согласно пп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее - Список N 2 от 1956 года).
Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, дающих право на льготное обеспечение по старости, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, разделом XXXIII Общие профессии предусмотрены должности: (23200000-19756) электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности; (23200000-19906) электросварщики ручной сварки. Данные профессии отнесены к разряду работ с тяжелыми условиями труда.
В раздел XXXII "Общие профессии" Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", утвержденный Постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 года N 1173, включена профессия газосварщиков и их подручных. При этом указание на вид сварки отсутствует.
В разделе "Общие профессии" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 предусмотрены профессии: электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, электросварщики ручной сварки.
В силу пункта 5 Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Из материалов дела следует, что 3 декабря 2018 года истец Касьянов М.С. обратился в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по Списку N 2 в соответствии с пунктом Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях".
Решением УПФР N 1483597/18 от 14 декабря 2018 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием специального стажа 12 лет 6 месяцев и рекомендовано обратиться за назначением пенсии по достижении возраста 61 год 6 месяцев в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях".
При определении права на досрочное назначение страховой пенсии в специальный стаж по Списку N 2 ответчик не включил периоды работы истца с 1 января 1992 года по 31 августа 1992 года в должности газоэлектросварщика 4 разряда в Управление механизации N4 Специализированного треста "Строймеханизация"; с 1 октября 1999 года по 27 февраля 2001 года в должности газоэлектросварщика в ООО "ТПП архитектора Мамакова Н.В." В обоснование отказа во включении указанных периодов в специальный стаж ответчик указал, что согласно ответам N 24743 от 13 декабря 2018 года ООПП ГУ Управление ПФР в Заволжском районе гор. Ульяновска, N 04-17/8744-К от 13 ноября 2018 года и 04-17/8743-К от 16 ноября 2018 года ОГБУ "Государственный архив Ульяновской области не подтверждает факт работы на резке и ручной сварке, на полуавтоматических архивах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, предусмотренный Списком N 2 производств, работ, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Правительства СССР N 10 от 26 января 1991 года. Согласно справке N 01/10 от 25 октября 2018 года выданный ООО "ТПП Архитектора Мамакова Н.В." и ответа N 13/7027 УПФР Вахитовского района не подтверждает факт льготной работы в указанный период, предусмотренный Списком N 2 производств, работ, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Правительства СССР N 10 от 26 января 1991 года.
Полагая, что права его нарушены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая дело, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом городского суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска, которые по существу повторяют доводы искового заявления, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Положениями ст. 21 Федерального закон "О страховых пенсиях" предусмотрено, что: установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (ч. 1); Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 6).
Согласно Перечню документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н, для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (п. 2). Для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 и 7 настоящего перечня, необходимы документы: а) подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях") (п. 12).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что для подтверждения периода работы, учитываемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", лицу, обращающемуся за назначением страховой пенсии по старости, при отсутствии в трудовой книжке данных, подтверждающих конкретный период работы и ее льготный характер, необходимо предоставить соответствующие документы - справку работодателя и (или) иные документы, содержащие такие сведения.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, в разделе XXXIII "Общие профессии" предусмотрены электросварщики ручной сварки (код 1010300а-19906), а также электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности - раздел 33 код 23200000-19756.
Таким образом, для включения в специальный стаж периодов работы истца после 01.01.1992, необходимо руководствоваться указанным Списком N 2 от 26.01.1991 N 10, которым предусмотрено, что в специальный стаж включается работа электрогазосварщиком, занятым на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности - раздел 33 код 23200000-19756.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 ФЗ "О страховых пенсиях").
Из представленных в материалы дела доказательств судом установлено, что страховой (специальный) стаж, начиная с даты регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования, сведениями индивидуального (персонифицированного) учета не подтверждается.
Так, согласно трудовой книжки Касьянова М.С, истец работал с 1 января 1992 года по 31 августа 1992 года в качестве газоэлектросварщика 4 разряда Специализированного треста "Строймеханизация", с 1 октября 1999 года по 27 февраля 2001 года в должности газоэлектросварщика в ООО "ТПП Архитектора Мамакова Н.В.". Однако сведений о том, что истец на указанных работах работал полный рабочий день трудовая книжка не содержит, справок работодателей, подтверждающих, что истец был занят полный рабочий день на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, как это предусмотрено Списком N 2 от 1991 года, суду не представлено.
Из ответа ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области следует, что перечень льготных профессий утвержден Управление механизации N4 Специализированного треста "Строймеханизация" с 1 января 1999 года, документы на более ранний период в наблюдательном деле отсутствуют.
Согласно ответу ОГБУ "ГАОУ" от 18 сентября 2018 года в лицевых счетах Касьянова М.С. за 1989-1992 годы занимаемая должность в Управление механизации N4 Специализированного треста "Строймеханизация" не указана.
Согласно справке от ООО "ТПП Архитектора Мамакова Н.В." от 25 октября 2018 года N 01/10 Касьянов М.С. принят на работу 01 октября 1999 года, уволен 27 февраля 2001 года, утвердить льготный стаж не представляется возможным, так как отсутствовала полная занятость на сварочных работах, полный рабочий день, полную рабочую неделю.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оснований для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж по Списку N 2 не имеется. Также, поскольку с учетом суммирования включенных УПФР в подсчет специального стажа истца периодов работы, у истца на момент обращения к ответчику с заявлением в совокупности не образуется необходимый специальный стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", - 12 лет и 6 месяцев, судом обоснованно отказано и в удовлетворении исковых требований о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии.
Судебная коллегия с выводами районного суда соглашается, поскольку они основаны на правильном толковании закона и исследованных судом доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не дана объективная оценка доводам истца, не свидетельствуют о неправильности решения суда первой инстанции, поскольку фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, у судебной коллегии не имеется оснований для переоценки доказательств, исследованных судом первой инстанции в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, поскольку из содержания оспариваемого решения суда усматривается, что каждое имеющееся в материалах дела доказательство оценено судом с точки зрения его относимости, допустимости и достоверности. Судом первой инстанции оценены достаточность и взаимная связь всех собранных по делу доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Результаты оценки доказательств суд первой инстанции полно, подробно, последовательно отразил в постановленном решении.
Таким образом, нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 20 мая 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Касьянова Михаила Семеновича - Шакировой Р.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.