Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Насретдиновой Д.М,
судей Гиниатуллиной Ф.И. и Гаянова А.Р,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Прониной С.В. - Патраковой Н.П. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 21 мая 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Прониной С.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию - отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пронина С.В. обратилась с иском к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) о возложении обязанности по включению периода работы в специальный стаж с применением льготного порядка исчисления и назначению досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование своих требований истец указала, что 24 февраля 2019 года она подала в пенсионный орган заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако решением ответчика в назначении пенсии на льготных основаниях ей было отказано со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа продолжительностью 30 лет.
С данным отказом истец не согласна, считает, что исчисление указанного стажа произведено ответчиком неверно. В частности, период ее работы в должности врача акушера-гинеколога по оказанию экстренной помощи гинекологического отделения N 1 Государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская больница N 5" с 1 января 2019 года по 23 февраля 2019 года был зачтен в ее специальный стаж в календарном порядке, тогда как, по ее мнению, к указанному периоду должен быть применен льготный порядок исчисления - из расчета год работы за год и 6 месяцев, поскольку в указанный период ее трудовая деятельность протекала в хирургическом отделении названного выше лечебного учреждения. По изложенным основаниям Пронина С.В. просила суд возложить на ответчика обязанность по включению приведенного выше периода в ее специальный стаж с применением льготного порядка исчисления и назначению ей досрочной страховой пенсии по старости.
В ходе судебного разбирательства представитель истца Прониной С.В. - Патракова Н.П. уменьшила заявленные требования, просила суд обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) назначить Прониной С.В. досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган - с 24 февраля 2019 года, поскольку с учетом представленных работодателем уточненных сведений указанный выше период работы истца был включен ответчиком в ее специальный стаж с применением льготного порядка исчисления в бесспорном порядке.
В судебном заседании представитель истца уточненные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика иск не признал, представив выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Прониной С.В. с предоставленными работодателем уточненными данными, в соответствии с которыми стаж лечебной деятельности истца на момент ее обращения в пенсионный орган составил 30 лет 24 дня. При этом указал, что с учетом внесения в действующее пенсионное законодательство изменений, право на назначение досрочной страховой пенсии возникнет у истца только по истечении шести месяцев с момента выработки необходимого специального стажа.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении иска в указанной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель истца, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе Патракова Н.П. приводит те же доводы, что и в обоснование предъявленного иска, настаивает на своей правовой позиции по делу, в силу которой считает, что требования ее доверителя являются обоснованными и должны быть удовлетворены.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях", Федеральный закон N 400-ФЗ).
Как закреплено в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей с 1 января 2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.Частью 1.1 названной номы права установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 24 февраля 2019 года истец обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением ответчика от 5 марта 2019 года N 293577/19 в назначении досрочной пенсии Прониной С.В. было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 30 лет, в который в бесспорном порядке было зачтено 29 лет 11 месяца 29 дней, а при условии предоставления корректирующей формы индивидуальных сведений за период с 1 января 2019 года по 23 февраля 2019 года - 30 лет 24 дня.
Согласно представленной в материалах дела выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Прониной С.В. за период работы с 1 января 2019 года по 25 февраля 2019 года индивидуальные сведения представлены работодателем с указанием соответствующего льготного кода.
Таким образом, на момент обращения истца в территориальный орган пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, ее специальный стаж составил 30 лет 24 дня.
Разрешая спор, суд, исходя из возникших между сторонами правоотношений и закона, подлежащему применению к этим отношениям, пришел к выводу о том, что несмотря на наличие на дату обращения в пенсионный орган - 24 февраля 2019 года требуемой продолжительности специального стажа, права на назначение пенсии по рассматриваемому основанию Пронина С.В. не приобрела, так как на указанную дату не истек срок, указанный в приложении 7 к Федеральному закону N 400-ФЗ, составляющий с учетом переходных положений 6 месяцев после возникновения права на указанную пенсию.
Судебная коллегия, соглашаясь с данным выводом суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы представителя истца несостоятельными, исходя из следующего.
Как уже было отмечено ранее, в силу положений пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правом на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением леченой и иной деятельности по охране здоровья населения пользуются лица, осуществлявшие такую деятельность в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
С 1 января 2019 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии" (далее также - Федеральный закон N 350-ФЗ), в части изменения сроков назначения пенсий, в том числе досрочных.
В частности, действующим правовым регулированием, начиная с 1 января 2019 года, предусмотрено поэтапное повышение пенсионного возраста, а в отношении отдельных категорий граждан, в том числе имеющих право на назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, установлен период ожидания, составляющий в 2019 году согласно приложению N 7 к названному Федеральному закону 12 месяцев.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона N 350-ФЗ гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, с учетом приведенных выше законоположений, право на назначение досрочной страховой пенсии на дату обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган у истца не возникло, в связи с чем в удовлетворении заявленных исковых требований ей было отказано обоснованно.
В целом изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда и не содержат оснований к отмене решения, поскольку по своей сути направлены на иное толкование нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, и иную оценку установленных судом обстоятельств, для чего достаточных оснований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 21 мая 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Прониной С.В. - Патраковой Н.П. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.