Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сибгатуллиной Л.И, Гафиятуллина Ш.Ш,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Чигашова Николая Робертовича на решение Арского районного суда Республики Татарстан от 9 апреля 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Чигашова Николая Робертовича к исполнительному комитету Янга-Салского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан об оспаривании решения органа местного самоуправления отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Чигашова Н.Р, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан и исполнительного комитета Янга-Салского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан Сагитовой Л.Г, высказавшейся против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Чигашов Н.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к исполнительному комитету Янга-Салского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании решения органа местного самоуправления. Заявленные требования мотивированы следующим.
Административный истец является участником и ветераном боевых действий Чеченской Республики.
16 марта 2002 года он обратился в исполнительный комитет Янга-Салского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о постановке на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий и был поставлен на учет.
22 января 2019 года Чигашов Н.Р. получил уведомление о том, что решением общественной жилищной комиссии от 12 января 2019 года снят с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Административный истец просил признать незаконным постановление исполнительного комитета Янга-Салского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан от 12 января 2019 года N1 о снятии его с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановить его составом семьи из четырех человека на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с даты первоначальной постановки на учет.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечен административный ответчик Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Чигашова Н.Р. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Он считает, что суд неправильно применил нормы материального права, и настаивает на наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Исполнительный комитет Янга-Салского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан и заинтересованное лицо исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан представили в суд апелляционной инстанции письменные возражения, в которых выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены.
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан своего представителя в суд не направило.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании статьи 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Положениями части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали указанным лицам право на получение жилых помещений по договорам социального найма, были перечислены в статье 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.
Пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Положениями части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Постановлением исполнительного комитета Арского муниципального района N28а от 25 января 2007 года "О внесении изменений в постановление Арского районного исполнительного комитета от 16 июня 2006 года N173 "О нормах площади жилья при постановке на учет и предоставлении жилья гражданам по социальному найму и по государственным жилищным программам" установлена учетная норма площади жилого помещения в размере не более 18 кв.м общей площади жилого помещения.
Из материалов дела видно, что с 16 марта 2002 года Чигашов Н.Р. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
1 октября 2004 года Чигашову Н.Р. выдано удостоверение N0045281, согласно которому он имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
1 октября 2004 года Чигашов Н.Р. включен в список ветеранов боевых действий, вставших на учет до 1 января 2005 года, как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
В тот же день 1 октября 2004 года Чигашов Н.Р. был включен в сводный список получателей субсидии как участник боевых действий на основании сведений исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан с момента выдачи удостоверения ветерана боевых действий.
Решением исполнительного комитета Янга-Салского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан от 12 января 2019 года N1на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации административный истец исключен из списка ветеранов боевых действий по Арскому муниципальному району, вставших на учет до 1 января 2005 года, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием нуждаемости.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи Чигашова Н.Р. превышает установленную органом местного самоуправления учетную норму обеспеченности жильем на одного человека, в связи с чем пришел к выводу о правомерности оспариваемого распоряжения от 12 января 2019 года и в удовлетворении административного иска отказал.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки, в частности обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным
Меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации Пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах").
Пунктом 1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункт 2 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах").
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года N275 утверждено Положение о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан (далее - Положение).
Указанным положением установлено, что обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья (пункт 1), и функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Министерство).
В силу пункта 4 Положения предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Положения, производится в порядке очередности согласно сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в абзацах втором - четвертом подпункта "б" пункта 2 настоящего Положения, сформированному Министерством на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан, где граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в сроки, указанные в пункте 1 настоящего Положения (далее - сводные списки).
Министерство до 1 ноября текущего года направляет в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан предварительные списки получателей субсидий, сформированные исходя из лимитов финансирования, предусмотренных на следующий год (далее - предварительные списки), для подтверждения права граждан на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета (пункт 5 Положения).
На основании пункта 8 Положения исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан осуществляют актуализацию списков в части нуждаемости в улучшении жилищных условий и совместно с территориальными органами социальной защиты Министерства в части принадлежности к льготной категории. Актуализированные списки, заверенные подписью и печатью уполномоченного органа исполнительного комитета муниципального образования Республики Татарстан, представляются в Министерство.
Решение суда отвечает указанным правовым положениям.
Установлено, что административным истцом улучшены жилищные условия путем приобретения квартиры площадью 52,1 кв.м по адресу: Республика Татарстан, Арский район, город Арск, улица Г "адрес" что подтверждается договором купли-продажи от 19 июля 2018 года.
Чигашов Н.Р. зарегистрирован по месту жительства по адресу: Республика Татарстан, Арский район, село Янга-Сала, улица "адрес", вместе с членами семьи Чигашовым Р.Н, Чигашовой Н.Р, Чигашовой К.Н. и Чигашовой З.Н.
По данным Единого государственного реестра недвижимости Чигашов Н.Р. и Чигашов Р.Н. являются участниками в праве общей долевой собственности с 1\4 долей в праве собственности за каждым на объект недвижимости площадью 69,3 кв.м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Арский район, село Янга-Сала, "адрес"
Чигашова Н.Р. также является собственником 14 доли в праве общей долевой собственности на квартиру площадью 52,1 кв.м по адресу: Республика Татарстан, Арский муниципальный район, город "адрес", дом 1А, кв.2, площадью 52,1 кв.м.
При таких обстоятельствах административный ответчик пришел к правомерному выводу о том, что административный истец лицом, нуждающимися в предоставлении жилого помещения не является.
Довод Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о том, что Положение о предоставлении субсидии субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года N275, не предусматривает выделение субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, на погашение займа за уже приобретенное квартиру, также состоятелен.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции первой инстанции по данному делу и в связи с этим отмену обжалуемого судебного акта также повлечь не могут. Кроме того, эти доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в установленном законом порядке давшего им соответствующую оценку, оснований не согласиться с выводами которого суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 177, 309,311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Арского районного суда Республики Татарстан от 9 апреля 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Чигашова Н.Р. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.