Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО "Наш Крым" ФИО1 на решение судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 06 мая 2019 года по делу N 12-110/2019,
установил:
постановлением заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко А.А. от 18 декабря 2018 года N 212/05-11/ЗН-РК Общество с ограниченной ответственностью "Наш Крым" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 06 мая 2019 года жалоба ООО "Наш Крым" оставлена без удовлетворения, указанное постановление от 18 декабря 2018 года N 212/05-11/ЗН-РК - без изменения.
Не согласившись с указанным решением, директор ООО "Наш Крым" Фатыхов А.Ш. подал жалобу, в которой просит отменить решение суда от 06 мая 2019 года и постановление должностного лица от 18 декабря 208 года, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.
Административным органом не соблюдены обязательнее требования законодательства, установленные для процедуры составления протокола об административном правонарушении.
Проверив доводы жалобы, заслушав директора ООО "Наш Крым" Фатыхова А.Ш, представителя ООО "Наш Крым" Кучкарову З.А, представителя Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Мишкину И.Л, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.
Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В статье 79 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В силу ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Согласно статьи 42 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" плодородие земель сельскохозяйственного назначения - способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений; воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения - сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий; агротехнические мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов обработки почв в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения; агрохимические мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов применения агрохимикатов и пестицидов в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при обеспечении мер по безопасному обращению с ними в целях охраны окружающей среды; мелиоративные мероприятия - проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культурно-технических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ; фитосанитарные мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями, зараженности почв болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений; противоэрозионные мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов защиты почв от водной, ветровой и механической эрозии; агрохимическое обслуживание - деятельность по обеспечению производителей сельскохозяйственной
продукции агрохимикатами и пестицидами, торфом и продуктами его переработки, гипсом, известковыми и органическими удобрениями, технологиями, техникой, а также деятельность по осуществлению агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий, по проведению научных исследований в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Сохранность целевого использования земельного участка должна обеспечивать возможность сохранения его качественного состояния после длительной эксплуатации, в том числе и не связанной с прямым назначением, способности воспроизводства плодородия почв. Изменения формы собственности, переход от одного участника правоотношений к другому в ходе совершения любых сделок не должны повлечь за собой изменений в режиме использования земельного участка.
Согласно ГОСТ 27593-88 "Почвы. Термины и определения" паспорт почв - это документ, содержащий фиксированный набор данных о почве, необходимых для целей ее рационального использования и охраны.
Как усматривается из материалов дела 31 октября 2018 года и.о. начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым (далее Крымсельхознадзором) был принят приказ N 1576/П о проведении внеплановой выездной проверки в Обществе с ограниченной ответственностью "Наш Крым" в период с 15 ноября 2018 года по 21 ноября 2018 года. Проведение указанной проверки решением от 01 ноября 2018 года N Исорг7/5-10615-2018/26999 было согласовано Прокуратурой Республики Крым.
По результатам проведенной проверки Службой по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым 21 ноября 2018 года был составлен акт проверки N 213-05/09, согласно которого Обществом с ограниченной ответственностью "Наш Крым" в нарушении требований статьи 12, 13, 43 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 16 июля 998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", положений Федерального закона от 10 января 1996 года N 4-ФЗ "О мелиорации земель", пунктов 14, 15, 18, 25 ГОСТ 26640-85 "Земли. Термины и определения", пунктов 1.1, 1.2 Межгосударственного стандарта ГОСТ 17.4.3.04-85 "Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения", пунктов 1.2, 1.5 ГОСТ 14189-81, ГОСТ 17.4.2.01-81 "Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния", положений Межгосударственного стандарта ГОСТ 17.4.4.02-84 "Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического и гельмантологического анализов", пункта 1.2 ГОСТа 17.4.3.04-85 "Охрана природы. Почвы. Основные требования к контролю и охране от загрязнения", пункта 1.2 СанПиН 1.2.2584-10 "Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы", приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 04 мая 2010 года N 150 "Об утверждении порядка государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения" не проводятся обязательные мероприятия по защите и охране земель сельскохозяйственного назначения.
Указанный акт проверки от 21 ноября 2018 года N 213/05-09, предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 21 ноября 2018 года N 133/05-10 и извещение от 23 ноября 2018 года N 1319/05-16 о начале производства по делу об административном правонарушении и о необходимости явиться 05 декабря 2018 года в 15.00 час. для составления протокола об административном правонарушении были получены представителем общества Кучкаровой З.А, действующей на основании доверенности, выданной директором Общества с ограниченной ответственностью "Наш Крым" Фатыховым А.Ш. 22 мая 2018 года.
05 декабря 2018 года по результатам проведенной проверки специалистом-экспертом, государственным инспектором отдела государственного земельного надзора, управления государственного земельного контроля (надзора) Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Чалбыш А.Э. в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении N 252/05-13 по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ в присутствии Кучкаровой З.А.
В этот же день, 05 декабря 2018 года заместителем начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко А.А. было вынесено определение N 334/05-15 о назначении на 18 декабря 2018 года в 15.00 час. рассмотрения материала об административном правонарушении и протокола об административном правонарушении в отношении общества, данное определение также получено Кучкаровой З.А.
Постановлением заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко А.А. от 18 декабря 2018 года N 212/05-11/ЗН-РК ООО "Наш Крым" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Факт допущенного правонарушения и виновность общества в совершении административного правонарушения подтверждены: актом проверки N 213-05/09 от 21.11.2018 года; приказом N 1576/П о проведении внеплановой выездной проверки; договор аренды земельного участка от 06 марта 2017 года N 31Н-2/12, заключенного с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым; протоколом об административном правонарушении N 252/05-13 от 05.12.2018 года; постановлением от 18 декабря 2018 года N 212/05-11/ЗН-РК о назначении административного наказания в отношении ООО "Наш Крым".
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Судьей районного суда, с учетом приведенных законоположений, исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которые являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно положены судьей в основу вынесенного решения.
Решение судьи мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
При рассмотрении настоящего дела судьей первой инстанции не нарушены требования ст. 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу общества по делу не усматривается.
Довод жалобы о несогласии с выводами проверки административного органа, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание, поскольку судьей районного суда достоверно установлено, что обществом на арендованном земельном участке не выполнялись обязательные мероприятия по воспроизводству плодородия земель, их защите от уплотнения, зарастания сорной растительностью, а также не проводились агротехнические мероприятия. Вместе с тем у Общества с ограниченной ответственностью "Наш Крым" имелась объективная возможность для соблюдения установленных требований и проведению обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв.
Довод жалобы об отсутствии надлежащих полномочий у Кучкаровой З.А. на представительство интересов общества при составлении протокола и вынесении постановления должностным лицом, является также необоснованным, исходя из следующего.
Как усматривается, участие Кучкаровой З.А. в данном административном производстве осуществлялось в соответствии с нотариально оформленной доверенностью от 22 мая 2018 года N 82/177-н/82-2018-2-1198, за подписью директора ООО "Наш Крым" Фатыхова А.Ш. в соответствии с положениями статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 8 постановления от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям частей 2 и 3 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса РФ, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя. Данные разъяснения содержит пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Проанализировав текст нотариально оформленной доверенности от 22 мая 2018 года на имя Кучкаровой З.А, суд апелляционной инстанции, приходит к убеждению, что данная доверенность отвечает указанным выше требованиям.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и не опровергают наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, аналогичны по своему содержанию доводам жалобы, поданной в районный суд и проверялись судьей районного, им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.
Несогласие заявителя с выводами суда, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть его жалобу на постановление должностного лица.
Имеющиеся в материалах дела доказательства обоснованно признаны допустимыми, полученными в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также достаточными для рассмотрения дела по существу и достоверными относительно обстоятельств правонарушения.
Порядок и срок привлечения Общества с ограниченной ответственностью "Наш Крым" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Учитывая, что жалоба на решение судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 06 мая 2019 года по делу N 12-110/2019 и постановление органа не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены указанного решения суда и постановления органа отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу директора ООО "Наш Крым" ФИО1 на решение судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 06 мая 2019 года по делу N 12-110/2019, постановление должностного лица от 18 декабря N 212/05-11/ЗН-РК - оставить без удовлетворения.
Решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 06 мая 2019 года по делу N 12-110/2019 в отношении ООО "Наш Крым" - без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья "данные изъяты" Тимошенко Е.Г.
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.