Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Фахрутдинова И.И, Фатхутдинова Р.Р,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдинова И.И. административное дело по апелляционной жалобе ФИО15, ФИО16 на решение Вахитовского районного суда города Казани от 8 апреля 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО17 к Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан об оспаривании доначислении налога и возложении обязанности о его уплате.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав в ее поддержку представителей ФИО18 по доверенности - ФИО19, а также представителей Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан ФИО20 возражавших удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО21 (далее - административные истцы) обратились в суд административным исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан об оспаривании доначисления налога и возложении на него обязанности по его уплате на основании налогового уведомления.
В обоснование заявленных требований административными истцами указано, что им на праве общей долевой собственности земельных участков принадлежат земельные участки, расположенные на территории Нурлатского муниципального района Республики Татарстан с кадастровыми номерами:...
Изначально данные земельные участки имели сельскохозяйственное назначение. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 июня 2010 года N 518 земельные участки были переведены в категорию земель промышленности и иного специального назначения в целях добычи полезных ископаемых.
25 октября 2018 года постановлением Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан N 882 был согласован перевод этих же участков в категорию "земли сельскохозяйственного назначения".
За тот период, что земельные участки формально имели категорию "земли промышленности", они никогда фактически не использовались административными истцами в качестве таковых. Административные истцы использовали их исключительно как земли сельскохозяйственного назначения - для возделывания сельскохозяйственных культур и выпаса скота. Каких-либо промышленных объектов (производственных цехов, баз и т.д.) на данных земельных участках административные истцы никогда не размещали, производственную деятельность не вели.
Поскольку собственник земельного участка является плательщиком земельного налога, административные истцы уплачивали и уплачивают такой налог, что не оспаривается и административными ответчиками - налоговыми органами. За период формального нахождения участков в категории "земли промышленности, под размещение промышленных объектов" налог уплачивался по ставкам, установленным для земель сельскохозяйственного назначения, поскольку, как указывалось выше, в промышленных целях участки никогда не использовались.
Однако, в декабре 2018 года административным ответчиком - МРИ ФНС N12 по Республике Татарстан произведено доначисление земельного налога по ставке 1,5%. В адрес административных истцов направлены налоговые уведомления "дата" и "дата" и требования об уплате налоговой недоимки "дата" (в адрес Чахмахчева Р.С.) и "дата" (в адрес Мусиной А.Я.).
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан в удовлетворении жалоб административных истов было отказано.
В связи с этим, обратившись в суд, административные истцы просили признать указанные выше действия налогового органа неправомерными. Возложить на административных ответчиков обязанность устранить допущенные нарушения путем осуществления перерасчета земельного налога административным истцам по ставке 0,3 % за налоговый период 2015-2017 годы.
В заседании суда первой инстанции представители административных истцов по доверенности ФИО22 требования административного иска поддержали.
Представители административных ответчиков по доверенности ФИО23 с административным исковым заявлением не согласились, просили отказать в его удовлетворении.
Суд принял решение об отказе в удовлетворении административного иска ФИО24
С решением суда не согласились ФИО25 в апелляционной жалобе ставят вопрос о его отмене, как постановленного с нарушением норм материального права и при неправильном определении обстоятельств, имеющих значения для административного дела. В обоснование жалобы ссылается на те же основания, что были приведены в первоначально поданном административном исковом заявлении. При этом податели апелляционной жалобы не соглашаются с выводами суда, считают, что для целей налогообложения по земельному налогу имеет значение фактическое использование земельного участка, а не формальное отнесение к той или иной категории.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов административного дела следует, что с 30 ноября 2009 года административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежат следующие земельные участки, расположенные на территории Нурлатского муниципального района Республики Татарстан с установленными кадастровыми номерами:...
В 2015-2017 годы налоговым органом МРИ ФНС N12 по Республике Татарстан на указанные земли произведен расчет земельного налога по ставке 0,3 % как для земель сельскохозяйственного назначения.
19 августа 2018 года МРИ ФНС N12 по Республике Татарстан произведен перерасчет земельного налога в отношении указанных выше земельных участков исходя из налоговой ставки 1,5%....
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что перерасчет земельного налога произведен уполномоченным органом в соответствии с требованиями закона, в соответствии с категорией земельных участков.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они основаны на материалах дела с правильным применением норм вышеприведенного законодательства.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно пункту 11 статьи 34 ФЗ N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В соответствии со статьей 5 ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
На основании пункта 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база для исчисления земельного налога определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Как следует из содержания части 1 статьи 392 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно решению Ахметовского сельского поселения Нурлатского муниципального района Республики Татарстан N67 от 27 октября 2017 года "О земельном налоге", в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства ставка установлена 0,3 %, в отношении прочих земельных участков - 1,5 %.
В соответствии с пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Налоговым органом земельный налог может быть начислен (доначислен) после получения корректирующих сведений из регистрирующих органов, но только за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления уведомления.
Как правильно указано судом первой инстанции Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 июня 2010 года N 518 принадлежавшие административным истцам земельные участки были переведены в категорию земель промышленности и иного специального назначения в целях добычи полезных ископаемых.
25 октября 2018 года постановлением Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан N 882 был согласован перевод этих же участков в категорию "земли сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, в период времени с 25 июня 2010 года по 25 октября 218 года спорные земельные участки относились к категории земель промышленности и иного специального назначения в целях добычи полезных ископаемых.
Следовательно, исходя из приведенных выше требований закона, применительно к рассматриваемому административному спору, применение налоговым органом к земельным участкам административных истцов за налоговый период с 2015-2018 год при исчислении земельного налога налоговой ставки 1,5% является обоснованным, поскольку они не относились к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
Указанным обстоятельствам судом первой инстанции при рассмотрении административного дела была дана правильная правовая оценка, основанная на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств и доказательств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая оценка. Фактическое использование земельных участков в иных целях, не соотносящихся с их категорией, установленной нормативно правовым актом, не может влиять на изменение налоговой ставки, поскольку это противоречит требованиям закона.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом было принято законное решение, влекущих отмену обжалуемого судебного постановления нарушений норм материального либо процессуального права при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вахитовского районного суда города Казани от 8 апреля 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО26 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.