Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сибгатуллиной Л.И, Гафиятуллина Ш.Ш,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сибгатуллиной Л.И. административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 1 февраля 2019 года, которым постановлено:
признать решения Управления Росреестра по Республике Татарстан в лице межмуниципального отдела по Пестречинскому и Рыбно - Слободскому районам Республики Татарстан об отказе в государственной регистрации прав в отношении земельных участков с кадастровыми номерами... :165,... :166,... :167,... :168,... :169, расположенных по адресу: Республика Татарстан, Пестречинский район, Кулаевское сельское поселение, от 2 июля 2018 года незаконными.
Обязать Управление Росреестра по Республике Татарстан рассмотреть вышеуказанные заявления в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан Садековой Л.С, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснений представителя Сергеева А.В, Горюновой К.С, высказавшейся против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Сергеев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан) об оспаривании решений органа государственной регистрации от 2 июля 2018 года об отказе в государственной регистрации права на земельный участок.Заявленные требования мотивированы следующим.
3 марта 2018 года Сергеев А.В. обратился в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлениями о государственной регистрации прав на земельные участки с кадастровыми номерами... :165,... :166,... :167,... :168,... :169, однако государственная регистрация была приостановлена по причине отсутствия согласия Кабинета Министров Республики Татарстан на отчуждение земельных участков.
Во избежание повторного приостановления государственной регистрации права 19 мая 2018 года Сергеев А.В. вновь обратился с новыми заявлениями о государственной регистрации прав на земельные участки, приложив к ним в том числе согласие Кабинета Министров Республики Татарстан на осуществление сделки.
15 ноября 2018 года административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о выяснении статуса поданных им документов.
В ответ на указанное обращение 18 декабря 2018 года получен ответ Управления Росреестра по Республике Татарстан, из которого следует, что государственная регистрация прав по первоначально поданным им заявлениям была приостановлена до 17 декабря 2018 года, а в государственной регистрации прав на земельные участки по повторно поданным заявлениям отказано 2 июля 2018 года на основании статьи 41 части 1 и статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости").
Сергеев А.В. просил признать незаконными решения административного ответчика от 2 июля 2018 года об отказе в государственной регистрации и обязать его зарегистрировать права на земельные участки по его заявлениям от 19 мая 2018 года.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Управления Росреестра по Республике Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права и нормы процессуального права, настаивает на наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку административным истцом не представлены доказательства несоответствия действий Управления Росреестра по Республике Татарстан действующему законодательству. Указывается, что административным истцом пропущен установленный законом срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 12 статьи 29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Согласно пункту 41 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлено заявление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав всеми лицами, представившими заявление для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо не представлено заявление всеми сторонами договора о прекращении государственной регистрации такого договора и (или) прав на его основании и возврате документов без проведения государственной регистрации прав, в том числе в случаях, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом заявление на государственную регистрацию прав может быть представлено одной из сторон договора.
Статьей 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела видно, что 3 марта 2018 года Сергеев А.В. и Сергеева Т.А. совместно обратились в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлениями о государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами... :165,... :166,... :167,... :168,... :169 на основании договора купли-продажи земельного участка от 3 марта 2018 года.
Земельные участки расположены по адресу: Республика Татарстан, Пестречинский район, Кулаевское сельское поселение и относятся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения.
19 марта 2018 год на основании заявлений Сергеева А.В. и Сергеевой Т.А. принято решение о приостановлении государственной регистрации перехода права, права собственности.
17 сентября 2018 года по заявлениям от 29 марта 2018 года решение о приостановлении государственной регистрации до 17 декабря 2018 года принято регистрирующим органом на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерльного закона "О государственной регистрации недвижимости".
17 декабря 2018 года принято решение об отказе в государственной регистрации в связи с истечением сока приостановления, указанного в направленном заявителям уведомлении.
Кроме того, 19 мая 2018 года Сергеев А.В. и Сергеева Т.А. повторно обратились в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлениями о государственной регистрации перехода права, права собственности в отношении указанных земельных участков.
29 мая 2018 года по данным заявлениям регистрирующим органом приняты решения о приостановлении государственной регистрации на основании пункта 41 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" до 29 июня 2018 года.
2 июля 2018 года приняты решения об отказе в государственной регистрации перехода права, прав собственности на земельные участки на основании статьи 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в связи с истечением срока приостановления, указанного в направленном заявителям уведомлении.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые отказы административного ответчика от 2 июля 2018 года нарушают права административного истца на реализацию его права на регистрацию перехода права собственности в порядке, предусмотренном законом, с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о незаконности принятых государственным регистратором решений об отказе в государственной регистрации права и соответственно принял решение об удовлетворении административного иска.
При этом суд оставил без внимания следующие обстоятельства.
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный регистратор прав является федеральным государственным гражданским служащим, должностным лицом органа регистрации прав, наделенным государственными полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Не допускается вмешательство в деятельность государственного регистратора прав лиц, не имеющих специальных полномочий, установленных федеральным законом. Лица, оказывающие воздействие на государственного регистратора прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, несут ответственность, установленную федеральным законом (часть 5 статьи 64 указанного Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ).
Обжалуемое решение принято без учета указанных положений закона.
Между тем, как следует из материалов дела, государственный регистратор Пешакова Е.В, чьи решения об отказе в государственной регистрации оспариваются административным истцом и вывод о неправомерности действий которой содержится в обжалуемом решении, к участию в данном деле не привлечена.
При этом своим решением суд сделал вывод о незаконности принятых государственным регистратором решений.
Сергеева Т.А, которая обращалась в Управление Росреестра по Республике Татарстан с совместным Сергеевым А.В. заявлением о регистрации перехода прав, права собственности на земельные участки, к участию в деле также не привлечена.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
В силу пункта 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Указанные требования процессуального закона судом также не выполнены, вопрос о соблюдении административным истцом установленного законом срока для обращения в суд с административным исковым заявлением судом не выяснен.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Пунктом 3 статьи 309 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 1 февраля 2019 по данному административному делу отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.