Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Сибгатуллиной Л.И.
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 19 марта 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Яппарова Ильназа Василовича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость торгового центра площадью 839,9 квадратных метров с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 23 июля 2015 года в размере 8 900 000 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, в отношении торгового центра с кадастровым номером... с 23 июля 2015 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 31 октября 2018 года.
В удовлетворении в части требований оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения торговых площадей) площадью 2 437 квадратных метров с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", отказать.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в пользу Яппарова Ильназа Василовича за услуги представителя 15 000 рублей.
В остальной части административного искового заявления отказать.
Взыскать с Яппарова Ильназа Василовича в пользу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан расходы по производству судебной экспертизы в размере 30 000 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Яппаров И.В. обратился в суд с административным иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости:
1) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения торговых площадей) площадью 2 437 квадратных метров с кадастровым номером... ; 2) торгового центра площадью 839,9 квадратных метров с кадастровым номером.., расположенных по адресу: "адрес" "адрес".
В обоснование указал, что кадастровая стоимость объектов недвижимости нарушает его права и законные интересы как плательщика земельного налога и налога на имущество, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. В связи с определением их рыночной стоимости просит установить кадастровую стоимость торгового центра с кадастровым номером.., указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 23 июля 2015 года в размере 8 853 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером... - по состоянию на 11 ноября 2015 года в размере 2 545 000 рублей.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан административный иск не признал.
Суд вынес решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В силу положений статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.
На основании части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение своих доводов Яппаров И.В. представил отчет общества с ограниченной ответственностью "Статус Эксперт" N... от 24 октября 2018 года об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Согласно отчету рыночная стоимость торгового центра с кадастровым номером... по состоянию на 23 июля 2015 года составила 8 853000 рублей, земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 11 ноября 2015 года составила 2 545 000 рублей.
По ходатайству представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан определением Верховного Суда Республики Татарстан от 27 ноября 2018 года назначена судебная экспертиза для проверки соответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения в нем рыночной стоимости объектов недвижимости и установления их действительной величины.
Как следует из заключения эксперта ФИО6 общества с ограниченной ответственностью "Центр экспертиз и оценки Бурмакиной" N... от 8 февраля 2019 года, вышеназванные отчеты не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Эксперт определилрыночную стоимость торгового центра с кадастровым номером... по состоянию на 23 июля 2015 года в размере 8 900 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером... - по состоянию на 11 ноября 2015 года в размере 3 383 800 рублей.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что представленный административным истцом отчет о рыночной стоимости объекта недвижимого имущества не соответствует требованиям закона, в связи с чем, не может быть положен в основу решения, при этом, административным ответчиком не представлены доказательства об иной рыночной стоимости объекта недвижимости, поэтому суд взял за основу заключение эксперта ФИО6 общества с ограниченной ответственностью "Центр экспертиз и оценки Бурмакиной" N... от 8 февраля 2019 года, указав, что оно соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности и установилрыночную стоимость в соответствии с данным заключением.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом, поскольку он основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии заключения судебной экспертизы требованиям федерального законодательства, не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку они были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка. Кроме того, административный ответчик не представил суду допустимых доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Доводы жалобы о том, что взысканный судом размер оплаты за услуги представителя явно чрезмерно завышен, не влияют на правильность вынесенного определения, поскольку при определении размера судебных расходов, подлежащих возмещению с ответчика за оказание услуг представителя, суд учел все заслуживающие внимание обстоятельства дела.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 19 марта 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.