Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Сибгатуллиной Л.И.
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 марта 2019 года, которым постановлено:
"административное исковое заявление Дениса Валерьевича Карякина об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения, общей площадью 683,8 квадратных метров, с кадастровым номером 16:52:040103:5612, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, улица Раскольникова, в районе жилого дома 52/41 "Б" (38/13-2), пом. 1003, в размере 12 660 169 рублей по состоянию на 1 января 2014 года.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2015 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Определить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения, общей площадью 710 квадратных метров, с кадастровым номером 16:52:040103:6021, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, улица Раскольникова, в районе жилого дома 52/41 "Б" (38/13-2), пом. 1012, в размере 11 000 847 рублей по состоянию на 26 мая 2015 года.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 26 мая 2015 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 24 октября 2018 года.
В удовлетворении административного искового заявления Дениса Валерьевича Карякина к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о возложении обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости объектов недвижимости отказать".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного истца Карякина Д.В - Михайлова С.В, возражавшего ее удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карякин Д.В. является собственником объектов недвижимости:
- нежилого помещения, общей площадью 683,8 квадратных метров, с кадастровым номером 16:52:040103:5612, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, улица Раскольникова, в районе жилого дома 52/41 "Б" (38/13-2), пом. 1003, поставленного на государственный кадастровый учет 15 мая 2013 года;
- нежилого помещения, общей площадью 710 квадратных метров, с кадастровым номером 16:52:040103:6021, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, улица Раскольникова, в районе жилого дома 52/41 "Б" (38/13-2), пом. 1012, поставленного на государственный кадастровый учет 26 мая 2015 года.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 16:52:040103:5612 определена по состоянию на 1 января 2014 года, подлежит применению для целей налогообложения с 1 января 2015 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан" и составляет 32 743 653 рубля 59 копеек.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 16:52:040103:6021 определена в соответствии с пунктом 3.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 года N 113 Указанная кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена по состоянию на 26 мая 2015 года, подлежит применению для целей налогообложения с 26 мая 2015 года, рассчитана на основании удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р и составляет 34 762 977 рублей 40 копеек.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 16:52:040103:5612 в размере 7 800 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года; объекта недвижимости с кадастровым номером 16:52:040103:6021 в размере 9 200 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 26 мая 2015 года.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца Михайлов С.В, административные исковые требования уточнил и просил определить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 16:52:040103:5612 в размере 12 660 169 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года; объекта недвижимости с кадастровым номером 16:52:040103:6021 в размере 11 000 847 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 26 мая 2015 года, согласно заключению судебной экспертизы.
Одновременно административным истцом заявлено требование о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан административный иск не признал.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования "город Набережные Челны" Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласилось Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в апелляционной жалобе ставится вопрос о его отмене. В обоснование приводятся возражения против выводов суда о достоверности заключения эксперта N 217(3132)/07-4 от 31января 2019 года об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости.
Апеллянт полагает, что заключение составлено с нарушением требований нормативных правовых актов об оценочной деятельности.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации определены объекты налогообложения по налогу на имущество физических лиц, в том числе здания, строения, сооружения, помещения.
На основании статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
При этом законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - с 1 января 2015 года.
Решением Городского совета муниципального образования "город Набережные Челны" от 22 октября 2015 года N 2/11 "О налоге на имущество физических лиц" установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, обязательный к уплате на территории муниципального образования город Набережные Челны, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Данное решение вступило в законную силу с 1 января 2015 года. В настоящее время данное решение действует в редакции, принятой решением Городского совета муниципального образования "город Набережные Челны" от 8 ноября 2018 года N 27/7, установившим аналогичный порядок определения налоговой базы по указанному налогу.
В статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон) указано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В статье 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" указано, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Из материалов дела следует, что Карякин Д.В. является собственником объектов недвижимости:
- нежилого помещения, общей площадью 683,8 квадратных метров, с кадастровым номером 16:52:040103:5612, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, улица Раскольникова, в районе жилого дома 52/41 "Б" (38/13-2), пом. 1003, поставленного на государственный кадастровый учет 15 мая 2013 года;
- нежилого помещения, общей площадью 710 квадратных метров, с кадастровым номером 16:52:040103:6021, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, улица Раскольникова, в районе жилого дома 52/41 "Б" (38/13-2), пом. 1012, поставленного на государственный кадастровый учет 26 мая 2015 года.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 16:52:040103:5612 определена по состоянию на 1 января 2014 года, подлежит применению для целей налогообложения с 1 января 2015 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан" и составляет 32 743 653 рубля 59 копеек.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 16:52:040103:6021 определена в соответствии с пунктом 3.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 года N 113 Указанная кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена по состоянию на 26 мая 2015 года, подлежит применению для целей налогообложения с 26 мая 2015 года, рассчитана на основании удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р и составляет 34 762 977 рублей 40 копеек.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 16:52:040103:5612 в размере 7 800 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года; объекта недвижимости с кадастровым номером 16:52:040103:6021 в размере 9 200 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 26 мая 2015 года.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца С.В. Михайлов, действующий в соответствии с предоставленными ему доверенностью от 10 октября 2018 года полномочиями, административные исковые требования уточнил и просил определить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 16:52:040103:5612 в размере 12 660 169 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года; объекта недвижимости с кадастровым номером 16:52:040103:6021 в размере 11 000 847 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 26 мая 2015 года, согласно заключению судебной экспертизы.
Одновременно административным истцом заявлено требование о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Объект недвижимости с кадастровым номером 16:52:040103:5297, расположенный по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, улица Раскольникова, в районе жилого дома 52/41 "Б" (38/13-2), включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденный распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан N 2611-р от 27 ноября 2014 года, поэтому помещения, находящиеся в этом здании, относятся к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлены отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости N 309-2018, N 310-2018 от 14 июня 2018 года, подготовленные обществом с ограниченной ответственностью "Отлично" по инициативе Карякина Д.В, согласно которым рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами 16:52:040103:5612, 16:52:040103:6021 по состоянию соответственно на 1 января 2014 года, на 26 мая 2015 года составила 7 800 000 рублей, 9 200 000 рублей.
На основании ходатайства представителя административного ответчика судом по делу проведена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости объектов недвижимости, соответствия отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости объектов недвижимости, в отношении которых утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.
Согласно заключению N 217(3132)/07-4 от 31 января 2019 года эксперта федерального бюджетного учреждения Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации С.И. Сибгатуллиной отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости N 309-2018, N 310-2018 от 14 июня 2018 года, подготовленные обществом с ограниченной ответственностью "Отлично" по инициативе Д.В. Карякина, согласно которым рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами 16:52:040103:5612, 16:52:040103:6021 по состоянию соответственно на 1 января 2014 года, на 26 мая 2015 года составила 7 800 000 рублей, 9 200 000 рублей, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом эксперт пришел к выводу, что рыночная стоимость спорных объектов недвижимости определена в указанных отчетах неправильно.
Вместе с тем, отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определилрыночную стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 16:52:040103:5612, которая по состоянию на 1 января 2014 года, согласно заключению, составила 14 939 000 рублей (с учетом НДС), 12 660 169 рублей (без учета НДС); объекта недвижимости с кадастровым номером 16:52:040103:6021, которая по состоянию на 26 мая 2015 года, согласно заключению, составила 12 981 000 рублей (с учетом НДС), 11 000 847 рублей (без учета НДС).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции подробно исследовал и отразил в решении содержание экспертного заключения N 217(3132)/07-4 от 31 января 2019 года. На основании исследования материалов дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что представленное заключение соответствует законодательству об оценочной деятельности и содержит указание на рыночную стоимость объектов недвижимости.
Содержание данного заключения в ходе судебного разбирательства не опровергнуто относимыми и допустимыми доказательствами.
Доводы представителя административного ответчика суд счел основанными на неправильном их толковании. Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками не представлено.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке экспертного заключения и оснований для отмены решения суда не содержат, поскольку построены на иной трактовке обстоятельств и сводятся к переоценке доказательств.
Учитывая, что суд правильно применил процессуальные нормы о доказывании, оснований для переоценки доказательств, которые подвергаются апеллянтом сомнению, судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и, по сути, сводятся к повторению апеллянтом изложенной в ходе рассмотрения дела позиции, а потому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 марта 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.