Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Р. Хасаншина,
судей Р.Г. Гайнуллина, Л.Ф. Митрофановой,
при секретаре судебного заседания Р.Р. Бикчантаеве
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.Ф.Митрофановой гражданское дело по иску Рашата Валиевича Ганиева к муниципальному казенному учреждению "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности по предоставлению в собственность земельного участка, подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка и направлении проекта договора купли-продажи земельного участка, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Р.В.Ганиева на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 16 мая 2019 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Р.В.Ганиева об отмене решения суда, судебная коллегия
установила:
Р.В. Ганиев обратился в суд с иском к МКУ "Управление земельных и имущественных отношений НМР РТ", ИК Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности по предоставлению в собственность земельного участка с кадастровым номером... площадью 2301 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" подготовить проект договора купли-продажи спорного земельного участка и направить проект указанного договора Р.В.Ганиеву для подписания.
В обоснование требований указано, что 03.09.2002 распоряжением о продаже в собственность земельных участков заместителя Главы администрации Нижнекамского района и г. Нижнекамска РТ N 751-р было разрешено Управлению земельных и имущественных отношений Минземимущества РТ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамск осуществить продажу в собственность земельного участка площадью 2301 кв.м в н.п.Борок. Границы участка были сформированы и поставлены на кадастровый учет. Истец до сегодняшнего дня пользуется данным земельным участком и оплачивает все налоги, но договор купли-продажи земельного участка согласно распоряжению с ним так и не заключен.
Определением Нижнекамского городского суда РТ от 23 апреля 2019 года принято увеличение исковых требований, представитель истца просит взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца К.А.Кадырова исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель МКУ "Управление земельных и имущественных отношений НМР РТ" иск не признал.
Представитель ИК НМР РТ о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в судебное заседание не явился.
Представитель ИК Каенлинского СП НМР РТ в судебном заседании пояснил, что на основании похозяйственного обхода была внесена запись в похозяйственную книгу о наличии у истца земельного участка, не возражал против удовлетворения иска.
Суд постановилрешение, которым исковое заявление Рашата Валиевича Ганиева к муниципальному казенному учреждению "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности по предоставлению в собственность земельного участка, подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка и направлении проекта договора купли-продажи земельного участка, взыскании компенсации морального вреда- оставил без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Р.В. Ганиев ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.
В качестве основания для отмены решения суда указывает, что в силу действующего законодательства у истца возникло право требовать заключить договор купли-продажи земельного участка с собственником ввиду ранее вынесенного решения о продаже земельного участка.
Р.В. Ганиев в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, МКУ "Управление земельных и имущественных отношений НМР РТ", Исполнительный комитет НМР Республики Татарстан, ИК Каенлинского с/п НМР Республики Татарстан в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, при этом судебная коллегия в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, в связи с наличием в материалах дела доказательств их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 ГПК Российской Федерации, считает, что решение суда подлежит отмене в части с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.
В соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно части 4 статьи 84, пункту 1 части 1 и части 10 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района;
до 1 ноября 2005 года приводят в соответствие с требованиями главы 4 настоящего Федерального закона законы субъектов Российской Федерации, которыми органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями;
Органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела усматривается, что распоряжением заместителя главы администрации Нижнекамского района и г. Нижнекамска от 03.09.2002 N 751-р разрешено Управлению земельных и имущественных отношений Минземимущества РТ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамск осуществить продажу в собственность земельного участка площадью 2301 кв.м Р.В.Ганиеву в н.п. Борок.
19.09.2018 Р.В. Ганиеву МКУ "Управление земельных и имущественных отношений НМР РТ" направлен ответ на его заявление от 07.08.2018 о заключении договора купли-продажи земельного участка кадастровым номером.., которым сообщено, что МКУ "Управление земельных и имущественных отношений НМР РТ" создано в 2006 году и не является правопреемником Управления земельных и имущественных отношений Минземимущества РТ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамск. В этой связи заключить с Р.В. Ганиевым договор купли-продажи земельного участка кадастровым номером... согласно распоряжению заместителя главы администрации Нижнекамского района и г. Нижнекамска от 03.09.2002 N 751-р "О продаже в собственность земельных участков" не представляется возможным.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку из вышеуказанного распоряжения от 03.09.2002 N 751-р не усматривается, какой конкретно земельный участок подлежит передаче в собственность истца, не указаны местоположение земельного участка, его целевое назначение, а также отсутствует правопреемство между Управлением земельных и имущественных отношений Минземимущества РТ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамск и МКУ "Управление земельных и имущественных отношений НМР РТ", созданным в 2006 году.
Также судом отказано во взыскании компенсации морального вреда, поскольку данные требования вытекают из первоначальных требований и не подтверждены доказательствами, свидетельствующими о нарушении личных неимущественных прав истца.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции об отсутствии правопреемства государственных органов и органов местного самоуправления не соглашается, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального права.
По смыслу статьи 12 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 130 - 132, законодатель, регулируя вопросы правопреемства государственных органов и органов местного самоуправления, обязан обеспечить сохранение непрерывности осуществления властных функций.
Действующий Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принят на смену одноименному Федеральному закону от 28.08.1995 N 154-ФЗ, утратившему силу, и внес существенные изменения в правовое регулирование в этой сфере, включая территориальную организацию и систему органов местного самоуправления, что и обусловило появление в нем главы 12 "Переходные положения", определяющей, в частности, особенности осуществления местного самоуправления в переходный период и конкретизирующей формы реализации его норм (статьи 84 и 85).
Положения части 10 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3, рассматриваемые в системной связи с пунктом 1 части 1 той же статьи и частью 4 статьи 84 данного Федерального закона, а также частью 5 его статьи 34 об органах местного самоуправления, призваны регулировать отношения, возникающие между органами вновь образованных муниципальных образований, которые наделены соответствующим статусом и границы которых установлены после принятия данного Федерального закона, и их непосредственными правопредшественниками - органами муниципальных образований, существовавших на момент его принятия.
Перемены, произошедшие в организации местной власти, изменение правовой природы и полномочий органов, осуществляющих публичную власть на местах, сами по себе не предполагают лишения гражданина права на требовать исполнения обязательств взятого на себя на тот момент действующего органа местного самоуправления. Иное противоречило бы вытекающим из статей 2, 17, 18, 45 и 55 Конституции Российской Федерации гарантиям государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, запрету произвольного их ограничения, требованиям справедливости юридической ответственности и ее соразмерности конституционно значимым целям. С учетом названных конституционных предписаний правопреемство в широком своем значении должно пониматься в части ответственности муниципальных образований за действия (бездействие), совершенные их предшественниками - носителями публичной власти на соответствующей территории.
Решение вопроса правопреемства государственных органов и органов местного самоуправления в вопросах ответственности за решения, принятые до разграничения публичной власти на государственную и местную, в правовом регулировании и практике его применения в любом случае должно основываться на вытекающих из статей 17,19 и 55 Конституции Российской Федерации принципах справедливости, правовой определенности, разумности и соразмерности. Кроме того, принимаемые в этой сфере решения должны сообразовываться с конституционными основами разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, учитывать конституционную природу местного самоуправления как наиболее приближенного к населению территориального уровня публичной власти и вместе с тем соответствовать вытекающему из конституционного принципа равенства всех перед законом требованию формальной определенности, что предполагает ясное, четкое и непротиворечивое определение компетенции муниципальных образований, последовательное разграничение вопросов местного значения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, и вопросов государственного значения, решение которых возложено на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимосогласованную регламентацию полномочий органов местного самоуправления нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности
Поэтому, в частности, обязанность муниципальных образований исполнить обязанность прежнего органа местного самоуправления по принятому им решению о предоставлении земельного участка может возникнуть только в том случае, если полномочия этих органов осуществлялись в той сфере, которая фактически относится в настоящее время к вопросам местного значения. Иное могло бы привести к нарушению гарантий местного самоуправления, закрепленных статьями 12, 130, 131 и 132 Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное, в целях исполнения взятых на себя обязательств администрацией Нижнекамского района и г. Нижнекамск по продаже в собственность земельного участка согласно распоряжению 03 сентября 2002 года N751-р имеются все основания для удовлетворения исковых требований Р.В. Ганиева в части возложения на Исполнительный комитет НМР Республики Татарстан и на МКУ "Управление земельных и имущественных отношений НМР Республики Татарстан" обязанности подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его в месячный срок в адрес истца.
При этом из материалов дела не усматривается, и судом не добыты доказательства того, что испрашиваемый Р.В. Ганиевым земельный участок не является земельным участком, указанным в распоряжении 03 сентября 2002 года N751-р. К тому же земельный участок с кадастровым номером.., имеет идентичную площадь 2301 кв.м, и место своего расположения с.Борок. Доказательств того, что у истца имеется иной земельный участок с аналогичными характеристиками, суду не представлено. Кроме того, данный земельный участок согласно выписке из ЕГРН от 26.03.2019 поставлен на кадастровый учет 29.02.2008 года, имеет уточненную площадь 2301+-10 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
Между тем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения исковых требований Р.В. Ганиева о возложении обязанности на ответчиков предоставить земельный участок в собственность, поскольку основанием возникновения права в силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации является договор купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества, который в силу статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации послужит основанием для регистрации права собственности за истцом.
Согласно пункту 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь статьями 199, 327-329, пунктами 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 16мая 2019 года по данному делу отменить в части отказа в удовлетворении иска о возложении на ответчиков обязанности подготовить проект договора купли-продажи и направить его истцу, принять в этой части новое решение об удовлетворении иска.
Возложить на Муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" и Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан обязанность подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с Ганиевым Рашатом Валиевичем на земельный участок с кадастровым номером.., площадью 2301 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", и направить в течение месяца проект договора купли-продажи данного земельного участка Р.В. Ганиеву.
В остальной части решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 16 мая 2019 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.