Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Сахиповой Г.А,
судей Мелихова А.В, Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Шакирове И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Новосельцева С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Темниковой Е.С. на решение Новошешминского районного суда Республики Татарстан от
06 июня 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Темниковой Е.С. к Центральному банку Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения - Национального Банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации о назначении дополнительного пенсионного обеспечения - отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца - Темникова В.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика - Габидуллиной Ю.В, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Темникова Е.С. обратилась в суд с вышеназванным иском к Центральному банку Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения - Национального Банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее Банк России, ответчик) о назначении дополнительного пенсионного обеспечения.
В обоснование иска указала, что является пенсионером по возрасту, ветераном труда, инвалидом III группы и имеет общий стаж работы в банке более 32 лет, в том числе стаж работы в Банке России - 15 лет 2 месяца 2 дня. Истец считает, что в этой связи имеет право на доплату к пенсии, предусмотренную пунктом 7.1 Положения Центрального банка России от 21 октября 2016 года N 555-П ДСП "О пенсионной программе Банка России", согласно которому право на дополнительное пенсионное обеспечение имеют работники, прекратившие трудовые отношения с Банком России до 01 января 1998 года после назначения или возникновения права на назначение государственной пенсии, и имеющие стаж работы в Банке России не менее 10 лет. Однако официальным письмом Центрального банка Российской Федерации в назначении ежемесячной надбавки к пенсии ей было отказано со ссылкой на то, что на момент прекращения трудовых отношений с Госбанком СССР она не достигла пенсионного возраста.
С таким решением Темникова Е.С. не согласна, полагая, что имеет право и законные основания для признания права на получение дополнительной ежемесячной надбавки к пенсии. На основании изложенного просила обязать ответчика назначить ей дополнительное пенсионное обеспечение.
В судебном заседании истец Темникова Е.С. требования искового заявления поддержала, указав, что имеет право на получение дополнительной ежемесячной надбавки к пенсии, в том числе и на основании Положения Банка России от 17 января 2001 года N 131-П ДСП "О пенсионной программе Банка России".
Представитель ответчика с иском не согласился, просил в удовлетворении заявленных требований истцу отказать, представил письменные возражения на исковое заявление.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе им приводятся те же доводы, что и в обоснование предъявленного иска, указывается, что в пункте 7.1 Пенсионной программы Банка России имеется лингвистическая неопределенность, позволяющая ответчику по своему усмотрению принимать решения о назначении дополнительного пенсионного обеспечения в отношении бывших работников системы банка России.
В суде апелляционной инстанции представитель истца - Темников В.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика - Габидуллина Ю.В. с жалобой не согласилась, просила в ее удовлетворении отказать.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно положениям статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В силу части 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в ранее действующей редакции) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии со статьей 89 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и решением Совета директоров Банка России от 18 октября 2016 года N 29 в Положении от 21 октября 2016 года N 555-П ДСП установлены основания возникновения и порядок реализации права на дополнительное пенсионное обеспечение, видом которого, в том числе является дополнительная пенсия, выплачиваемая за счет средств пенсионного фонда Банка России.
Пунктом 7.1 Положения предусмотрено, что право на дополнительное пенсионное обеспечение по первому пенсионному плану имеют работники, прекратившие трудовые отношения с Центральным банком Российской Федерации, Центральным банком РСФСР (Банком России), Государственным банком РСФСР, Государственным банком СССР до 01 января 1998 года после назначения или возникновения права на назначение государственной пенсии (за исключением лиц, которым пенсия назначена в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1), имеющие стаж работы в Банке России не менее 10 лет.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Темникова Е.С. "дата" была принята в Отделение Госбанка СССР в селе Новошешминск Татарской АССР на должность счетовода, в дальнейшем переведена с "дата" на должность бухгалтера, с "дата" - на должность старшего бухгалтера, с "дата" - на должность заместителя главного бухгалтера, с "дата" назначена главным бухгалтером.
В связи с реорганизацией банковской системы "дата" Темникова Е.С. уволена в порядке перевода в Новошешминское отделение Агропромбанка СССР.
Согласно архивной справке Национального архива Республики Татарстан от "дата"... Татарское республиканское управление Агропромбанка СССР "дата" преобразовано в межрегиональный банк "Татарстан" акционерного коммерческого Агропромбанка. В трудовой книжке Темниковой Е.С. "дата" внесена запись о преобразовании Новошешминского отделения Агропромбанка СССР в отделение межрегионального банка "Татарстан".
На основании представленных доказательств суд первой инстанции установил, что Темникова Е.С. являлась сотрудником государственной банковской системы с "дата" по "дата".
"дата" Темниковой Е.С. назначена пенсия по инвалидности III группы.
"дата" ей назначена пенсия по старости.
Разрешая спор, суд первой инстанции, основываясь на правильном толковании и применении действующего пенсионного законодательства, верно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку на момент прекращения трудовых отношений с Госбанком СССР Темникова Е.С. не достигла пенсионного возраста и не получала государственную пенсию, в связи с чем, не имеет права на дополнительное пенсионное обеспечение в соответствии с Пенсионной программой Банка России.
Судебная коллегия, соглашаясь с указанным выводом суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы истца несостоятельными, исходя из следующего.
На основании ст. 1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86 "О Центральном банке Российской Федерации" Банк России является юридическим лицом.
Согласно статье 89 названного Закона Совет директоров Банка России создает пенсионный фонд для дополнительного пенсионного обеспечения служащих Банка России.
Порядок выплаты дополнительной пенсии для служащих Банка России с 01 января 2017 года регулируется Положением Центрального банка России от 21 октября 2016 года N 555-П ДСП "О пенсионной программе Банка России". До этого действовало аналогичное Положение от 17 января 2001 года N 131-П ДСП.
Так, пункт 2.2 Положение от 17 января 2001 года N 131-П ДСП содержал ссылку на Положение Банка России от 30 июля 2004 года N 261-п ДСП "О ежемесячной материальной помощи пенсионерам - бывшим работникам Государственного банка СССР и (или) Центрального банка Российской Федерации, прекратившим трудовые отношения до 01 января 1998 года", нормы которого предусматривали аналогичную совокупность условий для осуществления ежемесячных выплат пенсионерам.
Названные документы являются локальными нормативными актами, принятие которых предусмотрено пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьей 89 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Выплата дополнительных пенсий бывшим работникам системы Банка России осуществляется в качестве реализации дополнительных мер социальной поддержки к установленным федеральным трудовым пенсиям.
Положением Банка России от 21 октября 2016 года N 555-П ДСП "О пенсионной программе Банка России", действующим взамен утратившего силу Положения Банка России от 17 января 2001 года N 131-П ДСП "О пенсионной программе Банка России", предусмотрены три пенсионных плана. По первому пенсионному плану устанавливаются пожизненные пенсионные выплаты ежемесячной материальной помощи работникам, прекратившим трудовые отношения до 01 января 1998 года, имеющим суммарную продолжительность периодов работы и иных периодов, учитываемых при определении права на дополнительное пенсионное обеспечение и установлении его размера, не менее 10 лет. Однако пунктом 7.1 Программы предусмотрено, что право на дополнительное пенсионное обеспечение по первому пенсионному плану имеют работники, прекратившие трудовые отношения с Центральным банком РФ, Государственным банком СССР до 01 января 1998 года после назначения или возникновения права на назначение государственной пенсии, имеющие стаж работы в Банке России не менее 10 лет. Таким образом, обязательным условием для назначения ежемесячной материальной помощи по первому пенсионному плану является прекращение трудовых отношений с Банком России до 01 января 1998 года после назначения или до возникновения права на назначение государственной пенсии. Второй пенсионный план - с установленными пожизненными выплатами дополнительной пенсии работникам, прекратившим трудовые отношения после 31 декабря 1997 года, с требованием к стажу работы в Банке России для разных категорий работников не менее одного года и не менее 15 лет; третий пенсионный план - с установленными пожизненными выплатами ежемесячной пожизненной доплаты работникам, прекратившим трудовые отношения до 01 января 1998 года, имеющим особые заслуги в области банковского дела.
Темникова Е.С. 03 сентября 1975 года была принята в Отделение Госбанка СССР в селе Новошешминск Татарской АССР на должность счетовода. В дальнейшем с 05 июля 1976 года переведена на должность бухгалтера, с 24 января 1978 года - на должность старшего бухгалтера, с 17 ноября 1980 года - на должность заместителя главного бухгалтера, с 23 ноября 1982 года назначена главным бухгалтером.
В связи с реорганизацией банковской системы "дата" Темникова Е.С. уволена в порядке перевода в Новошешминское отделение Агропромбанка СССР. Согласно архивной справке Национального архива Республики Татарстан от "дата"... Татарское республиканское управление Агропромбанка СССР "дата" преобразовано в межрегиональный банк "Татарстан" акционерного коммерческого Агропромбанка. В трудовую книжку Темниковой Е.С. "дата" внесена запись о преобразовании Новошешминского отделения Агропромбанка СССР в отделение межрегионального банка "Татарстан". Таким образом, Темникова Е.С. являлась сотрудником государственной банковской системы с "дата" по "дата" и на момент прекращения трудовых отношений с Госбанком СССР не достигла пенсионного возраста и не получала государственную пенсию.
По изложенным основаниям суд пришел к обоснованному выводу, что право на дополнительное пенсионное обеспечение в соответствии с Пенсионной программой Банка России у истца не возникло, в связи с чем Темниковой Е.С. правомерно было отказано в назначении дополнительного пенсионного обеспечения.
Довод апелляционной жалобы о том, что в пункте 7.1 Пенсионной программы Банка России имеется лингвистическая неопределенность, отклоняется судебной коллегией за несостоятельностью, поскольку указанный пункт программы устанавливает совокупность оснований для возникновения права на дополнительное пенсионное обеспечение, чего не имелось у истца на момент прекращения трудовых отношений с Госбанком СССР.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты.
В целом доводы апелляционной жалобы о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Темниковой Е.С. повторяют позицию истца в суде первой инстанции, основаны на иной оценке фактических обстоятельств дела, представленных по делу доказательств, были предметом судебного рассмотрения, судом дана им надлежащая правовая оценка. Нарушений требований процессуального закона при оценке доказательств судом не допущено.
Суд установилимеющие значение обстоятельства на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования всех предусмотренных законом доказательств, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новошешминского районного суда Республики Татарстан от
06 июня 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Темниковой Е.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.