Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сибгатуллиной Л.И, Фахрутдинова И.И,
при секретаре судебного заседания Акбашевой А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе Давлятшина Салима Хабибрахмановича, Давлятшиной Рушании Абдулсаматовны на решение Вахитовского районного суда города Казани от 4 апреля 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Давлятшина С.Х, Давлятшиной Р.А. о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Давлятшина С.Х, Давлятшиной Р.А. - Зайцеву С.Е. в ее поддержку, представителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - Закирова В.Р, возражавшего ее удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Давлятшин С.Х, Давлятшина Р.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - МКУ "УАиГ ИКМО города Казани") о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что административные истцы обратились в МКУ "УАиГ ИКМО города Казани" с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 16:50:150107:13, расположенного по переулку 2-й Ноксинский Советского района города Казани.
14 января 2019 года МКУ "УАиГ ИКМО города Казани" представило решение об отказе в перераспределении земельного участка по тому основанию, что часть запрашиваемого земельного участка располагается в границах двадцатиметровой береговой полосы реки Нокса. Кроме того, по имеющемуся земельному участку проходит канализация, водопровод, газопровод, сам участок располагается в границах охранных зон инженерных коммуникаций.
С данным отказом административные истцы не согласны, в связи с чем просят признать незаконным и отменить решение МКУ "УАиГ ИКМО города Казани" от 14 января 2019 года, обязать МКУ "УАиГ ИКМО города Казани" пересмотреть решение от 14 января 2019 года относительно перераспределения земельного участка с кадастровым номером 16:50:150107:13.
В судебном заседании представитель Давлятшина С.Х, Давлятшиной Р.А. заявленные требования поддержала.
Представитель МКУ "УАиГ ИКМО города Казани" и ИКМО города Казани просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
Суд принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С решением суда не согласились Давлятшин С.Х, Давлятшина Р.А. В обоснование поданной апелляционной жалобы указывается, что судом первой инстанции была дана неправильная оценка обстоятельствам дела. Исходный земельный участок расположен в границах красных линий, что подтверждается заключением кадастрового инженера. Акватория реки Нокса не поставлена на кадастровый учет, следовательно, соответствующее основание для отказа не подтверждается документально. Помимо этого, указывается на нарушение конституционных прав административных истцов на владение, пользование и распоряжение собственностью.
В суде апелляционной инстанции представитель Давлятшина С.Х, Давлятшиной Р.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель МКУ "УАиГ ИКМО города Казани" и ИКМО города Казани просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории административных дел осуществляется в порядке, установленном главой 22 Кодекса.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красными линиями являются линии, которые обозначают, в том числе, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.
Красные линии включаются в состав проекта планировки территории, ввиду чего их разработка, утверждение и изменение осуществляется путем разработки проектов планировки соответствующих территорий.
В соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение об утверждении документации по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) принимается главой муниципального образования с учетом публичных слушаний.
Согласно пункту 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрена полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначенная для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров.
На основании пункта 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленных в соответствии с Водным Кодексом Российской Федерации.
Согласно пунктам 4, 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного пользования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; образование земельных участков не должно приводить к возможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Из материалов административного дела следует, что административные истцы являются собственниками по ? доли земельного участка с кадастровым номером 16:50:150107:13, расположенного по адресу: переулок 2-й Ноксинский Советского района города Казани, на основании договора купли-продажи недостроенного дома и земельного участка N50.3-2003-8392 от 31 июля 2003 года.
11 декабря 2018 года административные истцы обратились с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 16:50:150107:13, имеющего вид разрешенного использования: "индивидуальное жилищное строительство", находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в муниципальной собственности, в МКУ "УАиГ ИКМО города Казани". Данному заявлению был присвоен номер N17441/УАиГ/ОГ.
14 января 2019 года МКУ "УАиГ ИКМО города Казани" было подготовлено решение N15/15-исх-ОГ/227, в соответствии с которым сообщалось о невозможности перераспределения земельного участка, поскольку требуется необходимость корректировки границ земельного участка.
Судом установлено, что в соответствии с Генеральным планом города Казани запрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки односемейными жилыми домами. На данную территорию утвержден проект планировки "Ноксинский спуск", согласно которому участок расположен в границах зоны индивидуальной и малоэтажной жилой застройки. Проект межевания на данную территорию не разработан. Максимальные размеры земельного участка согласно Градостроительному уставу города Казани не установлены.
Земельный участок планируется образовать из участка с кадастровым номером 16:50:150107:13 (площадью 1003 кв.м.), находящегося в общей долевой собственности заявителей, и участка неразграниченной государственной собственности. В границах участка расположен объект капитального строительства с кадастровым номером 16:50:150107:120 (жилой дом), находящийся в общей долевой собственности заявителей.
По участку проходит канализация (МУП "Водоканал"), водопровод (МУП "Водоканал"), для которого предусмотрена охранная зона в соответствии с пунктом 12.35 СП 42.12230.2011 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 г. N 820), газопровод (ЭПУ "Казаньгоргаз"), для которого предусмотрена охранная зона 2 м в обе стороны, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878 "Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей". Согласно Протоколу совещания по вопросам перераспределения земельных участков от августа 2016 необходимо соблюдение ограничений, связанных с нахождением в соответствующей зоне при дальнейшем использовании земельного участка. Нахождение земельного участка в охранных зонах вышеуказанных инженерных коммуникаций налагает определенные ограничения на режим пользования земельным участком, установленные действующим законодательством.
Запрашиваемый участок частично расположен (0,18 м) в границах красных линий.
Часть запрашиваемого земельного участка расположена в границах двадцатиметровой береговой полосы реки Нокса.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вышеприведенных нормативных положений и из указанных фактических обстоятельств административного дела, и пришел к выводу о том, что оспариваемый ответ принят в соответствии с требованиями законодательства.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они сделаны при правильной и всесторонней оценке обстоятельств по делу и правильным применением норм материального права.
Довод апелляционной жалобы о том, что исходный земельный участок расположен в границах красных линий, отклоняется судебной коллегией, поскольку противоречит имеющимся в деле доказательствам - данным публичной кадастровой карты. Изложенные в апелляционной жалобе обстоятельства были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, отражены в решении. Правовых оснований для их пересмотра не имеется.
Указание в жалобе на то, что акватория реки Нокса не поставлена на кадастровый учет, следовательно, соответствующее основание для отказа не подтверждается документально, правового значения для настоящего дела не имеет. Требование об установлении двадцатиметровой береговой полосы определено в соответствии с пунктом 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, является императивным и не требует в силу закона документального оформления в виде постановки на кадастровый учет. При этом указанная береговая полоса также отражена в градостроительной документации.
Довод жалобы о том, что оспариваемый отказ нарушает конституционные права административных истцов на владение, пользование и распоряжение собственностью, носит характер общего суждения и не может быть рассмотрен в качестве основания для отмены решения суда. Административные истцы по данному делу заявили требования о перераспределении земельного участка путем увеличения его площади по отношению к исходному земельному участку. При этом притязание на такое увеличение площади за счет государственных или муниципальных не может рассматриваться как реализация первоначального права собственности, а потому не может порождать нарушения данного права. Кроме того, с учетом статуса и режима использования земель, на которые претендовали административные истцы, предполагается их ограничение в гражданском обороте.
Таким образом, судом первой инстанции были правильно определены юридически значимые обстоятельства, применен закон, подлежащий применению, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановлено решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 4 апреля 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Давлятшина Салима Хабибрахмановича, Давлятшиной Рушании Абдулсаматовны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.