Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Шакуровой Н.К, Гафиятуллина Ш.Ш,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдинова И.И. административное дело по апелляционной жалобе Альберти Антона Валентиновича на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 18 апреля 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан к Альберти А.В. о взыскании задолженности по обязательным платежам и пени.
Постановлено взыскать с Альберти А.В, проживающего по адресу: "адрес" в доход государства земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенных в границах городских округов налог в размере 183 910 рублей 35 копеек, пени в размере 505 рублей 75 копеек, всего на сумму 184 416 рублей 10 копеек, а также государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан в размере 4 888 рублей.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав в ее поддержку представителя Альберти А.В. по доверенности Лобашову Э.Р, а также представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан по доверенности Гараева Д.М, возражавшего удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны (далее - административный истец) обратилась в суд к Альберти А.В. (далее ? административный ответчик) с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и пени.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что согласно сведениям, представленным в налоговый орган из регистрирующих органов, Альберти А.В. имеет в собственности земельные участки, расположенные по адресу: "адрес" с кадастровыми номерами:.., площадью 3503 кв.м. и.., площадью 4463 кв.м.
В адрес Альберти А.В. налоговым органом направлено налоговое уведомление N60538265, в котором сообщено о необходимости уплатить исчисленную сумму налогов. Также административный истец выставил и направил в адрес административного ответчика требование от 12 декабря 2017 года N39688 об уплате сумм налога и пени. В добровольном порядке требования об уплате налога и пени не обжаловались и не исполнены в полном объеме.
28 апреля 2018 года мировым судьей судебного участка N17 города Набережные Челны вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по земельному налогу за 2016 год в размере 183 910 рублей 35 копеек, пени в размере 505 рублей 75 копеек, на общую сумму 184 416 рублей 10 копеек.
28 мая 2018 года, в связи с поступившими от Альберти А.В. письменными возражениями, судебный приказ отменен.
Поскольку задолженность по налогам и пени не погашена, административный истец, обратившись в суд, просил взыскать с Альберти А.В. недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 183 910 рублей, пени в размере 505 рублей 75 копеек, всего на общую сумму 184 416 рублей 10 копеек.
В заседании суда первой инстанции представитель административного истца по доверенности Гараев Д.М. требования административного искового заявления поддержал.
Административный ответчик Альберти А.В. и ее представитель по доверенности Лобашова Э.Р. с требованиями административного искового заявления согласились частично.
Суд требования удовлетворил и принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Альберти А.В. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права. Апеллянт указывает, что суд первой инстанции при вынесении решения не учел, что решением Верховного Суда Республики Татарстан от 4 мая 2018 года изменена кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков, на которые начислен земельный налог. Соответственно налоговый орган должен был произвести иной расчет по земельному налогу. Кроме этого, податель апелляционной жалобы считает, что административным истцом пропущен срок для обращения с административным исковым заявлением, уважительных причин для его восстановления у суда не имелось.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании части 1 и части 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Срок уплаты налогов и сборов устанавливается применительно к каждому налогу и сбору (статья 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Из положений статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 391 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Как указано в статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Из материалов административного дела следует, что согласно сведениям, представленным в налоговый орган из регистрирующих органов, Альберти А.В. имеет в собственности земельные участки, расположенные по адресу: "адрес" с кадастровыми номерами:.., площадью 3503 кв.м. и.., площадью 4463 кв.м.
Административным истцом административному ответчику направлено налоговое уведомление N 60538265 от 12 октября 2017 года об уплате земельного налога за вышеуказанные земельные участки за 2016 года в сумме 184 171 рубля со сроком уплаты до 1 декабря 2017 года.
В дальнейшем, в связи с неуплатой начисленного Альберти А.В. земельного налога, административный истец направил ему требование об уплате налога и пени N39688 от 12 декабря 2017 года, предоставив срок для исполнения до 18 января 2018 года.
28 апреля 2018 года мировым судьей судебного участка N 17 по судебному району города Набережные Челны вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по обязательным платежам с Альберти А.В. за 2016 налоговый период: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог в размере 183 910 рублей 35 копеек, пеня в размере 505 рублей 75 копеек, на общую сумму 184 416 рублей 10 копеек в доход государства.
28 мая 2018 года, в связи с поступившими от Альберти А.В. письменными возражениями, судебный приказ отменен.
Удовлетворяя заявленные налоговым органом требования, суд первой инстанции исходил из того, что Альберти А.В. не исполнена налоговая обязанность по уплате налога имущественного характера, ему было выставлено налоговое требование, срок взыскания налоговой задолженности пропущен по уважительной причине.
С такими выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на применимых нормах налогового законодательства и подтверждаются материалами дела.
Как при рассмотрении дела судом первой инстанции, так и в судебном заседании апелляционной инстанции, Альберти А.В, вопреки требованиям статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлены доказательства уплаты налогов и пени, в размере указанном в административном исковом заявлении.
Административным истцом срок на обращение в суд о принудительном взыскании с Альберти А.В. задолженности по налогам и пени, пропущен по уважительной причине и обоснованно восстановлен судом первой инстанции.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов административного дела, Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны первоначально обратилась в суд с административным исковым заявлением к Альберти А.В. 27 ноября 2018 года. В связи с не предоставлением суду документов, позволяющие суду убедиться, что копия административного искового заявления и приложенные к нему документы получены административным ответчиком, судом административное исковое заявление оставлено без движения до 24 декабря 2018 года. 24 декабря 2018 года вынесено определение о возвращении заявления административному истцу, которое было получено налоговым органом 16 января 2019 года.
Повторно административное исковое заявление подано налоговым органом в суд 24 января 2019 года. Причиной несвоевременного обращения административного истца в суд послужила длительность возврата почтового уведомления о вручении копии административного иска и приложенных к нему документов административному ответчику.
Данное обстоятельство, в совокупности с событиями, предшествующими подаче повторного административного иска, были обоснованно расценены судом первой инстанции в качестве уважительных причин пропуска срока на обращение налоговым органом в суд. Судебная коллегия не находит правовых оснований для переоценки этих выводов суда первой инстанции.
Доводы апеллянта о неверном исчислении размера налога, вследствие постановленного 4 мая 2018 года решения Верховного Суда Республики Татарстан, подлежат отклонению как не имеющие правового значения для административного спора.
Действительно, указанным решением Верховного Суда Республики Татарстан кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами кадастровыми номерами:.., площадью 3503 кв.м. и.., определена по состоянию на 1 января 2015 года в размере 2 664 411 рублей и 2 091 291 рубль соответственно.
Между тем, как следует из резолютивной части данного решения, сведения о кадастровой стоимости этих земельных участков подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2017 года.
В свою очередь, административным истцом заявлено требование о взыскании с Альберти А.В. налога за 2016 год, следовательно, установленная решением Верховного Суда Российской Федерации от 4 мая 2018 года кадастровая стоимость спорных земельных участков на правильность расчета земельного налога по ним не влияет.
Указанным обстоятельствам судом первой инстанции при рассмотрении административного дела была дана правильная правовая оценка, основанная на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела.
Доводов, способных повлиять на оценку правильности решения суда, апелляционная жалоба не содержит, поскольку основана на суждениях, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Решение суда судебная коллегия считает правильным, а апелляционную жалобу - подлежащей отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 18 апреля 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Альберти Антона Валентиновича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.