Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Сибгатуллиной Л.И.
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 26 марта 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Саха-Автосервис" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельных участков (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу) площадью 9323 квадратных метров с кадастровым номером.., площадью 3285 квадратных метров с кадастровым номером.., расположенных по адресу: "адрес", указав их равной рыночной стоимости по состоянию на 04 сентября 2018 года в размере 3 514 771 рублей и 1 363 275 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 04 сентября 2018 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 22 ноября 2018 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Саха-Автосервис" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу) площадью 9323 квадратных метров с кадастровым номером.., площадью 3285 квадратных метров с кадастровым номером.., расположенных по адресу: "адрес".
В обоснование указало, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами... и... определенных в размере 20 115 770 рублей 95 копеек и 7 087 880 рублей 25 копеек соответственно, нарушает его права как собственника спорных объектов. В связи с определением рыночной стоимости земельных участков просил установить кадастровую стоимость, указав их равной рыночной стоимости по состоянию на 04 сентября 2018 года в размере 3 514 771 рублей и 1363275 рублей.
Суд вынес решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с ч.1 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании ч. 1 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу ст. 12 названного Федерального закона итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Судом установлено, что ООО "Саха-Автосервис" на праве собственности принадлежат земельные участки (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу) площадью 9323 квадратных метров с кадастровым номером.., площадью 3285 квадратных метров с кадастровым номером.., расположенных по адресу: "адрес".
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани) по состоянию на 1 января 2015 года.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами... и... внесена в Единый государственный реестр недвижимости 4 сентября 2018 года, и определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан на основании вышеназванного распоряжения по состоянию на 04 сентября 2018 года в размере 20 115 770 рублей 95 копеек и 7 087 880 рублей 25 копеек.
Аналогичные сведения о кадастровой стоимости земельных участков и о дате, по состоянию на которую определена их кадастровая стоимость, содержатся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д. 210-211).
Не согласившись с величиной кадастровой стоимости земельных участков, ООО "Саха-Автосервис" обратилось в оценочную организацию для определения их рыночной стоимости.
В подтверждение своих доводов общество с ограниченной ответственностью "Саха-Автосервис" представило отчет... от 31 октября 2018 года об оценке рыночной стоимости земельных участков. Отчет составлен индивидуальным предпринимателем ФИО5 по инициативе административного истца. Согласно отчету рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 04 сентября 2018 года составила 3 514 771 рублей и 1 363 275 рублей.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не представлены доказательства недостоверности представленного административным истцом отчета, в этой связи, правомерно взял за основу выводы, указанные в отчете об оценке рыночной стоимости земельных участков, представленные ООО "Саха-Автосервис". Датой применения установленной стоимости земельных участков необходимо считать 1 января 2018 года до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленных в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом, поскольку он основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в связи с отсутствием у Министерства земельных и имущественных отношений РТ собственных средств, они не имели возможности своевременно перечислить денежные средства для обеспечения оплаты экспертизы, не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку они были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка. При разрешении данного спора суд правильно применил ч.5 ст.77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
Иные доводы жалобы о том, что отчет об оценке имущества, представленный истцом, не соответствует требованиям закона, также не является основанием для отмены судебного акта, поскольку судом первой инстанции подробно исследованы эти доводы, которым дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 26 марта 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.