Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сибгатуллиной Л.И, Гафиятуллина Ш.Ш,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 29 марта 2019 года, которым постановлено:
административный иск удовлетворить.
Признать незаконным постановление исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 22 января 2019года N147.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Романовой Л.Ш. и ее представителя Зиновьевой Е.А, высказавшихся против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Романова Л.Ш. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 22 января 2019 года N147. Заявленные требования мотивированы следующим.
Постановлением исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 14 сентября 2018года N1812 Романова Л.Ш. и члены ее семьи Романов А.А. и Овечкина К.А. приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
23 января 2019года Романова Л.Ш. получила копию постановления исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 22 января 2019года N147, которым отменено постановление от 14 сентября 2018года N1812 со ссылкой на превышение дохода каждого из членов семьи порогового значения дохода.
Романова Л.Ш. просила признать указанное постановление исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 22 января 2019года N147 незаконным.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечен административный ответчик муниципальное казенное учреждение (далее - МКУ) "Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района" Республики Татарстан.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд нарушил нормы материального права, и настаивает на наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте настоящего судебного заседания.
Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и МКУ "Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района" своих представителей в суд не направили.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу статьи 1 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года N31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" (далее - Закон Республики Татарстан от 13 июля 2007 года N31-ЗРТ) настоящий Закон в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации устанавливает порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
Часть 2 статьи 24 указанного Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года N31-ЗРТ предусматривает, что уполномоченные органы ежегодно в период с 1 января до 1 мая проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением исполнительного комитета муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район" от 7 апреля 2018 года N803 утверждены пороговые значения дохода граждан и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, на 2018 год, пунктом 1.1.3 которого порог стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению для семьи из трех человек, определен в 2018412руб, а размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи для семьи из трех человек и более пунктом 1.2.3 определен в размере 7 318,18руб.
Из материалов дела видно, что 25 мая 2018года Романова Л.Ш. обратилась в исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о постановке ее составом семьи 3 человека, в том числе двоих несовершеннолетних детей Романова А.А. и Овечкиной К.А, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 14 сентября 2018года N1812 Романова Л.Ш, Романов А.А. и Овечкина К.А. приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Установлено, что 18 августа 2018года Романова Л.Ш. продала автомобиль "Лада 219010" стоимостью 165000руб.
Постановлением исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 22 января 2019года N147 указанное постановление исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 14 сентября 2018года N1812 отменено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административными ответчиками не представлены доказательства того, что по состоянию на дату вынесения оспариваемого постановления стоимость имущества семьи Романовой Л.Ш, учитываемого для признания граждан малоимущими, превысила такое пороговое значение стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению для семьи из трех человек, как 2018412 руб. С учетом данного обстоятельства суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям закон и принял решение об удовлетворении административного иска.
Суд апелляционной инстанции также считает, что основания для удовлетворения административного искового заявления в данном случае имелись.
На основании части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление от 22 января 2019 года N147 содержит ссылки на положения пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, на статьи 24, 25 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года N31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма", а также на постановление исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 7 апреля 2018 года N803 "Об утверждении пороговых значений дохода граждан и стоимости имущества, подлежащего налогообложению на 2018 год".
Статьей 25 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года N31-ЗРТ определено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти Республики Татарстан или органа местного самоуправления Республики Татарстан земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных или полученных по запросу документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет.
Таким образом, данная правовая норма содержит ряд оснований, при наличии которых граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем, указания на конкретное основание, по которому административный истец Романова Л.Ш. и члены ее семьи были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, оспариваемое постановление от 22 января 2019 года не содержит.
При таких обстоятельствах с учетом положений подпункта "в" пункта 3 части 9 статьи 226 КАС РФ суд апелляционной инстанции находит приводившийся в административном исковом заявлении Романовой Л.Ш. довод о том, что оспариваемое постановление не содержит оснований снятия административного истца и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, состоятельным и влекущим признание постановления от 22 января 2019 года N147 незаконным.
С учетом изложенного решение суда в силу части 5 статьи 310 КАС РФ не подлежит отмене, поскольку является правильным по существу.
Доводы апелляционной жалобы вышеизложенных обстоятельств не опровергают и обстоятельство отсутствия в оспариваемом постановлении конкретного основания для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях не отменяют и в связи с этим отмену решения суда повлечь не могут.
Руководствуясь статьями 177, 309,311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 29 марта 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.