Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Фахрутдинова И.И, Шакуровой Н.К,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сибгатуллиной Л.И. административное дело по апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов N1 по Нижнекамскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Красноперова Д.А. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 15 апреля 2019 года, которым постановлено:
признать бездействие судебного пристава - исполнителя отдела судебных приставов N1 по Нижнекамскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Красноперова Данила Александровича, выразившееся в не направлении в регистрирующий орган постановления об отмене запрета на совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства марки Лада 111730, р/з... по исполнительному производству... /41/16 от 28 июля 2014 года незаконным.
Обязать судебного пристава - исполнителя отдела судебных приставов N1 по Нижнекамскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Красноперова Данила Александровича устранить допущенное нарушение закона.
В остальной части административное исковое заявление оставить без удовлетворения.
Административное исковое заявление Аржанниковой Надежды Борисовны к Управлению МВД России по Нижнекамскому району, отделу судебных приставов N1 по Нижнекамскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Аржанникова Н.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов N1 по Нижнекамскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан (далее - ОСП N1 по Нижнекамскому району Управления ФССП России по Республике Татарстан) Красноперову Д.А, ОСП N1 по Нижнекамскому району Управления ФССП России по Республике Татарстан, регистрационно-экзаменационному отделу отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижнекамскому району Республики Татарстан (далее - РЭО ОГИБДД Управления МВД России по Нижнекамскому району) об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя Красноперова Д.А, выразившегося в том, что он не принимает меры по направлению для исполнения в регистрирующие органы постановления от 21 декабря 2018 года об отмене мер о запрете регистрационных действий в отношении транспортного средства. Заявленные требования мотивированы следующим.
21 декабря 2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП N1 по Нижнекамскому району Управления ФССП России по Республике Татарстан Красноперовым Д.А. в рамках возбужденного в отношении Аржанниковой Н.Б. исполнительного производства вынесено постановление об отмене запрета на совершение регистрационных действий в отношении автомобиля марки Лада р/з О518АТ/116. До настоящего времени запрет на совершение регистрационных действий в отношении данного автомобиля не снят.
Аржанникова Н.Б. просил признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Красноперова Д.А. незаконным, выразившееся в том, что он не принимает меры по исполнительному производству... /41/16 от 28 июля 2014 года в виде направления для исполнения в регистрирующие органы постановления от 21 декабря 2018 года об отмене запрета на регистрационные действия в отношении ее автомобиля марки LADA с регистрационным государственным знаком... /116 и обязать отдел ОГИБДД Управления МВД России по Нижнекамскому району отменить меры по запрету на совершение регистрационных действий.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечен административный ответчик Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижнекамскому району Республики Татарстан (далее - Управление МВД России по Нижнекамскому району).
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя ОСП N 1 по Нижнекамскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Красноперова Д.А. ставится вопрос об отмене решения суда от 15 апреля 2019 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно определилимеющие значение для дела обстоятельства и неправильно применил нормы материального права. Указывается, что исполнительное производство... /41/16, по которому был наложен запрет на регистрационные действия, возбуждено 24 апреля 2014 года и окончено 23 июня 2017 года судебным приставом-исполнителем Ахметгалиевой Р.И. до трудоустройства Красноперова Д.А. После его окончания исполнительное производство было сдано в архив и в производстве судебного пристава-исполнителя Красноперова Д.А. никогда не находилось.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.
Административный истец Аржанникова Н.Б. и административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП N1 по Нижнекамскому району Управления ФССП России по Республике Татарстан Красноперов Д.А. в суд не явились.
Административные ответчики РЭО ОГИБДД Управления МВД России по Нижнекамскому району, Управление МВД России по Нижнекамскому району, ОСП N1 по Нижнекамскому району Управления ФССП России по Республике Татарстан и Управление ФССП России по Республике Татарстан своих представителей в суд не направили.
Заинтересованное лицо государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске Республики Татарстан представило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса (статья 360 КАС РФ).
Пунктом статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N118-ФЗ) "О судебных приставах" принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возложено на судебного пристава-исполнителя.
Приказом МВД России от 26 июня 2018 года N399 утверждены Правила государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России (далее - Правила). Согласно пункту 3 указанных Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации наложены запреты и (или) ограничения на совершение регистрационных действий.
Согласно части 8 статьи 80 Федерального закона от 2 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") постановление судебного пристава-исполнителя о наложении (снятии) ареста на недвижимое имущество должника или сведения, содержащиеся в постановлении и акте о наложении ареста на имущество должника (описи имущества), в трехдневный срок со дня принятия постановления направляются в регистрирующий орган в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
В соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения, в том числе путем регистрации и учета транспортных средств, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Статьей 5 Федерального закона "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возложено на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Сотрудники органов внутренних дел в пределах предоставленных им статьей 62 Федерального закона "Об исполнительном производстве" лишь оказывают содействие судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, в порядке, установленном совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, и федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации N178, МВД Российской Федерации N565 от 29 августа 2018 года утвержден Порядок оказания сотрудниками органов внутренних дел содействия судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, а также при розыске на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина-ответчика (далее - Порядок).
На основании подпункта 1 пункта 4 указанного Порядка в целях создания условий для оказания содействия сотрудниками органов внутренних дел ФССП России, ее территориальные органы направляют в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в территориальные органы МВД России по месту совершения исполнительных действий копии постановлений о наложении (снятии) запрета на проведение регистрационных действий в отношении транспортных средств, зарегистрированных за должником.
14 декабря 2012 года между Федеральной службой судебных приставов и Министерством внутренних дел Российской Федерации заключено соглашение N12/14-21/1/11806об обмене информацией в электронном виде, предметом которого является организация обмена в электронном виде сведениями, содержащимися в автоматизированных информационных системах сторон, которые представляют взаимный интерес и необходимы для использования в служебной деятельности при выполнении возложенных на стороны задач (далее - сведения), которые в соответствии с законодательством Российской Федерации могут передаваться другой стороне, за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну (далее - Соглашение).
Пунктом 5 данного Соглашения установлено, что межведомственное информационное взаимодействие осуществляется сторонами путем предоставления сведений в электронном виде, в том числе с использованием санкционированного удаленного доступа к банкам данных.
Таким образом, постановление об отмене запрета на совершение регистрационных действий в форме электронного документа судебный пристав-исполнитель в силу прямого указания закона обязан направить в отдел ГИБДД Управления МВД России по Нижнекамскому району как в регистрирующий орган с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Отдел же ГИБДД Управления МВД России по Нижнекамскому району осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения, в том числе путем регистрации и учета транспортных средств, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Из материалов дела видно, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 28 июля 2014 года на основании судебного приказа мирового судьи от 24 апреля 2014 года N2-579/2014 в отношении должника Аржанниковой Н.Б. возбуждено исполнительное производство... 41/16 о взыскании с нее в пользу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда России в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске задолженности по страховым взносам в размере 33257,13 руб.
24 февраля 2017 года в рамках указанного исполнительного производства вынесено постановление судебного пристава-исполнителя о запрете на совершение регистрационных действий в отношении принадлежащего Аржанниковой Н.Б. транспортного средства марки Лада... /з...
Постановлением судебного пристава-исполнителя Ахматгалиевой Р.И. от 23 июня 2017 года исполнительное производство в отношении Аржанниковой Н.Б. окончено на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе с сохранением установленных для должника всех ограничений и запретов.
Приказом Федеральной службы судебных приставов от 23 августа 2018 года N378 "Об утверждении структуры и внесении изменений в штатное расписание Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан" с 1 ноября 2018 года произведена реорганизация структурных подразделений Управления, расположенных в г.Казани в и г.Нижнекамске. В соответствии с указанными изменениями образованы, в частности отдел судебных приставов N1 по Нижнекамскому району (далее - ОСП N1 по Нижнекамскому району) Управления ФССП России по Республике Татарстан и ОСП N2 по Нижнекамскому району Управления ФССП России по Республике Татарстан.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП N1 по Нижнекамскому району Управления ФССП России по Республике Татарстан Красноперова Д.А. от 21 декабря 2018 года отменен запрет на совершение регистрационных действий в отношении принадлежащего Аржанниковой Н.Б. транспортного средства марки Лада...
По сведениям РЭО отдела ГИБДД Управления МВД России по Нижнекамскому району по состоянию на 18 февраля 2019 года запрет на совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства марки Лада... снят не был.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что материалы исполнительного производства не содержат допустимых и достоверных доказательств направления судебным приставом-исполнителем ОСП N1 по Нижнекамскому району Управления ФССП России по Республике Татарстан Красноперовым Д.А. постановление от 21 декабря 2018 года об отмене мер о запрете регистрационных действий не направлено в регистрирующий орган, сослался на отсутствие доказательств получения регистрирующим органом РЭО ОГИБДД Управления МВД России по Нижнекамскому району указанного постановления судебного пристава-исполнителя от 21 декабря 2018 года в том числе в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, и с учетом данных обстоятельств пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным оспариваемого бездействия судебного пристава-исполнителя Красноперова Д.И. и для отказа в удовлетворении административного иска в части требования о возложении на РЭО ОГИБДД МВД России по Нижнекамскому району обязанности снять запрет на совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства.
При этом суд оставил без внимания следующие обстоятельства.
На основании части 3 статьи 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в абзаце 1 пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей требования предъявляются административным истцом, заявителем к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, при прекращении его полномочий - к должностному лицу, которому эти полномочия переданы, а если полномочия не передавались - к старшему судебному приставу соответствующего структурного подразделения ФССП России (части 4, 5 статьи 38, глава 22 КАС РФ и глава 24 АПК РФ). К участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также необходимо привлекать территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель, поскольку при удовлетворении требования заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет названного территориального органа ФССП России.
Решение суда принято без учета указанных положений закона и разъяснений.
Так, письмом РЭО ОГИБДД Управления МВД России по Нижнекамскому району от 18 февраля 2019 года N62/482 в ответ на свое обращение Аржанникова Н.Б. поставлена в известность о том, что запрет на регистрационные действия наложен непосредственно Нижнекамским районным отделом судебных приставов по Республике Татарстан, является электронным и внесен в базу ОГИБДД судебным приставом-исполнителем Нижнекамского РОСП Управления ФССП России по Республике Татарстан Протасовой Т.С. 24 февраля 2017 года (л.д.8).
Как следует из материалов дела, вопрос о том, что передавались ли в установленном законом порядке полномочия судебного пристава-исполнителя по оконченному в 23 июня 2017 года исполнительному производству... /41/16 судебному приставу-исполнителю Красноперову Д.А, судом не выяснялся, также как не выяснялся и вопрос о привлечении к участию в деле старшего судебного пристава соответствующего структурного подразделения ФССП России в том случае, если такие полномочия не передавались.
Довод апелляционной жалобы о том, что 21 декабря 2018 года судебный пристав-исполнитель Красноперов Д.А. лишь распечатал постановление об отмене запрета на регистрационные действия и не мог направить его в электронном виде, поскольку исполнительное производство было окончено другим судебным приставом-исполнителем, имеющимися в материалах дела доказательствами также не опровергается.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу пункта 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Соответственно решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 15 апреля 2019 по данному административному делу отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.