Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Авериной Е.Г.
судей Мотиной И.И, Синани А.М.
при секретаре Гамуровой М.А.
рассмотрела 31 июля 2019 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Забара Валентины Антоновны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) о перерасчете пенсии,
по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 24 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Истец Забара В.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) о перерасчете размера фиксированной выплаты начисленной ей страховой пенсии как лицу, проработавшему более 30 календарных лет в сельском хозяйстве, включить в стуж работы в сельском хозяйстве периоды работы с 01.01.1992 по 06.03.2005 в должности фуражир (заведующий складом кормов для животных, заведующий фуражным складом) в молочно-товарной ферме отделения N1 в совхозе "50 лет Октября, КСП "50 лет Октября", СПК "I Надия".
В обоснование требований указала, что имеет право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25% суммы фиксированной выплаты, как лицо, проработавшее не менее 30 лет в сельском хозяйстве. При обращении в пенсионный орган о перерасчете размера пенсии ответчиком было отказано по причине отсутствия требуемого стажа работы в сельском хозяйстве, поскольку периоды ее работы с 01.01.1992 года по 06.03.2005 года в должности не могут быть засчитаны, так как должность "фуражир" не указана в списке к Постановлению РФ N1440. Для восстановления нарушенного права истец обратилась в суд.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 24 апреля 2019 года требования Забара В.А. удовлетворены. Решением суда признан незаконным отказ пенсионного органа в учете стажа Забара В.А. работы в сельской местности, на ответчика возложена обязанность по включению Забара В.А. в сельский стаж периоды работы: с 01.01.1992 по 06.03.2005 в должности фуражир (заведующий складом кормов для животных, заведующий фуражным складом) в молочно-товарной ферме отделения N1 в совхозе "50 лет Октября, КСП "50 лет Октября", СПК "I Надия" и перерасчету пенсии с 01.01.2019 года.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права. Приводит доводы, аналогичные возражениям на иск. Настаивает на том, что отсутствуют основания для включения спорных периодов работы, поскольку должность, которую занимала истец, не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2006 года N 1440.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Забара В.А. и её представитель возражали против доводов апелляционной жалобы, полагая их необоснованными, а решение суда законным и обоснованным.
Представитель ответчика, в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения истца и его представителя, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1441 "Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности".
Пунктом 3 предусмотрено, что исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440 утвержден список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты, в котором указаны наименования работ, производств сельского хозяйства с указанием (расшифровкой) наименований профессий, должностей и специальностей, среди которых предусмотрена должность водителя автомобиля (шофер) в растениеводстве, животноводстве и рыболовстве.
Подпунктом "б" пункта 6 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденных Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2018 г. N 1440, при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Забара В.А. с 01.08.2017 года является получателем страховой пенсии по старости.
04.03.2019 года Забара В.А. обратилась с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе в Республики Крым (межрайоное) за разъяснением об отсутствии доплаты к ее фиксированной пенсии в соответствии с п. 14 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Из ответа УПФР в Красноперекопском районе Республики Крым следует, что ответчик не засчитал периоды работы Забара В.А. в совхозе с 01.01.1992 года по 06.03.2005 года в должности фуражира, так как нет такой должности в Списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной страховой выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч.14 ст. 17 Федеральном) Закона "О страховых пенсиях", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440.
Удовлетворяя требования истца о включении спорных периодов работы истца, суд первой инстанции исходил из того, что занимаемая истцом должность соответствовала должности заведующего складом кормов для животных, заведующий фуражным складом. Неправильно заполнение работодателем трудовой книжки, в части неверного указания должности не может ущемлять пенсионных прав истца.
С указанным выводом соглашается судебная коллегия, исходя из следующего.
Как следует из трудовой книжки Забара В.А. с 1967 года по 2005 год работала в должности фуражира в совхозе "50 лет Октября" с. Почетное Красноперекопского района, совхоз "Северный" с Красноармейское Краепоперекопского района, КСП "50 лет Октября с. Почетное, СПК "Надия" с.Почетное (л.д.48-51).
Согласно архивным справкам основным видом деятельности совхоза "50 лет Октября" с. Почетное Красноперекопского района, совхоза "Северный" с Красноармейское Красноперекопского района, КСП "50 лет Октября с. Почетное, СПК "Надия" с.Почетное, являлось растениеводство и животноводство, Забара В.А. работала "фуражиром" как до, так и после 01.01.1992года.
В подтверждение факта выполнения одной и той же работы в период с 1986 гола по 2005 года представлена архивная справка от 24.01.2019 года N 05.01-23/101 согласно которой, в документах архивных фондов "Совхоз "50 лет Октября", СПК "Надия", "Совхоз "Северный" имеются сведения о том, что Забара В.А. приказом от 31.10.1986 года N 155-к ?6 переведена фуражиром молочно-товарной фермы и уволена 06.03.2005 года приказ от 04.03.2005 N 19-к ?3.
Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.
Так же судом первой инстанции обоснованно приняты показания свидетелей ФИО1. и ФИО3, которые подтвердили, что в спорный период, начиная с 1986 года по 2005 год Забара В.А. фактически выполняла работу "заведующий складов кормом для животных", "заведующий фуражным складом".
Согласно Списку работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной страховой выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч.14 ст. 17 Федеральном) Закона "О страховых пенсиях" имеется должность "заведующий складов кормом для животных", "заведующий фуражным складом".
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
На основании пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555, действующих на момент возникших правоотношений, основным документом, подтверждающим периоды работы гражданина, является трудовая книжка установленного образца.
Порядок ведения трудовых книжек до 1 января 2004 года регулировались Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 6 сентября 1973 года N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих" и Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года N 162.
Согласно пункту 35 Правил ведения хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации N 225 от 16 апреля 2003 года, при увольнении работника все записи, внесенные в трудовую книжку за время работы у данного работодателя, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью самого работника.
При этом в соответствии с пунктом 45 Правил, ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. За нарушение установленного настоящими Правилами порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, обязанность по правильному оформлению трудовой книжки работника возложена на работодателя.
В связи с этим после принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", работодателю следовало привести записи в трудовой книжке истца в соответствие с утвержденным Списком.
Невыполнение надлежащим образом работодателем возложенных на него обязанностей по ведению трудовых книжек, равно как и допущенные работодателем небрежности в их оформлении, не может влиять на приобретение работником пенсионных прав.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, обоснованно пришел к выводу о доказанности выполнения истцом работы в сельском хозяйстве более тридцати лет, а также об отсутствии сведений об осуществлении истцом работы или иной деятельности в спорный период, в связи с этим обоснованно удовлетворил заявленные Забара В.А. исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам ответчика, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения.
Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 24 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное), без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Г. Аверина
Судьи: И.И. Мотина
А.М. Синани
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.