Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Шакуровой Н.К, Гафиятуллина Ш.Ш,
с участием прокурора Карпова К.В..
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдинова И.И. административное дело по апелляционной жалобе Алтынбаева Равгата Закиевича на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 2 августа 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Алтынбаева Р.З. к Территориальной избирательной комиссии Комсомольского района города Набережные Челны (окружной избирательной комиссии Комсомольского одномандатного избирательного округа N 17) о признании незаконным действия, нарушающих избирательные права.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав в ее поддержку представителя Алтынбаева Р.З. по доверенности Удовенко Ю.А, представителя Территориальной избирательной комиссии Комсомольского района города Набережные Челны (окружной избирательной комиссии Комсомольского одномандатного избирательного округа N 17) по доверенности Следь Ю.Г. и прокурора Карпова К.В, возражавших удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алтынбаев Р.З. (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Комсомольского района города Набережные Челны (окружной избирательной комиссии Комсомольского одномандатного избирательного округа N 17) о признании незаконным действия, нарушающие избирательные права.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что 7 июня 2019 года дан старт избирательной кампании по выборам депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва. В Комсомольский избирательный округ N 17 для участия в этой избирательной кампании подали документы девять человек, в том числе самовыдвиженец Алтынбаев Р.З. 19 июля 2019 года представители Алтанбаева Р.З. сдали в Территориальную избирательную комиссию Комсомольского района города Набережные Челны Республики Татарстан (окружную избирательную комиссию Комсомольского одномандатного избирательного округа N 17) подписные листы. 26 июля 2019 года в 17:45 уполномоченный представитель кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва Алтынбаева Р.З. - Бушурова Д.С. получила итоговый протокол проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты по Комсомольскому одномандатному округу N 17 Алтынбаевым Р.З. на выборах депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва, который констатировал, что в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Алтынбаева Р.З. сведения о 219 подписантах не соответствуют действительности, что явилось основанием для отказа в регистрации кандидата по пункту 6.1, 7 части 6 статьи 47 Избирательного кодекса Республики Татарстан.
Данный вывод административным ответчиком основан на Таблице сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Алтынбаева Р.З. на выборах депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва от 24 июля 2019 года N 49/2019, подписанной заместителем начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции N 2 "Комсомольский" УМВД России по городу Набережные Челны майора полиции Габдульбаровой Г.Г. и справке об исследовании N 154 от 25 июля 2019 года, подписанной начальником отделения криминалистических экспертиз ЭКО УМВД России по городу Набережные Челны майором полиции Каламутдиновым Р.Р... Вместе с тем, Алтынбаев Р.З. и его представители не были ознакомлены с мотивированным постановлением административного ответчика, на основании которого к вышеуказанным мероприятиям были привлечены перечисленные сотрудники полиции. Более того, в представленных сотрудниками полиции документах не указано на основании какого именно решения или постановления ими проводились исследования подписных листов, сданных Алтынбаевым Р.З... Соответственно, по мнению административного истца, имеются основания утверждать, что решение о привлечение указанных сотрудников полиции к исследованию подписных листов, сданных Алтынбаевым Р.З, отсутствует.
Кроме того, административный истец полагает, что подготовленная начальником отделения криминалистических экспертиз ЭКО УМВД России по городу Набережные Челны майором полиции Каламутдиновым Р.Р. справка об исследовании N 154 от 25 июля 2019 года заключением не является, поскольку не отвечает требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". С учетом изложенного, Алтынбаев Р.З. просил признать незаконным действия административного ответчика, выразившиеся в привлечении заместителя начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции N 2 "Комсомольский" УМВД России по городу Набережные Челны майора полиции Габдульбаровой Г.Г. и начальника отделения криминалистических экспертиз ЭКО УМВД России по городу Набережные Челны майора полиции Каламутдинова Р.Р. к исследованию подписных листов, сданных Алтынбаевым Р.З. без издания соответствующего постановления или решения и составления соответствующего протокола. Также, просил признать незаконным использование административным ответчиком Справки об исследовании N 154 от 25 июля 2019 года при решении вопроса о регистрации Алтынбаева Р.З. кандидатом в депутаты.
В заседании суда первой инстанции представитель административного истца по доверенности Удовенко Ю.А. требования административного искового заявления уточнил и просил признать незаконными действия Территориальной избирательной комиссии Комсомольского района города Набережные Челны (окружной избирательной комиссии Комсомольского одномандатного избирательного округа N 17), выразившиеся в использовании при решении вопроса о регистрации Алтынбаева Р.З. кандидатом в депутаты подписанную заместителем начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции N 2 "Комсомольский" УМВД России по городу Набережные Челны Габдульбаровой Г.Г. таблицу сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Алтынбаева Р.З. на выборах депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва от 24 июля 2019 года N 49/2019.
Председатель Территориальной избирательной комиссии (окружной избирательной комиссии Комсомольского одномандатного избирательного округа N 17) Залакаев Ф.Н, а также представитель территориальной избирательной комиссии (окружной избирательной комиссии Комсомольского одномандатного избирательного округа N 17) по доверенности Следь Ю.Г. с административным исковым заявлением Алтынбаева Р.З. не согласились, просили отказать в его удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено без их участия.
Суд первой инстанции принял решение об отказе в удовлетворении административного иска.
С таким решением суда не согласился Алтынбаев Р.З, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене судебного акта в связи с его незаконностью. В обоснование доводов апелляционной жалобы Алтынбаев Р.З. указывает, что суд не верно определилпредмет административного искового заявления, исказил заявленные им требования. Суд не принял во внимание, что административными ответчиками нарушен порядок создания рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, предоставляемых кандидатами в окружную избирательную комиссии при проведении выборов депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва. Надлежащих доказательств, соблюдения процедуры передачи для исследования в полицию подписных листов кандидата в депутаты Алтынбаева Р.З, в частности протокола рабочей комиссии, суду не представлено. Положенная в основу решения суда первой инстанции справка об исследовании N154 от 25 июля 2019 года надлежащим доказательством не является. Как считает податель апелляционной жалобы, суд необоснованно отказал ему в приобщении дополнительных доказательств, а те доказательства, которые были приобщены, надлежащим способом не исследованы, правовая оценка им не дана. Кроме этого, как полагает апеллянт, суд первой инстанции необоснованно допустил к участию в деле в качестве представителя Территориальной избирательной комиссии Комсомольского района города Набережные Челны (окружной избирательной комиссии Комсомольского одномандатного избирательного округа N 17) адвоката Следь Ю.А, полномочия которого надлежащими документами не подтверждены. В связи с этим, Алтынбаев Р.З. просит об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об удовлетворении административного иска по заявленным им требованиям.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Основания для отмены либо изменения решения суда первой инстанции приведены в содержании статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Между тем, судебная коллегия таких оснований для отмены либо изменения судебного акта не находит.
Из материалов административного дела следует, что Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 7 июня 2019 года N 59/419, в связи с проведением выборов депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва, полномочия окружных избирательных комиссий возложены на территориальные избирательные комиссии, действующие на территории Республики Татарстан согласно приложению.
Согласно перечню территориальных избирательных комиссий Республики Татарстан, на которые возложены полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, являющемуся приложением к указанному выше постановлению, полномочия окружной избирательной комиссии Комсомольского одномандатного избирательного округа N 17, а также окружной избирательной комиссии Комсомольского одномандатного избирательного округа N 18, возложены на территориальную избирательную комиссию Комсомольского района г. Набережные Челны.
Административный истец в порядке, предусмотренном статьей 34 Закона N 67-ФЗ, уведомил Территориальную избирательную комиссию о самовыдвижении в качестве кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва.
19 июля 2019 года представители Алтынбаева Р.З. сдали в Территориальную избирательную комиссию Комсомольского района города Набережные Челны Республики Татарстан (окружную избирательную комиссию Комсомольского одномандатного избирательного округа N 17) подписные листы.
26 июля 2019 года уполномоченный представитель кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва Алтынбаева Р.З. получила итоговый протокол проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты по Комсомольскому одномандатному округу N 17 Алтынбаевым Р.З. на выборах депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва, согласно которому в 5 подписных листах подписи лица, не обладающего активным избирательным правом в соответствующем одномандатном избирательном округе недостоверны; в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Алтынбаева Р.З. сведения о 219 подписантах не соответствуют действительности; в 2 подписных листах нет или не полно указан адрес места жительства избирателя, в 62 подписных листах дата внесения подписи избирателя проставлена им не собственноручно, 3 подписных листа не заверены подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателей.
Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые административным истцом действия административных ответчиков требованиям закона не противоречат, основаны на нормах права, регулирующих спорные правоотношения.
Оснований для признания выводов суда первой инстанции ошибочными судебной коллегией не установлено.
Так, согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67-ФЗ) регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.
В соответствии с частью 3 статьи 38 Закона N 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
Из содержания пункта "в" части 6.4 Федерального закона N67-ФЗ следует, что недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Постановлением Центрального избирательного комитета России от 13 июня 2012 года N 128/986-6 утверждены "Методические рекомендации по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации".
В пункте 1.2 приведенных выше методических рекомендаций указано, что к проверке подписных листов целесообразно привлекать: экспертов-почерковедов из территориальных органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов Министерства юстиции Российской Федерации; сотрудников территориальных органов Федеральной миграционной службы; при необходимости, сотрудников иных государственных органов (органов, осуществляющих воинский учет, и т.д.).
Заключения привлекаемых к проверке экспертов могут служить основанием для признания содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей недостоверными и (или) недействительными.
В соответствии с пунктом 3.1 Методических рекомендации по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации проверке подлежат все подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона после представления подписных листов в избирательную комиссию внесение в них каких-либо изменений не допускается.
Как правильно указано судом первой инстанции привлечение Территориальной избирательной комиссии Комсомольского района города Набережные Челны (окружной избирательной комиссии Комсомольского одномандатного избирательного округа N 17) к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, представленных кандидатом в депутаты Алтынбаевым Р.З, экспертов из числа специалистов органов внутренних дел, является обязательной в силу закона, поскольку справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключение эксперта, привлеченного к проверке, являются безусловными доказательствами соответствия подписей избирателей, предъявляемым законом требованиям.
Представленные административным ответчиком доказательства, достоверность которых у судебной коллегии не вызывает, подтверждает соблюдение порядка привлечения к участию в проверке подписных листов избирателей, должностных лиц органов внутренних дел.
Указанным доказательствам судом первой инстанции дана соответствующая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Принятие Территориальной избирательной комиссии Комсомольского района города Набережные Челны (окружной избирательной комиссии Комсомольского одномандатного избирательного округа N 17) в качестве доказательства недействительности подписей избирателей, представленных кандидатом в депутаты Алтынбаевым Р.З. справки об исследовании N 154 от 25 июля 2019 года, подготовленной экспертно-криминалистическим отделом МВД по Республике Татарстан Управления МВД России по г. Набережные Челны, является правомерным, поскольку основано на приведённых выше требованиях закона и иных нормативно-правовых актах.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии справки об исследовании подписей критериям допустимости, предъявляемым к указанным документам положениями Федерального закона N678-ФЗ, подлежат отклонению, как необоснованные.
Так, как следует из руководящих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в пункте 30 постановления Пленума
от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в проведении референдума по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 24, подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Таким образом, тот факт, что выводы эксперта экспертно-криминалистического отдела МВД по Республике Татарстан Управления МВД России по г. Набережные Челны обличены в форму справки, а не заключения, правового значения по данному административному делу не имеет, поскольку указанные различия в формах, содержащих выводы экспертов имеют значения лишь для правоотношений, регулируемых Федеральным законом от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
По своей форме и содержанию справка об исследовании N 154 от 25 июля 2019 года, подготовленной экспертно-криминалистическим отделом МВД по Республике Татарстан Управления МВД России по г. Набережные Челны является ни чем иным, как заключением эксперта, привлеченным к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.
Вопреки требованиям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом не представлены доказательства несоответствия оспариваемых им действий Территориальной избирательной комиссии Комсомольского района города Набережные Челны (окружной избирательной комиссии Комсомольского одномандатного избирательного округа N 17) положениям нормативно-правовых актов, влекущих нарушение его прав и законных интересов.
Доводов, способных повлиять на оценку правильности решения суда, апелляционная жалоба не содержит, фактически сводится к повторению позиции, заявленной апеллянтом при рассмотрении административного дела, которым судом первой инстанции дана правильная правовая оценка. Аргументы подателя апелляционной жалобы об ошибочном определении судом первой инстанции предмета административного спора и искажении заявленных Алтынбаевым Р.З. требований, подлежат отклонению как необоснованные.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом первой инстанции принято решение по заявленным административным истцом требованиям, сформулированным им и его представителем в административном исковом заявлении и в судебных заседаниях.
Добуквенное несовпадение заявленных административным истцом требований с их изложением в решении суда, не является нарушением требований закона, поскольку суд определяет предмет административного спора не только исходя из фактического содержания административного иска, но и характера спорных правоотношений.
Участие в суде первой инстанции адвоката Следь Ю.А. в качестве представителя Территориальной избирательной комиссии Комсомольского района города Набережные Челны (окружной избирательной комиссии Комсомольского одномандатного избирательного округа N 17) допущено в соответствии с представленными им документами, подтверждающими соответствующие полномочия.
В этой связи, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Принятое судом решение соответствует требованиям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 2 августа 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Алтынбаева Равгата Закиевича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.