Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Шакуровой Н.К, Гафиятуллина Ш.Ш,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдинова И.И. административное дело по апелляционной жалобе Алеева Артема Ильдаровича на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 15 мая 2019 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований Алеева А.И. к директору Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Чистополя" Пономореву В.А. о признании незаконным отказа в признании безработным, незаконным решения N 02-04/001 от 14 января 2019 года, обязании поставить на учет в качестве безработного со дня обращения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав в ее поддержку Алеева А.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алеев А.И. (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к директору Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Чистополя" (далее - ГКУ ЦЗН г. Чистополя) Пономореву В.А. о признании незаконным решения N 02-04/011 от 14 января 2019 года и обязании поставить на учет в качестве безработного со дня обращения.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что как следует из письменного ответа директора Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Чистополя" Пономорева В.А. N 02-04/011 от 14 января 2019 года Алееву А.И. отказано в постановке на учет в качестве безработного. Отказ мотивирован тем, что в паспорте Алеева А.И, предъявленном при первичном приеме и в следующие даты посещения, отсутствует отметка о регистрации по месту жительства. По мнению административного истца, отказ административного ответчика является незаконным, поскольку отсутствие регистрации по месту жительства при наличии временной регистрации по месту пребывания не является основанием для отказа в регистрации в качестве безработного.
В заседании суда первой инстанции административный истец уточнил требования административного иска и просил признать незаконным решение N 02-04/011 от 14 января 2018 года, действия директора ГКУ ЦЗН г. Чистополя Пономарева В.А, выраженные в отказе признания его безработным.
Представитель административного ответчика директора ГКУ ЦЗН г. Чистополя) Пономорева В.А. и представитель заинтересованного лица ГКУ ЦЗН г. Чистополя по доверенности Данилова О.В. с административным исковым заявлением не согласилась, просила отказать в его удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении административного иска Алеева А.И.
С решением суда не согласился Алеев А.И, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы Алеев А.И. повторяет правовую позицию и аргументы, изложенные в административном исковом заявлении.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктом 1, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов административного дела следует, что 27 декабря 2018 года Алеевым А.И. в ГКУ Центр занятости населения г. Чистополя подано заявление о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, где в графе "адрес места жительства (пребывания)" указан адрес: "адрес", а также реквизиты паспорта Российской Федерации серии.., выдан 04 сентября 2018 года МВД по Республике Татарстан.
С учетом представленных административным истцом документов, ГКУ Центр занятости населения г. Чистополя принято решение о признании Алеева А.И. зарегистрированным в целях поиска подходящей работы.
Административному истцу оказана государственная услуга в виде содействия в поиске подходящей работы, что подтверждается листами учета посещений гражданина для подбора подходящей работы от 27 декабря 2018 года, 29 декабря 2018 года, 09 января 2019 года, 14 января 2019 года, 21 января 2019 года, 04 февраля 2019 года, 18 февраля 2019 года, 04 марта 2019 года, 13 марта 2019 года, 04 апреля 2019 года, направлениями на работу от 27 декабря 2018 года (вакансия водитель автомобиля), от 10 января 2019 года (вакансия юрисконсульт). Все регистрационные действия внесены личное дело N... от 27 декабря 2018 года и в программный комплекс ГКУ ЦЗН г. Чистополя, раздел "поиск подходящей работы".
29 декабря 2018 года Алеев А.И. обратился в ГКУ ЦЗН г. Чистополя с заявлением о разъяснении отказа в постановке на учет в качестве безработного.
Директором ГКУ ЦЗН г. Чистополя Алееву А.И. представлен ответ N02-04/011 от 14 января 2019 года о том, что при обращении в ГКУ ЦЗН г. Чистополя 27 декабря 2018 года в целях поиска подходящей работы он зарегистрирован в качестве незанятого гражданина ищущего работу. В связи с тем, что в паспорте гражданина Российской Федерации, предъявленном при первичном приеме и в следующие даты посещения, отсутствует отметка о регистрации по месту жительства, он не может быть признан безработным гражданином в ГКУ ЦЗН г. Чистополя.
Разрешая заявленные требования и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции указал, что оспариваемое решение принято компетентным органом в пределах представленных законом полномочий, в соответствии с требованиями закона.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными, не основанными на нормах права, регулирующего спорные правоотношения.
Так, в силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
Пунктом 2 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года N 891, регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации.
При регистрации государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет граждан в целях поиска подходящей работы, ведение регистрационного учета граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан.
В соответствии с Правилами регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года N 891, при регистрации безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие с регистрационного учета.
Регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года N 891, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.
Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорт или документ, его заменяющий; б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий; в) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации) (пункты 2, 3,4).
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
Пунктом 9 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года N 891, предусмотрены исчерпывающие основания отказа в постановке на регистрационный учет безработных граждан, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях: отказ гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы; два отказа гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; неявка гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы; неявка гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным; представление гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным.
В тоже время, вопреки приведенным выше требованиям закона, в оспариваемом административным истцом ответе директора ГКУ ЦЗН г. Чистополя приведены иные, не предусмотренные законом основания для отказа в постановки на регистрационный учет в качестве безработного.
Действительно, из указанных выше требований закона следует, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина.
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В тоже время, как следует из правовой позиции
Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713", сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Из материалов административного дела следует, что фактическим постоянным местом жительства Алеева А.И. является Республика Татарстан, "адрес" где он имеет временную регистрацию с 22 августа 2018 года по 22 августа 2028 года. Невозможность осуществления постоянной регистрации, связана с обстоятельствами, не зависящими от Алеева А.И.
Таким образом, учитывая, что в материалах административного дела не имеется сведений, указывающих, что Алеев А.И. имеет иное постоянное место жительства не совпадающее с временной регистрацией, у административного ответчика, лишь в связи с отсутствием отметки в паспорте Алеева А.А. о постоянной регистрации по месту жительства, отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе в постановке его на учет в качестве безработного. Такой отказ, являясь по своему содержанию формальным, ограничивает условия реализации Алеевым А.И. прав и свобод, предусмотренных федеральным законом. Возможности обратиться с заявлением в иной орган службы занятости Алееев А.И. не имеет, поскольку его место жительства совпадает с территорией на которую распространяется полномочия ГКУ Центр занятости г. Чистополя.
Указанные обстоятельства судом первой инстанции надлежащим образом во внимание приняты не были, что повлекло принятие решения не отвечающего требованиям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска Алиева А.И. о признании незаконным отказа в постановке его на учет в качестве безработного, выраженный в ответе директора Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Чистополя" Пономорева В.А. от 14 января 2019 года N 02-04/001 с возложением обязанности повторно рассмотреть вопрос о постановке Алеева А.И. на учет в качестве безработного.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309, 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 15 мая 2019 года по данному административному делу отменить, принять по нему новое решение:
административное исковое заявление Алеева Артема Ильдаровича удовлетворить.
Признать незаконным отказ в постановке Алеева А.И. на учет в качестве безработного, выраженный в ответе директора Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Чистополя" Пономорева В.А. от 14 января 2019 года N 02-04/001.
Возложить на директора Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Чистополя" Пономорева В.А. повторно рассмотреть вопрос о постановке Алеева А.И. на учет в качестве безработного.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.