Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сибгатуллиной Л.И, Гафиятуллина Ш.Ш,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сибгатуллиной Л.И. административное дело по апелляционной жалобе Фахрутдинова Марата Маликовича на решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 14 марта 2019 года, которым постановлено:
отказать в удовлетворении исковых требований Фахрутдинова Марата Маликовича, поданного через представителя Кронберг Марию Сергеевну, к муниципальному учреждению "Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан", Палате имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным решения палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан за исходящим N2372 от 4 декабря 2018 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем распределения земельного участка с кадастровым номером... :614 и собственность на которое не разграничена в с. Тетеево, обязать исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка площадью 398 кв.м, находящегося в государственной собственности, и находящегося в частной собственности земельного участка с кадастровым номером... :614 площадью 319 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Нармонское сельское поселение, с.Тетеево, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Фахрутдинова М.М, Кронберг М.С, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Фахрутдинов М.М. обратился в суд административным исковым заявлением к муниципальному учреждению (далее МУ) "Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан", Палате имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании решения Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 4 декабря 2018 года N2372 и возложении обязанностей утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Заявленные требования мотивированы следующим.
19 ноября 2018 года Фахрутдинов М.М. обратился с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 717 кв.м на кадастровом плане территории с. Тетеево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером... :614, однако письмом исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 4 декабря 2018 года N2372 в перераспределении земельного участка ему отказано на основании подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Административный истец просил признать незаконным решение Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 4 декабря 2018 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером... :614 и земельного участка, собственность на который не разграничена, и обязать исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан утвердить схему расположения земельного участка в с.Тетеево Нармонского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на кадастровом плане территории.
Суд принял решение от 27 февраля 2019 года в вышеприведенной формулировке.
Определением суда от 28 марта 2019 года в решении суда исправлена описка указанием на дату его принятия 14 марта 2019 года.
В апелляционной жалобе Фахрутдинова М.М. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Он считает, что суд неправильно применил нормы процессуального права и нормы материального права, и настаивают на наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.
Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, палата имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан своих представителей в суд не направили.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, Фахрутдинов М.М. является собственником земельного участка площадью 319 кв.м с кадастровым номером... :614, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Нармонское сельское поселение, с.Тетеево. Земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
19 ноября 2018 года он обратился в исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 717 кв.м, расположенного в с.Тетеево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, на кадастровом плане территории путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером... :614
Письмом исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 4 декабря 2018 года N2372 на указанное обращение дан ответ об отказе в перераспределении земельного участка на основании подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. Отказ мотивирован тем, что на испрашиваемой территории возможно формирование самостоятельного земельного участка без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказа в перераспределении земельного участка не может быть признан незаконным, и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Суд первой инстанции также считает, что основания для отказа в удовлетворении административного искового заявления в данном случае имелись.
Согласно подпункту 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Из материалов дела видно, что образование испрашиваемого земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела видно, общая площадь испрашиваемого земельного участка, об утверждении схемы расположения которого на кадастровом плане территории обратился административный истец, составляет 732 кв.м.
Соответственно площадь дополнительно испрашиваемого в порядке перераспр
Решением Совета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 13 декабря 2016 года N71-РС "О нормах предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в Лаишевском муниципальном районе" минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства установлен в 400 кв. м.
Данное обстоятельство правомерно принято административным ответчиком во внимание в качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности оспариваемого отказа и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Довод апелляционной жалобы о том, что дополнительно испрашиваемый земельный участок площадью 398 кв.м имеет размер менее утвержденного решением Совета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 13 декабря 2018 года N71-РС минимального размера для формирования отдельного земельного участка в 400 кв.м, отмену решения суда не влечет, поскольку разница в 2 кв.м укладывается в предельные размеры допустимой погрешности.
Согласно части 13 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N437 утверждено Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации" (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 которого Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, государственной кадастровой оценки, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного земельного надзора (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), геодезии и картографии, создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
В силу пункта 5.2.29 указанного Положения к полномочиям Министерства экономического развития Российской Федерации относятся в частности нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 марта 2016 года N 90 утверждены требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка (далее - Требования), требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требования к определению площади здания, сооружения и помещения.
Пунктом 5 указанных Требований установлено, что средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек принимается равной величине средней квадратической погрешности характерной точки, имеющей максимальное значение и определена формула средней квадратической погрешности местоположения характерной точки.
В данном же случае размер дополнительно испрашиваемого административным истцом земельного участка предельно допустимую погрешность сведений межевого плана не превышает.
Иные доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают и в связи с этим отмену решения суда также повлечь не могут. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309,311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 14 марта 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Фахрутдинова М.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.