Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Шакуровой Н.К, Федонина С.М,
при секретаре судебного заседания Сахабутдиновой Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шакуровой Н.К. административное дело по апелляционной жалобе Государственной инспекции труда в Республике Татарстан на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 11 апреля 2019года, которым постановлено:
Признать незаконным пункт 2 предписания Государственной инспекции труда в Республике Татарстан об устранении нарушений трудового законодательства N 16/12-1542-19-И от 13 февраля 2019 года, выданного открытому акционерному обществу "ТАИФ-НК", в части возложения обязанности по проведению обязательных психиатрических (наркологических) освидетельствований всех работников.
В остальной части административное исковое заявление открытого акционерного общества "ТАИФ-НК" к Государственной инспекции труда в Республике Татарстан оставить без удовлетворения.
Выслушав представителя Государственной инспекции труда в Республике Татарстан Бувальцева В.В. в поддержку апелляционной жалобы, представителя акционерного общества "ТАИФ-НК" МуртазинаД.Н, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
открытое акционерное общество "ТАИФ-НК" (далее - ОАО"ТАИФ-НК") обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Республике Татарстан о признании незаконным пункта предписания об устранении нарушений трудового законодательства. В обоснование своих требований указало, что 13февраля 2019 года по результатам проведенной проверки Государственной инспекцией труда в Республике Татарстан ОАО "ТАИФ-НК" было выдано предписание N 16/12-1542-19-И об устранении нарушений трудового законодательства, о выполнении которого необходимо было сообщить до 13 марта 2019 года. Согласно данному предписанию оно вынесено с целью устранения нарушений, указанных в акте проверки от 13февраля 2019 года N 16/12-1538-И. Как следует из содержания данного акта, работники ОАО "ТАИФ-НК" прошли обязательное психиатрическое освидетельствование, но не прошли освидетельствование в рамках наркологических заболеваний на 31 октября 2018 года, то есть на указанную дату работодателем не проведено обязательное психиатрическое освидетельствование в соответствии с требованиями Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 695. Полагало данное предписание, в части его пункта 2, незаконным, поскольку работодателем надлежащим образом организовано прохождение обязательного психиатрического освидетельствования работников ОАО "ТАИФ-НК" врачами Нижнекамского психоневрологического диспансера филиала государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая психиатрическая больница имени академика В.М. Бехтерева".
Таким образом, ОАО "ТАИФ-НК" приняты все зависящие от него меры по обеспечению исполнения требований действующего законодательства, тогда как государственным органом не доказан факт допущения юридическим лицом нарушений государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах, иных нормативно - правовых актах Российской Федерации и Республики Татарстан. Также считало, что обязанности работодателя по направлению работников на отдельное прохождение других видов освидетельствования, в том числе комиссионного наркологического освидетельствования, действующим законодательством не предусмотрено.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Государственная инспекция труда в Республике Татарстан ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Указывает, что обжалуемым пунктом предписания Государственная инспекция труда в Республике Татарстан обязала работодателя провести обязательное психиатрическое освидетельствование работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источником повышенной опасности, врачебной комиссией в части наркологических заболеваний. Указывает, что организация исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 695 на территории Республики Татарстан осуществляется на основании Приказа Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 12 ноября 2014года N 2028 "О порядке проведения обязательного психиатрического освидетельствования", которым двум юридическим лицам - государственному автономному учреждению здравоохранения "Республиканская клиническая психиатрическая больница имени академика В.М. Бехтерева Министерства здравоохранения Республики Татарстан" и государственному автономному учреждению здравоохранения "Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан" предписано исполнение обеспечения обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности, а также работающих в условиях повышенной опасности в соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
На момент проведения проверки работодателем ОАО "ТАИФ - НК" не обеспечено проведение обязательного психиатрического освидетельствования, регламентированного статьями 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации, в части наркологических заболеваний. Полагает, что судом неправомерно к данному случаю применен Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 21 декабря 2015года N 2724 "Об утверждении временного порядка проведения медицинского наркологического освидетельствования (осмотра) граждан в Республике Татарстан".
В отзыве на апелляционную жалобу АО "ТАИФ - НК" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу государственной инспекции труда в Республике Татарстан без удовлетворения.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право лицу обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений государственного органа, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно абзацу 12 части 1 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Согласно части 1 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 302н установлен Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно частям седьмой и восьмой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренные данной статьей психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23сентября 2002 года N 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее - Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками).
Данными Правилами определен порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования названной категорией работников, в том числе работающих в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Перечень).
Данным Перечнем установлены медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, приведенных в таблице.
Кроме того, из положений части шестой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников медицинскими осмотрами может предусматриваться проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Поскольку вышеуказанным Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2011 года N 394, на занятие отдельными видами профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, устанавливаются ограничения для больных наркоманией, химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств также должны проходить лица, допускаемые к осуществлению указанных в данном Перечне видов деятельности.
Порядок работы по отбору, транспортировке и хранению биологических объектов для проведения химико-токсикологических исследований на наличие алкоголя и его суррогатов, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, вызывающих опьянение (интоксикацию), устанавливается Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27 января 2006 года N 40.
Из материалов дела следует и судом установлено, что на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от 17 января 2019 года N 16/12-238-19-И о проведении внеплановой выездной проверки Государственной инспекцией труда в Республике Татарстан в отношении ОАО "ТАИФ - НК" в период с 4 февраля по 13 февраля 2019 года была проведена проверка, по итогам которой в адрес ОАО "ТАИФ - НК" было вынесено предписание N 16/12-1542-19-И об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В частности, пунктом 2 указанного предписания на работодателя возложена обязанность в срок до 13 марта 2019 года обеспечить недопущение всех работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
В остальной части административным истцом предписание не оспаривалось.
Удовлетворяя требования административного истца об отмене оспариваемого предписания в части, суд первой инстанции исходил из того, что обязательное психиатрическое освидетельствование работников ОАО "ТАИФ-НК" проводится врачебной комиссией Нижнекамского психоневрологического диспансера филиала государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая психиатрическая больница имени академика В.М. Бехтерева" на основании заключенного договора. Следовательно требования законодательства в указанной сфере юридическим лицом соблюдаются, фактов допуска работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний по результатам проведенной административным ответчиком проверки не установлено.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
При этом судебная коллегия учитывает следующее.
Согласно абзацу 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в частности, предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" данный Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно пункту 1 части 2 названной статьи данным Федеральным законом устанавливаются порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона предписание должно содержать конкретные выявленные нарушения с указанием сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, то есть требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и само предписание предъявляется лишь в случае неисполнения в добровольном порядке работодателем требований закона.
Как следует из буквального содержания пункта 2 оспариваемого предписания, в нем содержатся общие требования, изложенные работодателю, по недопущению всех работников ОАО "ТАИФ - НК" к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Вместе с тем, как следует из вышеназванных положений трудового законодательства, на работодателя возложена обязанность организовывать обязательные медицинские осмотры, обязательное психиатрическое освидетельствование, проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов не всех без исключения работников, а лишь тех из них, кто осуществляет отдельные виды деятельности, в том числе связанные с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011года N 394.
Судебная коллегия учитывает, что представитель Государственной инспекции труда в Республике Татарстан в судебных заседаниях суду первой и апелляционной инстанции пояснил, что в период проведения проверки в отношении юридического лица Государственной инспекцией труда в Республике Татарстан не выявлены нарушения со стороны работодателя в части организации обязательных медицинских осмотров и обязательных психиатрических освидетельствований. Вместе с тем государственным органом установлен факт не прохождения работниками ОАО "ТАИФ-НК" освидетельствования в рамках наркологических заболеваний на 31 октября 2018 года. Однако данное нарушение, выявленное Государственной инспекции труда в Республике Татарстан, оспариваемое предписание не содержит, равно как и не обязывает работодателя устранить его. Таким образом, требования, изложенные в предписании, не отвечают критерию определенности, предписание выдано без учета полного исполнения работодателем тех требований, которые изложены в оспариваемом предписании.
В этой связи суд первой инстанции, исходя из представленных доказательств, обоснованно признал незаконным пункт 2 оспариваемого предписания, в части возложения на ОАО "ТАИФ-НК" обязанности по недопущению всех работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний, поскольку доказательств неисполнения изложенных в предписании требований со стороны работодателя, государственным органом суду не представлено.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к убеждению, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Доводы апелляционной жалобы основанием для отмены судебного решения не являются. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 11 апреля 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной инспекции труда в Республике Татарстан без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.