Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Шакуровой Н.К,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Фахрутдинова И.И. административное дело по апелляционной жалобе ФИО11 на решение Советского районного суда города Казани от 18 марта 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО12 в лице финансового управляющего ФИО13 к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N6 по Республике Татарстан о признании незаконным бездействия по списанию задолженности по налогам, сборам, штрафам и пеням.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав в ее поддержку ФИО14, представителя межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N6 по Республике Татарстан по доверенности ФИО16, представителя Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан по доверенности ФИО15, возражавших удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО17 в лице финансового управляющего ФИО18 (далее - административный истец) обратился в суд к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N6 по Республике Татарстан (далее - административный ответчик, уполномоченный орган) с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия по списанию задолженности по налогам, сборам, штрафам и пеням.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что 17 января 2017 года решением Арбитражного суда Республики Татарстан индивидуальный предприниматель ФИО19 на основании заявления уполномоченного органа - Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) - признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества; определением того же суда от21 апреля 2017 года финансовым управляющим должника утвержден ФИО20 определением арбитражного суда от28 сентября 2016 года в реестр требований кредиторов должника включено требование уполномоченного органа в размере "данные изъяты" - недоимка по налогам; "данные изъяты"; определением Арбитражного суда Республики Татарстан от9 февраля 2017 года в реестр требований кредиторов должника включено требование уполномоченного органа в размере 146860 рублей 14 копеек - недоимки по налогам и взносам; "данные изъяты"
Административный истец, считая, что взысканные судебными актами арбитражного суда недоимка, пени и штраф являются безнадежными к взысканию, поэтому подлежат списанию на основании статьи 11 Федерального закона от28 декабря 2017 года N436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N436-ФЗ), обратился в суд с административным иском, поскольку в добровольном порядке административный ответчик уклоняется от принятия данного решения.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены управление ФНС России по Республике Татарстан и ФНСРоссии.
В заседании суда первой инстанции административный истец заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО21 с административным исковым заявлением не согласился, просил отказать в его удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд принял решение об отказе в удовлетворении административного иска ФИО22
С решением суда не согласился ФИО23 в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права и при неправильном определении обстоятельств, имеющих значения для административного дела. В обоснование жалобы указывает, что административное дело не подведомственно суду общей юрисдикции, поскольку подлежит рассмотрению арбитражным судом. Кроме этого, податель апелляционной жалобы не соглашается с выводами суда первой инстанции о невозможности применения к недоимке по налогам и сборам положений пункта 1 статьи 11 Федерального закона от28 декабря 2017 года N436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с тем, что данная недоимка и задолженность по пеням и штрафам взыскана судебным актом. Как указывает ФИО24 включение в реестр требований кредиторов заявленной налоговым органом недоимки по налогам и сборам, пени и штрафам, не является судебным актом о ее взыскании. Кроме этого, по мнению апеллянта, суд первой инстанции не учел, что ФНС России по результатам обращения ФИО25 указал, что часть имеющейся у него недоимки по налогам и сборам, пени и штрафам подлежит списанию как безнадежная. Данные обстоятельства судом первой инстанции учтены не были. В этой связи, ФИО26 просит об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов административного дела следует, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от17 января 2017 года индивидуальный предприниматель ФИО27 признан банкротом, введена процедура реализации его имущества.
На основании данного решения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 23 мая 2018 года внесена запись о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя ФИО28
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от28 сентября 2016 года требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N6 по Республике Татарстан к ФИО29 в размере "данные изъяты" - недоимки по налогам; "данные изъяты" включены в третью очередь реестра требований кредиторов индивидуального предпринимателя ФИО30
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от8 февраля 2017 года требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N6 по Республике Татарстан к ФИО31 в размере "данные изъяты" - недоимки по налогам и взносам; "данные изъяты" включены в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
27 марта 2018 года ФИО32 обратился в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N6 по Республике Татарстан с заявлением о списании задолженности по налогам, сборам, пени и штрафам в соответствии с Федеральным законом N436 от 28 декабря 2017 года, и предоставлении ему справки.
28 апреля 2018 года ФИО33 подана жалоба в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан на бездействие межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N6 по Республике Татарстан по уклонению от принятия решения по списанию как безнадежной к взысканию задолженность по налогам, сборам, пени и штрафам.
25 мая 2018 года УФНС России по Республике Татарстан ФИО34 дан ответ из содержания которой следует, что решение о списании задолженности будет принято по результатам завершения процедуры реализации имущества должника ФИО35 при вынесении определения суда об освобождении должника от обязательств.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления ФИО36, суд первой инстанции исходил из того, что имеющаяся у ФИО37. недоимка по налогам, сборам, взносам, пени и штрафам, включенная в реестр требований кредиторов, не подлежит списанию как безнадежная, поскольку в соответствии с определениями Арбитражного Суда Республики Татарстан эта задолженность является взысканной.
Между тем, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием нового решения, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значения для административного дела, и неправильным применением норм материального права.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положению статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.
Как следует из содержания частей 2, 3 статьи 12 приведенного выше Федерального закона безнадежными к взысканию признаются и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства физического лица (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи; налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 пункта 1 настоящей статьи;
Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию (далее - Порядок), и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, утверждён Приказ ФНС России от 2 апреля 2019 года N ММВ-7-8/164@.
Согласно пунктам 3, 5 Порядка налоговый орган оформляет справку о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, взыскание которых невозможно, в течение пяти рабочих дней со дня получения (формирования) документов, подтверждающих наличие случаев, установленных пунктами 1, 4 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам принимается в течение одного рабочего дня со дня оформления справки, указанной в пункте 3 Порядка.
В целях понуждения административного ответчика к принятию решения о признании безнадежной к взысканию и списанию имеющейся задолженности по налогам, сборам, взносам, штрафам и пени ФИО40 27 марта 2018 года обратился с заявлением в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N6 по Республике Татарстан.
Обращение ФИО41 в УФНС России по Республике Татарстан о возложении на межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N6 по Республике Татарстан обязанности принять решение о списании налогов, сборов, пени и штрафов, оставлено без удовлетворения.
В дальнейшем, уже после обращения ФИО38 с административным исковым заявлением в суд, как следует из ответа ФНС России от 15 февраля 2019 года, налоговыми органами 31 августа 2018 года, 27 сентября 2018 года приняты решения... о списании задолженности ФИО39 по страховым взносам в размере "данные изъяты" соответственно.
Кроме этого, из вышеприведенного ответа ФНС России следует, что в задолженность по единому налогу, распределяемому по уровням бюджетной системы Российской Федерации (налог - "данные изъяты", образовавшиеся по результатам выездной налоговой проверки (решение N32/11 от 26 апреля 2010 года) подлежит списанию в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от28 декабря 2017 года N436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", и Управлению ФНС России по Республике Татарстан поручается рассмотреть вопрос о списании указанных сумм.
Ответ ФНС России от 15 февраля 2019 года приобщен судом первой инстанции к материалам административного дела, но надлежащая правовая оценка ему не дана.
8 мая 2019 года решением межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N6 по Республике Татарстан N672 задолженность ФИО42 по налогам, пени и штрафам в размере "данные изъяты" списана как безнадежная к взысканию на основании части 2 статьи 12 Федерального закона от28 декабря 2017 года N436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, приведенные выше обстоятельства опровергают выводы суда первой инстанции о правомерности бездействия административного ответчика, вследствие невозможности принятия решения о признании недоимки ФИО43 по налогам, сборам, пени и штрафам безнадежной к взысканию и подлежащими списанию.
Кроме этого, судом первой инстанции не принято во внимание, что административным ответчиком, вопреки требованиям статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доказательств современного принятия решения по заявлению ФИО44 о признании безнадежной к взысканию недоимки по налогам, сборам, штрафам, пени и их списанию, предоставлено не было.
Как следует из представленных административным истцом доказательств, в частности его переписки с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N6 по Республике Татарстан, решение по постановленному ФИО45 вопросу о списании задолженности по страховым взносам, в установленном законом порядке, не принято, и за ним числится задолженность.
В этой связи, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО46 о признании неправомерным бездействия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N6 по Республике Татарстан подлежит отмене с принятием нового решения, как постановленное с нарушением требований закона.
При разрешении требований ФИО47 по существу судебная коллегия исходит из фактического содержания административного искового заявления и характера административного спора.
Как указано выше, в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2017 года N436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию решение о признании задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пени и штрафам безнадежно к взысканию и подлежащими списанию принимается налоговым органом в течение одного рабочего дня со дня оформления справки, указанной в пункте 3 Порядка.
Неисполнение предусмотренной законом обязанности по надлежащему рассмотрению поставленного налогоплательщиком ФИО48 вопроса о признании задолженности безнадежной к взысканию и подлежащей списанию, является правовым основанием для признания бездействия уполномоченного органа неправомерным и в целях восстановления нарушенного права заявителя, возложению на налоговый орган обязанности повторно рассмотреть его заявление. При этом, суд не вправе предрешать поставленные ФИО49 вопросы в заявлении от 27 марта 2018 года как относящиеся к компетенции налогового органа.
В тоже время, судебная коллегия отклоняет доводы апеллянта о не подведомственности настоящего административного спора суду общей юрисдикции как ошибочные, противоречащие положениям статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Казани от 18 марта 2019 года по данному административному делу - отменить, принять по нему новое решение:
Признать незаконным бездействие межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N6 по Республике Татарстан по ненадлежащему рассмотрению вопроса о признании безнадежной к взысканию и подлежащей списанию задолженности ФИО50. по налогам, сборам, штрафам, пени и страховым взносам в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Возложить на межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N6 по Республике Татарстан обязанность по устранению нарушений закона путем повторного рассмотрения вопроса о признании безнадежной к взысканию и подлежащей списанию задолженности Техиева И.Х. по налогам, сборам, штрафам, пени и страховым взносам в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.