Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Насретдиновой Д.М,
судей Гиниатуллиной Ф.И. и Гаянова А.Р,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Абдуллина А.Ш. на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 10 июня 2019 года, которым постановлено:
в иске Абдуллина А.Ш. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Альметьевском районе и г. Адьметьевске РТ (межрайонное) о признании решения пенсионного фонда частично незаконным и назначении досрочной страховой пенсии отказать в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Бадуртдиновой Г.А, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абдуллин А.Ш. обратился с иском к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Альметьевске Республики Татарстан (межрайонное) о признании решения частично незаконным и возложении обязанности по включению периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В обоснование своих требований истец указал, что 26 ноября 2018 года в связи с наличием стажа лечебной деятельности продолжительностью более 30 лет он подал в территориальный пенсионный орган заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако в назначении пенсии на льготных основаниях ответчиком ему было отказано со ссылкой на отсутствие требуемой продолжительности специального стажа.
С данным отказом истец не согласен, полагает, что из указанного стажа ответчиком неправомерно исключены периоды его работы с 12 марта 1997 года по 1 июля 1998 года в должности врача-стоматолога Оздоровительного центра "Ландыш" акционерного общества "Татнефть", со 2 июля 1998 года по 31 октября 1998 года в должности терапевта стоматологической службы оздоровительного центра Нефтегазодобывающего управления "Джалильнефть", со 2 ноября 1998 года по 31 октября 1999 года и с 1 ноября 1999 года по 3 марта 2000 года в должности врача-стоматолога в закрытом акционерном обществе "Энже", периоды работы по договорам подряда с 1 октября 1996 года по 30 сентября 1997 года, с 21 сентября 1998 года по 31 октября 1999 года, с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 1999 года, с 1 января 2000 года по 30 июня 2000 года, с 1 августа 2000 года по 31 декабря 2001 года, с 1 января 2002 года по 10 сентября 2006 года в должности врача-стоматолога в Нефтегазодобывающем управлении "Ямашнефть" публичного акционерного общества "Татнефть" и период работы с 14 сентября 2006 года по 31 декабря 2017 года в должности врача стоматолога-терапевта в обществе с ограниченной ответственностью "Альдент". По изложенным основаниям истец просил суд признать решение ответчика об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости частично незаконным, возложив на последнего обязанность по включению указанных выше периодов работы в специальный стаж лечебной деятельности, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
В судебном заседании представитель истца Брагина Л.И. требования своего доверителя поддержала.
Представитель ответчика Бадуртдинова Г.А. иск не признала, полагая, что правовых оснований для включения спорных периодов работы истца в его специальный страховой стаж не имеется.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с принятым по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении предъявленного иска. При этом в жалобе Абдуллиным А.Ш. приводятся те же доводы, что и в обоснование предъявленного иска, указывается, что спорные периоды работы должны быть зачтены в специальный стаж, учитываемый при досрочном назначении страховой пенсии, независимо от организационно-правовой формы организаций, в которых он осуществлял медицинскую деятельность, тождественную деятельности работников аналогичных учреждений здравоохранения.
Начальником Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Альметьевске Республики Татарстан (межрайонное) представлены письменные возражения на апелляционную жалобу истца, в которых указывается на необоснованность изложенных в ней доводов.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
Представитель ответчика просила оставить в силе решение суда первой инстанции.
Выслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на день обращения истца с заявлением в пенсионный орган) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 26 ноября 2018 года истец обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Альметьевске Республики Татарстан (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением ответчика от 7 декабря 2018 года N 1448601/18/ЯФ-07-01-12/5183 в назначении пенсии Абдуллину А.Ш. было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 30 лет, в который в бесспорном порядке зачтено 6 лет 4 месяца 20 дней. При этом приведенные выше спорные периоды в стаж истца на соответствующих видах работ пенсионным органом включены не были со ссылкой на то, что трудовая деятельность истца протекала не в учреждениях здравоохранения, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение. Также было указано на предоставление работодателями в отношении истца индивидуальных сведений без указания кода особых условий труда.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд, исходя из возникших между сторонами правоотношений и закона, подлежащего применению к этим отношениям, пришел к обоснованному выводу о том, что действующее правовое регулирование в области пенсионного обеспечения не предусматривает возможности зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, периодов работы в организациях и предприятиях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, признавая доводы апелляционной жалобы истца несостоятельными в силу следующего.
Так, в целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в части 2 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 29 октября 2002 года N 781, которым утвердило список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список), а также правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее - Правила).
В разделе "Наименование должностей" данного Списка предусмотрены врачи-специалисты всех наименований, при этом в разделе "Наименование учреждений" акционерные общества, открытые акционерные общества, публичные акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью не поименованы.
Как разъяснено в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В то же время пунктом 6 Правил закреплено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке:
в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций;
в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии;
в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений;
в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
В силу положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Как следует из материалов дела, акционерное общество "Татнефть", закрытое акционерное общество "Энже", публичное акционерное общество "Татнефть", общество с ограниченной ответственностью "Альдент", в которых в оспариваемые истцом периоды протекала трудовая деятельность истца, являются коммерческими организациями, основной целью деятельности которых является получение прибыли.
Исходя из этого, принимая во внимание, что в спорные периоды истец осуществлял трудовую деятельность в названных выше организациях, не являющихся учреждениями здравоохранения, судебная коллегия полагает, что право на включение данных периодов работы в специальный стаж у него не возникло.
При этом судом апелляционной инстанции учитывается, что вопреки доводам Абдуллина А.Ш. ни из записей в трудовой книжке, ни из других представленных документов не усматривается осуществление им трудовой деятельности в одном из поименованных в пункте 6 Правил структурных подразделений вышеупомянутых юридических лиц, в том числе и в период работы в должности врача-стоматолога в Нефтегазодобывающем управлении "Ямашнефть".
Содержащаяся в жалобе ссылка на наличие оснований для включения в соответствующий стаж спорных периодов до 1 ноября 1999 года на основании постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", основана на ошибочном толковании указанного нормативного правового акта, положениями которого регламентировано право на льготное пенсионное обеспечение исключительно работников учреждений.
Доводы апелляционной жалобы истца о тождественности выполняемой им в спорные периоды трудовой деятельности характеру работы, осуществляемой работниками, замещающими аналогичные должности в учреждениях здравоохранения, являются несостоятельными и на выводы судебной коллегии не влияют.
Согласно части 5 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 названной статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 года N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность устанавливать по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения.
В отношении перечисленных выше юридических лиц такая тождественность профессиональной деятельности Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации не установлена.
Кроме того, как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, действующее пенсионное законодательство после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица предусматривает необходимость подтверждения специального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии, сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
В выписке из индивидуального лицевого счета Абдуллина А.Ш, зарегистрированного в системе государственного пенсионного страхования 26 августа 1999 года, спорные периоды его работы отражены работодателями общим стажем без указания кода особых условий труда.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, что в данном случае исследованными документами не подтверждено, выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований признаются судебной коллегией правомерными.
Поскольку без учета спорных периодов работы специальный стаж истца на 26 ноября 2018 года составлял менее требуемых 30 лет, право на назначение пенсии с указанной даты у него также не возникло.
В целом доводы апелляционной жалобы истца повторяют правовую позицию, высказанную в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 10 июня 2019 по данному оставить без изменения, апелляционную жалобу Абдуллина А.Ш. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.