Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи
И.А. Харченко
судей
М.В. Рошка
Н.С. Хмарук
при секретаре судебного заседания
Д.Н. Побережной
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи И.А.Харченко гражданское дело по исковому заявлению Калошиной Марины Сергеевны действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к ГУ - Управлению ПФ РФ в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) о возобновлении выплат пенсии ребёнку-инвалиду по слуху, обязании выплачивать пенсию ребёнку-инвалиду по слуху,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 14 марта 2019 года,-
установила:
Калошина М.С. действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО2, 25 февраля 2019 года обратилась в суд с исковым заявлением о возобновлении выплат пенсии ребёнку-инвалиду по слуху, обязании выплачивать пенсию ребёнку-инвалиду по слуху.
Заявленные требования мотивированы тем, что решением Советского районного суда Республики Крым от 14 мая 2015 г. по делу N 2-225/2015 было установлено, что на 18 марта 2014 года несовершеннолетний ФИО2 совместно проживал на территории Республики Крым с истицей. ФИО2 является инвалидом по слуху, однако ввиду отказа отдела ПФ РФ по Советскому району Республики Крым в назначении ему пенсии ввиду не предоставления доказательств проживания на территории Республики Крым, Калошина М.С. вынуждена была обратиться с указанным исковым заявлением в Советский районный суд Республики Крым в интересах несовершеннолетнего ФИО2 с целью защиты его прав на получение пенсии.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 14 марта 2019 года иск Калошиной Марины Сергеевны действующей в интересах несовершеннолетнего Калошина Альберта Васильевича к ГУ - Управлению ПФ РФ в городе Феодосии РК (межрайонное) о возобновлении выплат пенсии ребёнку-инвалиду по слуху, обязании выплачивать пенсию ребёнку-инвалиду по слуху, удовлетворён частично.
Признано незаконным решение ГУ - Управление ПФР в городе Феодосии РК (межрайонное) от 27 ноября 2018 года N 820588/18 об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты ФИО2.
Обязано ГУ - Управление ПФ РФ в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) назначить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пенсию как ребёнку-инвалиду по слуху на основании части 1 статьи 11 Федерального Закона N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 30 ноября 2017 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С таким решением не согласилось Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) и, 03 апреля 2019 года, подало апелляционную жалобу, в которой просило оспариваемый судебный акт отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать в полном объёме. Основные доводы жалобы заключаются в том, что судом первой инстанции оставлено без внимания, что для назначения пенсии ФИО2 следует подтвердить статус инвалида в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также то, что, так как ранее ФИО2 получателем пенсии не являлся, зарегистрирован на территории Крыма лишь 04.08.2016 года, то на него не распространяются положения закона N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, явку своих уполномоченных представителей не обеспечили, о времени и месте слушания дела извещены в надлежащий способ, что подтверждено материалами дела, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Верховного Суда Республики Крым, ходатайств об отложении слушания по делу не подали.
Заслушав доклад судьи Харченко И.А, изучив материалы дела, посчитав возможным рассмотрение дела в отсутствии сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 19 июня 2019 года коллегия судей перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учёта особенностей, предусмотренных Главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию по данному делу в силу положений части 3 статьи 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привлечён несовершеннолетний Колошин Альберт Васильевич, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Констатировав своим определением от 19 июня 2019 года, наличие оснований для перехода суда апелляционной инстанции к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учёта особенностей, предусмотренных Главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а данное обстоятельство в силу пункта 2 части 4 статьи 330 этого же кодекса, является безусловным основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда, судебная коллегия, подчиняясь указанному требованию закона, отменяет обжалуемое решение.
Статьёй 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со статьёй 9 Федерального Закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях" условия назначения страховой пенсии по инвалидности право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 года N 166-ФЗ (далее Закон N 166-ФЗ), право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства.
Согласно пункту 2 статьи 24 Закона N 166-ФЗ, перечень документов,
необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае применяется "Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 года N 958н (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 указанного Перечня, для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу пунктов 41, 43 Перечня для назначения социальной пенсии необходим документ о постоянном проживании в Российской Федерации. Для назначения социальной пенсии по инвалидности в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 41, 42 настоящего перечня, необходим документ об установлении инвалидности.
Из материалов дела следует, что несовершеннолетний ФИО2 является гражданином Российской Федерации, что также подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации (лист дела 5).
Согласно медицинскому заключению от 27 ноября 2009 года N 1503 заболевание ФИО2 даёт право на получение государственной социальной помощи на детей-инвалидов (лист дела 6).
27 ноября 2018 года решением ГУ - Управления ПФ РФ в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты ФИО2 (лист дела 25). Указанное решение мотивировано тем, что у ФИО2 отсутствует справка, подтверждающая факт установления инвалидности соответствующего образца.
Коллегия судей полагает такое решение пенсионного органа не основанным на законе ввиду следующего.
Как уже указывалось выше, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети-инвалиды.
В соответствии со статьёй 4 ФКЗ N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 11 указанного выше закона Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьёй 12 ФКЗ N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 г. установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности не кредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (часть 1 статьи 1 Федерального закона).
Решением Советского районного суда Республики Крым от 14 мая 2015 года N 2-225/2015 установлено, что ФИО2 проживает совместно с матерью на территории Российской Федерации с 2013 года, с 07 января 2014 года обучается в школьном учреждении на территории Советского района Республики Крым (лист дела 8).
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, коллегия судей отклоняет как несостоятельный довод пенсионного органа о том, что, так как истец зарегистрирован на территории Крыма лишь с 04.08.2016 года, ранее получателем пенсии не являлся, то на него не распространяются положения закона N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя", так как указанное не влияет на гарантированное ФИО2 Конституцией Российской Федерации право на получение социального обеспечения.
Инвалидность присвоена ФИО2 на основании медицинского заключения Советской районной поликлиники Советской РБ Советского района АР Крым N 1503 от 27 ноября 2009 года, который действителен до 25 сентября 2019 года, то есть до достижения ребёнком 16-летнего возраста (лист дела 6).
Указанное медицинское заключение выдано в соответствии с действующим на территории Республики Крым законодательства и является действующим документом до указанной в нём даты, то есть до 25 сентября 2019 года.
На основании изложенного, коллегия судей приходит к выводу, что у ответчика не имелось правовых оснований для отказа в назначении ФИО2 пенсии как ребёнку инвалиду, следовательно, решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в города Феодосии Республики Крым (межрайонное) от 27 ноября 2018 года N 820588/18 об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты Калошину Альберту Васильевичу, должно быть признано незаконным.
Одновременно, из материалов дела усматривается, что "данные изъяты" получателем пенсии в Российской Федерации не являлся и выплата пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации ему не приостанавливалась и не прекращалась, следовательно, заявленные требования о возобновлении выплаты пенсии удовлетворению не подлежат.
Вместе в с тем, в силу разъяснений, содержащихся в пункте 3 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случае ненадлежащего формулирования истцом способа защиты при очевидности преследуемого им материально-правового интереса суд не должен отказывать в иске ввиду неправильного указания норм права, а обязан сам определить, из какого правоотношения спор возник и какие нормы подлежат применению.
В данном случае, с целью защиты прав и законных интересов ребёнка-инвалида, коллегия судей полагает возможным выйти за рамки исковых требований и обязать ГУ - Управление ПФ РФ в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) назначить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пенсию как ребёнку-инвалиду по слуху на основании части 1 статьи 11 Федерального Закона N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 166-ФЗ, пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от её вида, назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на неё.
Согласно статье 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" выплата ЕДВ осуществляется в порядке, определяемом федеральным исполнительным органом государственной власти. Пунктом 14 Порядка осуществления ежемесячной выплаты отдельным категориям граждан в РФ ЕДВ назначается со дня обращения, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Из анализа приведённых положений следует, что пенсионные правоотношения носят заявительный характер и возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением пенсии.
Указанное согласуется с позицией Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 23 мая 2006 года N 159-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина М.Н.Ф. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации", пунктом 7 статьи 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской федерации" и положением пункта 3 Порядка назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежной компенсации расходов на санаторно-курортное лечение". В частности, в определении указано, что Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение порядка реализации данного конституционного права, в том числе правил обращения за пенсией и сроков, с которых она назначается, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Поэтому положение пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации", находящегося во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 22 того же Федерального закона, согласно которым назначение пенсии производится по заявлению гражданина, а обращение за её назначением может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо срока, не ущемляет пенсионные права граждан - напротив, закрепленные в них сроки, с которых назначается пенсия, как и возложение на граждан обязанности обратиться с заявлением о её назначении, обеспечивают им возможность реализации субъективных пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению и способствуют своевременному обращению за пенсией (пункт 2.1.).
Учитывая, что заявление о назначении социальной пенсии по инвалидности от имени Колошина А.В. подано в ГУ - Управление ПФ РФ в городе Феодосии РК (межрайонное) 20 ноября 2018 года, социальная пенсия по инвалидности ФИО2 должна быть назначена с 01 ноября 2018 года.
Учитывая то, что определением от 19 июня 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым перешла к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных Главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно, при таких обстоятельствах, имеются безусловные основания для отмены решения суда в соответствии с частью 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и принятия нового решения, о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, -
определила:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 14 марта 2019 года по данному делу отменить.
Иск Калошиной Марины Сергеевны, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к ГУ - Управлению ПФ РФ в города Феодосии Республики Крым (межрайонное) о возобновлении выплат пенсии ребёнку-инвалиду по слуху, обязании выплачивать пенсию ребёнку-инвалиду по слуху, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в города Феодосии Республики Крым (межрайонное) от 27 ноября 2018 года N 820588/18 об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты ФИО2.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в города Феодосии Республики Крым (межрайонное) назначить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пенсию как ребёнку-инвалиду по слуху на основании части 1 статьи 11 Федерального Закона N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 01 ноября 2018 года.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Председательствующий судья
И.А. Харченко
Судьи
М.В. Рошка
Н.С. Хмарук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.