Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу Главы администрации Гвардейского сельского поселения Чичкина И.В. на постановление судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 31 мая 2019 года по делу N 5-102/2019,
установил:
постановлением Симферопольского районного суда Республики Крым от 31 мая 2019 года по делу N 5-102/2019 юридическое лицо Администрация Гвардейского сельского поселения "адрес" Республики Крым признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением суда, глава администрации Гвардейского сельского поселения Чичкин И.В. подал жалобу, в которой просит отменить постановление суда, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что в действиях администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района отсутствовали признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7, 17.7 КоАП РФ. Должностные лица ОГИБДД ОМВД России по Симферопольскому району безосновательно осуществили переквалификацию административного правонарушения со ст. 19.7 КоАП РФ на ст. 17.7 КоАП РФ в отношении администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района.
Проверив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Саблина Д.В, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статьи 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении не иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Полагаю, что названные требования закона при производстве по делу об административном правонарушении в отношении администрации нарушены.
Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
По смыслу положений, содержащихся в ст. 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии привлекаемого к ответственности физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, которым разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 25.15 КоАП РФ.
Системный анализ положений ст. 25.1 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, и у должностного лица должны быть достоверные данные о его надлежащем извещении. При этом закон не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ, место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
В силу пункта 2 статьи 25.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Указанный перечень законных представителей юридического лица является исчерпывающим.
Как усматривается из материалов дела, в отношении администрации Гвардейского сельского поселения первоначально должностным лицом Отдела ГИБДД УМВД России по Симферопольскому району был составлен протокол об административном правонарушении предусмотренный ст.19.7 КоАП РФ от 22.04.2019 года "данные изъяты"
В дальнейшем, извещением от 13.05.2019 года глава администрации Гвардейского сельского поселения был приглашен на 16.05.2019 года в Отдел ГИБДД УМВД России по Симферопольскому району для дачи объяснений и внесении изменений в административный протокол 61 РР N012690 от 22.04.2019 года (л.д.3).
Вместе с тем, 16.05.2019 года государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Симферопольскому району Сергеевым В.Ю, в отсутствии уполномоченного лица администрации, составлен новый протокол "адрес" по ст. 17.7 КоАП РФ. При этом извещение о составлении протокола по ст. 17.7 КоАП РФ в адрес Гвардейского сельского поселения не направлялось.
Закон обязывает должностное лицо при возникновении сомнений в получении лицом, в отношении которого ведется административное производство по делу, соответствующего извещения принять все необходимые меры, направленные на безусловное, доподлинное извещение лица о дате, времени, месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела в отношении него.
По смыслу норм права, закрепленных КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
Правила оформления названного документа указаны в ч. 2 и ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ.
При этом судьей районного суда не дана оценка вышеуказанным обстоятельствам, в связи с чем вывод суда о виновности юридического лица администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района при отсутствии доказательств соблюдения должностным лицом требований закона при производстве по делу об административном правонарушении, является преждевременным.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 31 мая 2019 года по делу N 5-102/2019 подлежит отмене.
Вместе с тем, пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Из материалов дела усматривается, что в рамках проверки, Отделом ГИБДД ОМВД России по Симферопольскому району в адрес администрации Гвардейского сельского поселения 03.04.2019 года направлено определение об истребовании сведений необходимых для разрешения дела, при этом установлен трехдневный срок для его исполнения (л.д.15).
Из содержания части 1 статьи 4.5 КоАП РФ следует, что срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 17.7 КоАП РФ, составляет три месяца.
Следовательно, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения юридического лица администрация Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым к административной ответственности начал исчисляться с 07.04.2019 года.
По истечении срока давности дело об административном правонарушении не может быть направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из содержания пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Республики Крым жалобы главы администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района на постановление судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 31 мая 2019 года по делу N 5-102/2019, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 17.7 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу подлежит прекращению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу Главы администрации Гвардейского сельского поселения Чичкина И.В. на постановление судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 31 мая 2019 года по делу N 5-102/2019 - удовлетворить.
Постановление судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 31 мая 2019 года по делу N 5-102/2019- отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации Гвардейского сельского поселения по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья "данные изъяты" Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.