Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Шакуровой Н.К,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдинова И.И. административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 1 апреля 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление ФИО12 к Ново-Савиновскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, государственному регистратору ФИО11 о признании незаконным приостановление государственной регистрации права на квартиру, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав в ее поддержку представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан по доверенности ФИО13 представителя ФИО14 по доверенности ФИО15 возражавшую удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО16 обратилась в суд с административным иском к Ново-Савиновскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, государственному регистратору ФИО17 о признании незаконным приостановлении государственной регистрации права на квартиру, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление.
В обоснование иска указано, что постановлением администрации Вахитовского района г.Казани N1221 от 12 ноября 1999 года в порядке улучшения жилищных условий административному истцу было предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес" в собственность с утратой права собственности на ранее занимаемое помещение.
На основании данного постановления дочерним предприятием бюро технической инвентаризации Ново-Савиновского района г.Казани Республики Татарстан государственного унитарного предприятия БТИ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан выдано регистрационное удостоверение N361 от 7 декабря 1999 года, согласно которому квартира "адрес" зарегистрирована по праву собственности за административным истцом, запись в реестровой книге "данные изъяты".
С имеющимися документами административный истец обратилась в Управление Росреестра по Республики Татарстан с заявлением о регистрации права собственности на ранее возникшее право, обращалась неоднократно. Документы возвращались без рассмотрения, в приостановлении о государственной регистрации права указывалось, что регистратором направлялись запросы в отдел кадастровой деятельности РГУП БТИ, ответов на запросы не поступало, также указывается, что согласно ответу из АО "БТИ" по Республике Татарстан от 28 декабря 2017 года N5019 в материалах инвентарного дела имеется оригинал регистрационного удостоверения N361 от 7 декабря 1999 года, согласно которому кв.61, расположенная по адресу: "адрес" передается в собственность административному истцу. При этом реестровая книга, в которой сделаны записи о регистрации регистрационного удостоверения в БТИ Ново-Савиновского района г.Казани отсутствует, поэтому невозможно подтвердить факт регистрации права за административным истцом.
Между тем, административный истец считает, что ею представлены все правоустанавливающие документы для государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, оснований для приостановления регистрации у Управления Росреестра по Республике Татарстан не имелось, поскольку реестровая книга не является правоустанавливающим документов, либо документом, оспаривающим подлинность имеющихся у административного документов.
В связи с вышеизложенным, административный истец, обратившись в суд, уточнив требования, просила признать незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о приостановке государственной регистрации права собственности ФИО18, обязать административного ответчика повторно рассмотреть ее заявление о государственной регистрации права.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, акционерное общество "БТИ" по Республике Татарстан.
В заседании суда первой инстанции административный истец и ее представитель по доверенности ФИО19 поддержали требования административного иска.
Представитель административного ответчика Ново-Савиновского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан по доверенности ФИО20 с административным иском не согласилась, просила отказать в его удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено без их участия.
Суд принял решение в вышеуказанной формулировке.
С таким решением суда не согласилось Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан. В апелляционной жалобе представителем ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного при неправильном применении норм материального права. Так, апеллянт указывает, что основанием для приостановления государственной регистрации права по заявлению Гурьяновой Р.И. послужила информация, поступившая из иных органов об отсутствии документов, запрошенных государственным регистратором по межведомственному запросу. Правомерность решения государственного регистратора подтверждается ответами АО "БТИ Республика Татарстан" от 28 декабря 2017 года N5019 согласно которому, реестровая книга, в которой сделаны записи о регистрации регистрационного удостоверения в БТИ Ново-Савиновского района г.Казани отсутствует, поэтому невозможно подтвердить факт регистрации права за административным истцом. Отсутствие реестровой книги является препятствием для осуществления государственной регистрации права, поскольку в соответствии с Приказом ЦСУ СССР от 15 июля 1985 года N380 данные о праве собственности на жилые дома (помещения) на основании решений исполкомов, районных, городских Советов народных депутатов вносились бюро технической инвентаризации в реестровые книги данного населенного пункта, а также в инвентаризационные карточки в теми пунктами и графами, которые в них предусмотрены. Реестровая книга является документов учета собственников жилых домов (помещений) города (поселка, села), в связи с чем необходимо обеспечить ее постоянную сохранность. Указанные требования закона, применительно к рассматриваемому административному спору, как полагает податель апелляционной жалобы, судом первой инстанции во внимание приняты не были. Просит об отмене решения суда и принятию нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пунктам 1 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права; неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов административного дела следует, что 15 октября 2018 года административный истец обратилась в Ново-Савиновский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с заявлением о государственной регистрации права на объект недвижимости - квартиру, расположенную по адресу: "адрес"
В подтверждение права на указанное жилое помещение административным истцом представлено постановление Главы администрации Вахитовского района г.Казани N1221 от 12 ноября 1999 года о предоставлении жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и приватизировавших занимаемое жилье, в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 5 января 1995 года "О защите жилищных прав собственников приватизированных жилых помещений в Республике Татарстан" и Правилами предоставления жилых помещений, указанной категории граждан, утвержденными постановлением Кабинета министров Республики Татарстан, утвержденными постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 27 марта 1995 года, а также регистрационное удостоверение от 7 декабря 1999 года N361, выданное дочерним предприятием бюро технической инвентаризации Ново-Савиновского района г.Казани государственного унитарного предприятия бюро технической инвентаризации министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан о том, что г.Казани по "адрес" общей площадью 49 кв.м, в том числе жилой площадью 19,2 кв.м, состоящей из 1-ой комнаты зарегистрирована по праву собственности за ФИО21 на основании постановления Главы администрации Вахитовского района г.Казани N1221 от 12 ноября 1999 года и записано в реестровую книгу "данные изъяты"
По результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, 14 февраля 2019 года государственным регистратором ФИО22 принято решение о приостановлении государственной регистрации права до 13 мая 2019 года, в связи с непредоставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права; предоставлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Принимая решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований, признавая неправомерным оспариваемое решение административного ответчика о приостановлении государственной регистрации права, суд первой инстанции указал, что содержащийся в регистрационном удостоверении объем информации является достаточным для подтверждения возникшего права собственности за ФИО23 права собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес"
Однако судебная коллегия не может согласиться с выводами суда и считает их ошибочным ввиду следующего.
Так, в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 14 Федерального закона от 1 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Как следует из содержания пунктов 5 и 10 части 1 статьи 26 указанного выше Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона
государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу положений пунктов 2,3 части 3 статьи 3 Федерального закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
В целях реализации предоставленных законом полномочий, государственным регистратором в рамках рассмотрения заявления ФИО24 были направлены межведомственные запросы в АО "БТИ" Республика Татарстан" о предоставлении информации о зарегистрированных правах на объект недвижимости - квартиру, расположенную по адресу: "адрес", а также в Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани о предоставлении документа о присвоении адреса объекту недвижимости, расположенному по адресу: "адрес" и является ли он тем же объектом недвижимости, расположенным по адресу: "адрес"
Из представленного по запросу государственного регистратора ответа АО "БТИ" Республика Татарстан" следует, что в материалах инвентарного дела имеется оригинал регистрационного удостоверения N361 от 7 декабря 1999 года, согласно которому... расположенная по адресу: "адрес" передается в собственность ФИО25 При этом реестровая книга, в которой сделаны записи о регистрации регистрационного удостоверения в БТИ Ново-Савиновского района г.Казани отсутствует, поэтому невозможно подтвердить факт регистрации права за ФИО26
В ответе Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани от 22 октября 2018 года указывается, что земельному участку с кадастровым номером... присвоен адрес - "адрес" на основании распоряжение первого заместителя Руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 11 декабря 2013 года N3075р.
Содержание ответов АО "БТИ" "Республика Татарстан" об отсутствии реестрового дела и невозможности подтверждения факта регистрации права, а также Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани от 22 октября 2018 года обоснованно расценены государственным регистратором как основание, препятствующее государственной регистрации права, и влекущее необходимость его приостановления.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Как следует из содержания пункта 5 статьи 1 Федерального закона государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
До 1 января 2000 года функции по осуществлению государственной регистрации права не недвижимое имущество осуществляли территориальные специализированные организации, в частности бюро технической инвентаризации.
Порядок внесения бюро технической инвентаризации данных о праве собственности на жилые дома (помещения) на основании решений исполкомов районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов в реестровые книги данного населенного пункта, а также в инвентаризационные карточки в соответствии с теми пунктами и графами, которые в них предусмотрены, был предусмотрен Инструкцией о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации", утвержденной Приказом ЦСУ СССР от 15 июля 1985 года N 380.
При этом, как следует из пункта 5.3 вышеуказанной Инструкции реестровая книга является документом учета собственников жилых домов (помещений) города (поселка, села), в связи с чем необходимо обеспечить постоянную ее сохранность.
Таким образом, отсутствие реестровой книги, подтверждающей факт регистрации права ФИО27. на спорный объект недвижимости, при наличии ответа Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани от 22 октября 2018 года, ставящего под сомнение достоверность регистрационного удостоверения N361 от 7 декабря 1999 года, в котором указан адрес объекта недвижимости - "адрес" присвоенного ему только 11 декабря 2013 года на основании распоряжения заместителя Руководителя Исполнительного комитета г. Казани N3075р, при отсутствии иных правоподтверждающих документов, в силу требований закона, позволяло государственному регистратору принять решение о приостановлении государственной регистрации права по заявлению ФИО28
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, может быть принято судом только, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При этом, как следует из содержания части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, обязаны указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Вопреки приведенным выше требованиям закона, административным истцом не представлены доказательства не соответствия оспариваемого решения государственного регистратора нормативно-правовым актам, влекущим нарушение его прав и законных интересов. Такие доказательства судом первой инстанции также не добыты.
В этой связи, у суда первой инстанции правовых оснований для признания незаконным оспариваемого решения государственного регистратора, основанного на требованиях закона, не имелось.
Кроме этого, как следует из пояснений сторон в заседании суда апелляционной инстанции, по заявлению ФИО29 13 мая 2019 года принято решение об отказе в осуществлении государственной регистрации права. Следовательно, решение суда первой инстанции о возложении на административных ответчиков обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО30 не может быть исполнено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может согласиться с принятым судом первой инстанции решением, не отвечающим требованиям, предусмотренным статьей 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В связи с этим, решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО31, ввиду отсутствия нарушения ее прав и интересов оспариваемым решением административного ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309,310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 1 апреля 2019 года по данному административному делу - отменить, принять по административному делу новое решение:
Административное исковое заявление ФИО32 к Ново-Савиновскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, государственному регистратору ФИО33. о признании незаконным приостановлении государственной регистрации права на квартиру, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.