Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сибгатуллиной Л.И, Шакуровой Н.К,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 марта 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Скопина Николая Александровича к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость:
1) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственные и промышленные предприятия V класса опасности; склады; объекты технического обслуживания, ремонта и мойки транспортных средств, машин и оборудования; административные офисы) площадью 5993 кв.м с кадастровым номером... :21646, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, Авиастроительный район, улица Обнорского, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 5 декабря 2017 года в размере 14461109 рублей;
2) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты общего пользования) площадью 800 кв.м с кадастровым номером... :128, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Чистопольский муниципальный район, город Чистополь, улица Жукова, дом 17, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 1212 800 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2016 года в отношении земельного участка с кадастровым номером... :128; с 5 декабря 2017 года в отношении земельного участка с кадастровым номером... :21646 на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 7 декабря 2018 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Скопина Н.А, Седлова А.И, высказавшегося против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Скопин Н.А. является собственником земельного участка площадью 5993 кв.м с кадастровым номером... :21646, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, Авиастроительный район, улица Обнорского, и земельного участка площадью 800 кв.м с кадастровым номером... :128, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Чистопольский муниципальный район, город Чистополь, "адрес"
Земельный участок с кадастровым номером... :21646 относится к категории земель: земли населенных пунктов и имеет разрешенное использование: производственные и промышленные предприятия V класса опасности; склады; объекты технического обслуживания, ремонта и мойки транспортных средств, машин и оборудования; административные офисы.
Земельный участок с кадастровым номером... :128 относится к категории земель: земли населенных пунктов и имеет разрешенное использование: под объекты общего пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером... :128 определена по состоянию на 1 января 2015 года, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 19 декабря 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и составляет 2367840 руб.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N927 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани по состоянию на 1 января 2013 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером... :21646 определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан на основании указанного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N927 по состоянию на 5 декабря 2017 года в размере 26090645,36 руб. и внесена в Единый государственный реестр недвижимости 5 декабря 2017 года.
Ссылаясь на нарушение своих прав как плательщика земельного налога, Скопин Н.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером... :21646 в размере 14461 109 руб, равной его рыночной стоимости по состоянию на 5 декабря 2017 года, а кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером... :128 - в размере 1212 800 руб, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права и нормы процессуального права, и настаивает на наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска. По мнению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, обжалуемое решение принято при недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела. Указывается, что несмотря на явные недостатки отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, суд необоснованно принял его в качестве допустимого доказательства по делу и в нарушение положений статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не направил материалы дела на судебную экспертизу, при том, что имел возможность дальнейшего распределения расходов на ее проведение между сторонами.
Скопин Н.А. представил в суд апелляционной инстанции свои письменные возражения, в которых выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, исполнительный комитет муниципального образования г.Казани и исполнительный комитет муниципального образования город Чистополь Чистопольского муниципального района Республики Татарстан своих представителей в суд не направили.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании абзаца 2 части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (абзац 4 части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ).
В подтверждение своих доводов о несогласии с результатами определения кадастровой стоимости земельного участка административным истцом суду представлены отчет от 13 ноября 2018 года N952-18К/1 и отчет от 21 ноября 2018 года N952-18К/2, которые составлены по заказу Скопина Н.А. обществом с ограниченной ответственностью "Оценка и Консалтинг".
Согласно отчету от 13 ноября 2018 года N952-18К/1 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... :21646 по состоянию на 5 декабря 2017 года составила 14461109 руб.
Согласно отчету от 21 ноября 2018 года N952-18К/2 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... :128 по состоянию на 1 января 2015 года составила 1212800 руб.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции исходил из того, что содержание представленного административным истцом отчетов не опровергнуто, а допустимых доказательств иной величины рыночной стоимости земельных участков административными ответчиками не представлено, и, сославшись на отсутствие оснований для признания недостоверной рыночной стоимости земельных участков, определенной в указанных отчетах, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.
Частью 5 статьи 247 КАС РФ установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с частью 5 статьи 77 КАС РФ в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
На основании части 1 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Обжалуемое решение постановлено с учетом указанных положений закона.
Как следует из материалов дела, определением Верховного Суда Республики Татарстан от 15 февраля 2019 года по ходатайству представителя административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан по делу назначена судебная экспертиза на предмет правильности определения в представленных административным истцом отчете от 13 ноября 2018 года N952-18К/1 и отчете от 21 ноября 2018 года N952-18К2 величины рыночной стоимости земельных участков и установления их действительной рыночной стоимости, производство которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Центр экспертиз и оценки Бурмакиной" Бурмакиной Н.П.
Судебные расходы по проведению судебной экспертизы были возложены на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, который не позднее 7 марта 2019 года должен был внести на счет для временного распоряжения денежным средствами Верховного Суда Республики Татарстан подлежащие выплате судебному эксперту денежные средства в размере 52 000 руб.; производство по делу было приостановлено на период проведения экспертизы.
11 марта 2019 года производство по делу возобновлено в связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате судебных расходов за проведение судебной экспертизы, в основу решения суда положены доказательства рыночной стоимости земельных участков, представленные административным истцом.
Как правильно указал суд первой инстанции, допустимых доказательств, опровергающих изложенные в отчете от 13 ноября 2018 года N952-18К/1 и в отчете от 21 ноября 2018 года N952-18К2 выводы о рыночной стоимости земельных участков, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, в установленном законом порядке оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Таким образом, обстоятельства, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы в обоснование своих возражений, достоверного подтверждения в материалах дела не имеют.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Довод апелляционной жалобы о нарушении судом положений части 11 статьи 49 КАС РФ не может повлечь отмену обжалуемого решения, поскольку судебному эксперту дело судом не направлялось.
Иные доводы апелляционной жалобы оснований для отмены решения суда также не содержат, поскольку выводов суда по данному делу и вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств не опровергают, и направлены на иную оценку имеющихся в материалах дела доказательств суда первой инстанции, оснований не согласиться с выводами которого суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 177, 309,311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 марта 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.