Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Насретдиновой Д.М,
судей Новосельцева С.В. и Сахиповой Г.А,
при секретаре судебного заседания Глейдман А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Овчинникова А.Г. - Гаязовой Р.Ф. на решение Советского районного суда г. Казани от 27 мая 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Овчинникова А.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани о включении периода в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца Овчинникова А.Г. - Гаязовой Р.Ф, поддержавшей жалобу, объяснения представителя ответчика Карымова А.С, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Овчинников А.Г. обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани о включении периода военной службы по призыву в страховой стаж и возложении обязанности по назначению страховой пенсии.
В обоснование своих требований истец указал, что 5 марта 2019 года он подал в территориальный пенсионный орган заявление о назначении страховой пенсии в связи с достижением на дату "дата" возраста 60 лет и наличием общего страхового стажа продолжительностью более 42 лет. Однако в назначении пенсии ответчиком ему было отказано со ссылкой на отсутствие требуемой продолжительности общего страхового стажа.
С данным отказом истец не согласен, считает, что в указанный стаж ответчиком необоснованно не включен период прохождения им военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 28 мая 1977 года по 28 мая 1979 года. По изложенным основаниям Овчинников А.Г. просил суд возложить на ответчика обязанность по включению указанного выше периода в его страховой стаж и назначению ему страховой пенсии со дня обращения с соответствующим заявлением.
В судебном заседании представитель истца Гаязова Р.Ф. требования своего доверителя поддержала.
Представитель ответчика в суд не явился, в представленном отзыве заявленные требования не признал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель истца, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе Гаязова Р.Ф. приводит те же доводы, что и в обоснование предъявленного иска, ссылается на положения Закона СССР от 12 октября 1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", действовавшего в период прохождения Овчинниковым А.Г. военной службы по призыву, а также нормы ныне действующего Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", которые, по ее мнению, позволяют зачесть спорный период в стаж истца, дающий право на назначение страховой пенсии.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Гаязова Р.Ф. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика Карымов А.С. просил оставить в силе решение суда первой инстанции, полагая, что доводы апелляционной жалобы являются необоснованными.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в редакции, действующей с 1 января 2019 года (далее также Федерльный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно части 1.2 приведенной нормы закона лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Судом установлено и из материалов дела следует, что 5 марта 2019 года Овчинников А.Г, "дата" года рождения, обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 Федерльного закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в связи с наличием страхового стажа продолжительностью более 42 лет и достижением возраста 60 лет.
Решением ответчика от 22 марта 2019 года N 340124/19 в назначении пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа - 42 лет, в который в бесспорном порядке было зачтено 40 лет 3 месяца 13 дней. При этом указанный выше период военной службы в страховой стаж истца, дающий право на назначение страховой пенсии по рассматриваемому основанию, ответчиком включен не был.
Разрешая спор, суд, исходя из возникших между сторонами правоотношений, и закона, подлежащего применению к этим отношениям, пришел к выводу об отсутствии установленных действующим правовым регулированием оснований для зачета оспариваемого периода в страховой стаж Овчинникова А.Г. при назначении страховой пенсии на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Судебная коллегия, соглашаясь с указанным выводом суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы представителя истца несостоятельными, исходя из следующего.
Так, согласно положениям части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Действительно, пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ также предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается, в том числе, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Порядок исчисления страхового стажа закреплен в статье 13 вышеназванного Федерального закона, частью 8 которой установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
При этом частью 9 приведенной нормы права установлено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Таким образом, из анализа приведенных выше законоположений следует, что, устанавливая право на назначение страховой пенсии на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, законодатель определилпорядок исчисления общей продолжительности страхового стажа, в который подлежат включению лишь периоды, предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 13 названного Федерального закона, к которым период прохождения военной службы по призыву, предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 12 этого же Федерального закона, не относится.
Ссылка в апелляционной жалобе на положения Закона СССР от 12 октября 1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" и Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", рассматривающих службу в армии как реализацию права на труд и гарантирующих ее включение в стаж работы по специальности, в данном случае является несостоятельной, поскольку основана на ошибочном толковании положений действующего пенсионного законодательства.
Таким образом, при разрешении спора судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Поскольку неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, то основания для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Казани от 27 мая 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Овчинникова А.Г. - Гаязовой Р.Ф. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.