Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллинной Л.И,
судей Фахрутдинова И.И, Фатхутдинова Р.Р,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдинова И.И. административное дело по частной жалобе ФИО10 на определение Вахитовского районного суда города Казани от 10 апреля 2019 года, которым прекращено производство по административному делу по административному исковому заявлению ФИО11 к муниципальному казенному учреждению "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, начальнику Управления жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани ФИО12 о признании незаконным решения об отказе в снятии статуса служебного жилого помещения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы частной жалобы, выслушав представителя Муниципального казенного учреждения "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани по доверенности ФИО13, возражавшего удовлетворению частной жалобы, представителя Управления МВД Российской Федерации по городу Казани по доверенности ФИО14 оставившей принятие решения по частной жалобе на усмотрение судебной коллегии, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО15 обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" о признании незаконным решения об отказе в снятии статуса служебного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что на основании распоряжения Исполнительного комитета города Казани от 29 декабря 2007 года N2010 "О предоставлении служебных квартир сотрудникам органов внутренних дел г.Казани в доме 24 по улице Ноксинский спуск" ФИО16 предоставлена квартира "адрес"
В квартире "адрес" ФИО17 зарегистрирован с 15 сентября 2010 года.
Приказом МВД по Республике Татарстан N "дата" ФИО18 уволен по пункту 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по инициативе самого сотрудника.?
Непрерывный стаж службы ФИО19. в органах МВД России по Республики Татарстан составляет 12 лет 9 месяцев 12 дней.
С момента предоставления ФИО20 продолжает проживать в жилом помещении "адрес"
Постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 марта 2009 года N1462 "О порядке исключения служебных жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда" предусмотрено, что служебные жилые помещения могут быть исключены из муниципального специализированного жилищного фонда, которая оформляется распоряжением Исполнительного комитета города Казани.
Вышеуказанным постановлением Руководителя Исполнительного комитета города Казани уполномоченным органом по приему документов на исключение служебных жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда указано Управление жилищной политики Исполнительного комитета города Казани.
Пунктом 2 постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 06.03.2009 N1462 "О порядке исключения служебных жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда" служебные жилые помещения могут быть исключены из муниципального специализированного жилищного фонда также по заявлениям граждан, проработавших в организациях, учреждениях, на предприятиях, предоставивших им служебные жилые помещения, или в данной отрасли не менее 10 лет.
С учетом этой нормы административный истец ФИО21 11 марта 2019 года обратился в уполномоченное учреждение - МКУ "Управление жилищной политики Исполнительного комитета города Казани" с заявлением о снятии статуса служебного помещения с квартиры по адресу: РТ "адрес"
14 марта 2019 года ответом (N330-06/22) МКУ "Управление жилищной политики Исполнительного комитета города Казани" отказано в удовлетворении заявления ФИО22 Причиной отказа послужило рассмотрение Советским районным судом города Казани искового заявления Исполнительного комитета города Казани о выселении ФИО23. из спорного жилого помещения.
По мнению административного истца, отказ МКУ "Управление жилищной политики Исполнительно комитета города Казани" является незаконным, поскольку не соответствует исчерпывающему перечню оснований отказов в исключении служебных помещений из муниципального специализированного жилищного фонда, предусмотренному пунктом 4 постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 06.03.2009 N1462 "О порядке исключения служебных жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда".
Определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, начальник Управления жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани ФИО24
Судом было постановлено определение о прекращении производства по делу.
С таким определением не согласился ФИО25, в частной жалобе ставит вопрос о его отмене, по мотиву его незаконности ввиду нарушения норм процессуального права, указывает, что какого - либо спора о правах между ним и уполномоченным органом, на которого возложены функции по рассмотрению вопросов об исключении служебного жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда, не имеется.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу пункта 4 части 2, части 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены являются нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.
Прекращая производство по делу, в рамках административного судопроизводства, суд первой инстанции, суд исходил из невозможности рассмотрения дела в порядке административного судопроизводства, поскольку административный истец фактически заявляет требование о предоставлении ему жилого помещения, что расценено судом как наличие спора о праве.
Судебная коллегия с данным выводом судьи согласиться не может по следующим основаниям.Согласно части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела): о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации); связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). К административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
По смыслу приведенных правовых норм, требования административного истца, связанные с оспариванием действий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительного органа муниципального образования, вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Как усматривается из административного искового заявления, ФИО27 обратился в уполномоченное учреждение - МКУ "Управление жилищной политики Исполнительного комитета города Казани" с заявлением об исключении служебного жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда.Как следует из ответа начальника МКУ "Управление жилищной политики Исполнительного комитета города Казани" ФИО28 от 14 марта 2019 года N330-06/22 ФИО32 было отказано в снятии статуса служебного жилого помещения с квартиры "адрес", в связи с тем, что в производстве суда находится дело по иску Исполкома г..Казани о выселении ФИО26 из спорного жилого помещения. При этом, исходя из существа заявленных административным истцом требований, какого-либо спора о праве, в том числе права ФИО30 на на владение и пользование жилым помещением, не усматривается. ФИО31 и МКУ "Управление жилищной политики Исполнительного комитета города Казани" не являются участниками правоотношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности. Отказ МКУ "Управление жилищной политики Исполнительного комитета города Казани" в исключении служебного жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда - результат осуществления муниципальным органом властных полномочий, который не привел к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей административного истца.
Следовательно, указанные требования ФИО29 вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера и подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства. В этой связи, определение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленное при неправильном определении обстоятельств имеющих значения для административного дела и с нарушением норм процессуального права. Административное дело подлежит направлению в суд первой инстанции для рассмотрения в порядке административного судопроизводства Российской Федерации. На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 315, 316, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА:Определение Вахитовского районного суда города Казани от 10 апреля 2019 года по данному административному делу отменить, административное дело направить для рассмотрения в Вахитовский районный суд города Казани. Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке. Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.