Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сибгатуллиной Л.И, Фахрутдинова И.И,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 2 апреля 2019 года, которым постановлено:
"административное исковое заявление Людмилы Ивановны Низамеевой об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость:
- нежилого здания, общей площадью 325,4 квадратных метра, с кадастровым номером 16:32:220201:287, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Нурлатский муниципальный район, поселок Заречный, улица Черемшанская, дом 8, в размере 1 490 000 рублей по состоянию на 1 января 2014 года;
- нежилого здания, общей площадью 212,3 квадратных метра, с кадастровым номером 16:32:220201:288, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Нурлатский муниципальный район, поселок Заречный, улица Центральная, дом 1, в размере 1 362 000 рублей по состоянию на 1 января 2014 года.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2015 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 декабря 2018 года".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Низамеева Л.И. является собственником объектов недвижимости:
- нежилого здания, общей площадью 325,4 квадратных метра, с кадастровым номером 16:32:220201:287, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Нурлатский муниципальный район, поселок Заречный, улица Черемшанская, дом 8, поставленного на государственный кадастровый учет 16 февраля 2011 года;
- нежилого здания, общей площадью 212,3 квадратных метра, с кадастровым номером 16:32:220201:288, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Нурлатский муниципальный район, поселок Заречный, улица Центральная, дом 1, поставленного на государственный кадастровый учет 26 февраля 2011 года.
Кадастровая стоимость названных объектов недвижимости определена по состоянию на 1 января 2014 года, применяется для целей налогообложения с 1 января 2015 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан" и составляет соответственно 7 568 507 рублей 89 копеек, 4 815 966 рублей 06 копеек.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит определить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 16:32:220201:287 в размере 1 490 000 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером 16:32:220201:288 в размере 1 362 000 рублей, равном их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца И административный иск поддержал.
От представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан поступило заявление с просьбой об отказе в удовлетворении административного иска.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет Зареченского сельского поселения Нурлатского муниципального района Республики Татарстан, Низамеев И.Д, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласилось Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в апелляционной жалобе ставится вопрос о его отмене. В обоснование приводятся возражения против выводов суда о достоверности отчета N 043-18 от 25 декабря 2018 года.
Апеллянт полагает, что отчет составлен с нарушением требований нормативных правовых актов об оценочной деятельности.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации определены объекты налогообложения по налогу на имущество физических лиц, в том числе здания, строения, сооружения, помещения.
На основании статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
При этом законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - с 1 января 2015 года.
Решением Казанской городской Думы от 20 ноября 2014 года N 3-38 "О налоге на имущество физических лиц" установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон) указано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В статье 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" указано, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Из материалов дела следует, что Низамеева Л.И. является собственником объектов недвижимости:
- нежилого здания, общей площадью 325,4 квадратных метра, с кадастровым номером 16:32:220201:287, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Нурлатский муниципальный район, поселок Заречный, улица Черемшанская, дом 8, поставленного на государственный кадастровый учет 16 февраля 2011 года;
- нежилого здания, общей площадью 212,3 квадратных метра, с кадастровым номером 16:32:220201:288, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Нурлатский муниципальный район, поселок Заречный, улица Центральная, дом 1, поставленного на государственный кадастровый учет 26 февраля 2011 года.
Кадастровая стоимость названных объектов недвижимости определена по состоянию на 1 января 2014 года, применяется для целей налогообложения с 1 января 2015 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан" и составляет соответственно 7 568 507 рублей 89 копеек, 4 815 966 рублей 06 копеек.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит определить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 16:32:220201:287 в размере 1 490 000 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером 16:32:220201:288 в размере 1 362 000 рублей, равном их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлен отчет N 043-18 от 25 декабря 2018 года об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, подготовленный экспертом общества с ограниченной ответственностью "МОК" Сабировым Н.Р. по инициативе Низамеевой Л.И, согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами 16:32:220201:287, 16:32:220201:288 по состоянию на 1 января 2014 года составила соответственно 1 490 000 рублей, 1 362 000 рублей.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с указанным отчетом не согласился, указал на допущенные, по его мнению, нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Данные обстоятельства были вынесены на обсуждение, административному ответчику предложено представить доказательства недостоверности сведений о величине рыночной стоимости, предоставленных административным истцом, разъяснено право заявить ходатайство о назначении по делу экспертизы для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 13 февраля 2019 года по ходатайству представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан для установления соответствия отчета N 043-18 от 25 декабря 2018 года об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью "МОК" по инициативе Л.И. Низамеевой, требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Научно-методический инновационно-внедренческий центр подготовки кадров и независимых экспертиз "ПАРИТЕТ ЦЕНЗ" Ю.А. Святовой. Оплата расходов по ее проведению в полном объеме возложена на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Обязанность по внесению на счет Верховного Суда Республики Татарстан, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации для временного хранения денежных средств, денежной суммы, подлежащей выплате эксперту, в размере 39 000 рублей Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в установленный судом срок не исполнена, тем самым административный ответчик уклонился от производства экспертизы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции подробно исследовал и отразил в решении содержание отчета N 043-18 от 25 декабря 2018 года. На основании исследования материалов дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что представленный отчет соответствует законодательству об оценочной деятельности и содержит указание на рыночную стоимость объектов недвижимости.
Содержание данного отчета в ходе судебного разбирательства не опровергнуто относимыми и допустимыми доказательствами.
Доводы представителя административного ответчика суд счел основанными на неправильном их толковании. Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками не представлено.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке отчета и оснований для отмены решения суда не содержат, поскольку построены на иной трактовке обстоятельств и сводятся к переоценке доказательств.
Учитывая, что суд правильно применил процессуальные нормы о доказывании, оснований для переоценки доказательств, которые подвергаются апеллянтом сомнению, судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и, по сути, сводятся к повторению апеллянтом изложенной в ходе рассмотрения дела позиции, а потому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 2 апреля 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.