Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Республики Крым, заведующего сектором экологического надзора г. Белогорска и Белогорского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона Лактионова А.И. на решение судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 5 июня 2019 года N 12-38/2019,
установил:
постановлением заведующего сектором экологического надзора г. Белогорска и Белогорского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона, старшего государственного инспектора Республики Крым Лактионова А.И. от 11 марта 2019 года N 005103-0308/2018 юридическое лицо ФГБУН "НИИСХ Крыма" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 101 000 рублей.
Решением судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 5 июня 2019 года вышеуказанное постановление об административном правонарушении отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Не согласившись с решением судьи районного суда, должностное лицо вынесшее постановление Лактионов А.И, обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит отменить решение суда ввиду его незаконности и необоснованности, поскольку имеющиеся в деле доказательства в своей совокупности полностью подтверждают виновность бюджетного учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав представителя ФГБУН "НИИСХ Крыма" Москаленко Е.А, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным действием (бездействием), которое выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 6). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7).
Исходя из требований статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Из протокола об административном правонарушении от 4 марта 2019 года N 005103 следует, что "данные изъяты", в ходе проведения рейдового обследования земельного участка, расположенного восточнее "адрес" Республики Крым, установлено, что на неогороженном и неохраняемом земельном участке, площадью около 4 000 кв.м, расположены заброшенные здания (отсутствуют двери, оконные рамы, межкомнатные перегородки), ранее использовавшиеся в качестве административных зданий и хозяйственных сооружений ГОХ "Крымская Роза", при этом на данном земельном участке, площадью около "данные изъяты", осуществляется несанкционированное складирование отходов производства и потребления (отходы тары стеклянной загрязнённой, отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полимеров и пластмасс загрязнённые) не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, фрагментарно на твёрдом покрытии из бетона, а также в герметично упакованных полиэтиленовых мешках, что является нарушением требований статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 2.1 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утверждённых Заместителем Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации Аверченковым А.А. 15 июля 1994 года, статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 11 марта 2019 года должностным лицом административного органа в отношении ФГБУН "НИИСХ Крыма" постановления N об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование обстоятельств совершения административного правонарушения административным органом представлены доказательства: протокол об административном правонарушении от 4 марта 2019 года N 005103, акт рейдового обследования от 8 февраля 2019 года N 18/06.3 с фототаблицей к нему, а также иные доказательства.
Судья районного суда, отменяя вышеуказанное постановление и прекращая производство по делу, исходил из того, что в материалах дела отсутствуют достоверные и достаточные доказательства, подтверждающие отнесение учреждения к числу субъектов, на которых согласно Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" возложены обязанности, невыполнение которых вменено ФГБУН "НИИСХ Крыма".
С указанным выводом соглашается и суд апелляционной инстанции.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; обезвреживание отходов - это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания,
размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Таким образом, из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что субъектами административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут выступать лишь организации (учреждения, предприятия), которые осуществляют деятельность, связанную с обращением с отходами, то есть непосредственно осуществляющие сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности учреждения являются научные исследования в области естественных и технических наук.
В материалах дела не имеется доказательств того, что ФГБУН "НИИСХ Крыма" осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами, при этом действия учреждения по санитарной очистке территории земельного участка, находящегося в пользовании учреждения, не являются действиями, исполнение (неисполнение) которых охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следовательно, учреждение не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно ФГБУН "НИИСХ Крыма" как бюджетное учреждение также не может нести ответственность за данное правонарушение.
Таким образом, судья районного суда в ходе рассмотрения дела пришел к обоснованному выводу о том, что имеющихся в материалах дела доказательств недостаточно для вывода о наличии в действиях именно ФГБУН "НИИСХ Крыма" состава административного правонарушения, поскольку переданные в пользования ФГБУН "НИИСХ Крыма" здания и сооружения учреждением не используются, земельный участок в пользование или собственность учреждению не передавался, при этом хозяйственная деятельность на территории данного земельного участка учреждением не осуществляется.
Факт того, что распоряжением Совета Министров Республики Крым от 23 августа 2016 N975-р ФГБУН "НИИСХ Крыма" переданы в пользование здания и сооружения, расположенные восточнее "адрес" ФИО1 "адрес" "адрес", не является безусловным основанием для привлечения учреждения к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах законные основания для отмены постановления должностного лица административного органа и прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении ФГБУН "НИИСХ Крыма", ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, у судьи районного суда имелись.
Несогласие должностного лица административного органа с выводами судьи районного суда и его оценкой доказательств по делу не свидетельствует о том, что решение является незаконным и необоснованным, поскольку каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении судьёй районного суда не допущено, в связи с чем оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу старшего государственного инспектора Республики Крым, заведующего сектором экологического надзора г. Белогорска и Белогорского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона Лактионова А.И. на решение судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 5 июня 2019 года N 12-38/2019 - оставить без удовлетворения.
Решение Белогорского районного суда Республики Крым от 5 июня 2019 года N 12-38/2019 в отношении юридического лица ФГБУН "НИИСХ Крыма" - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья "данные изъяты" Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.