судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Авериной Е.Г,судей: Синани А.М,
Мотиной И.И,
при секретаре Гамуровой М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Нестеренко Марины Евгеньевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным решения, установлении факта трудовых отношений, возложении обязанности включить в льготный страховой стаж периоды работы, назначении пенсии, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 22 апреля 2019 года,
установила:
в январе 2019 года Нестеренко М.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным решения, установлении факта трудовых отношений, возложении обязанности включить в льготный страховой стаж периоды работы, назначении пенсии, мотивируя свои требования тем, что решением ГУ-УПФ РФ в г. Феодосии от 30 ноября 2018 года ей отказано в назначении пенсии по причине отсутствия необходимого стажа. Считает решение незаконным, поскольку она представила документы, подтверждающие ее трудовую деятельность в спорные периоды, которые должны быть учтены при назначении пенсии. Просила признать незаконным и отменить решение ГУ-УПФ РФ в г. Феодосии от 30.11.2018 об отказе в назначении Нестеренко М.Е. страховой пенсии по старости; установить факт трудовых отношений Нестеренко М.Е. на "данные изъяты" с 20.04.1992 по 28.08.1995 в должности кладовщика, с 28.08.1995 г. по 23.09.1996 в ЗАО " "данные изъяты"" в должности кладовщика; обязать ответчика включить в стаж работы Нестеренко М.Е. следующие периоды работы, дающие право на назначение страховой пенсии по старости: с 20.04.1992 по 28.08.1995 в должности кладовщика и с 28.08.1995 по 23.09.1996 в должности кладовщика в "данные изъяты"", с 23.09.1996 по 31.12.1996 в должности кладовщика; обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с 01.01.2018.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 22 апреля 2019 года решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосия Республики Крым (межрайонного) N 757770/18 от 30 ноября 2018 года об отказе в назначении Нестеренко М.Е. пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях" признано незаконным. Установлен факт трудовых отношений Нестеренко М.Е. в должности кладовщика с 20.04.1992 по 28.08.1995 в "данные изъяты", и с 28.08.1995 по 23.09.1996 в "данные изъяты"". Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии обязано засчитать в стаж работы Нестеренко М.Е, который дает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях", следующие периоды:
- в "данные изъяты" на должности кладовщика с 20.04.1992 по 20.07.1994, с 21.08.1994 по 01.09.1994, с 03.10.1994 по 10.01.1995, с 21.01.1995 по 27.08.1995;
- в ЗАО "Феодосийский пивобезалкогольный завод" на должности кладовщика с 28.08.1995 по 22.09.1996.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии обязано назначить Нестеренко М.Е. страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях" с 26.10.2018. В остальной части исковых требований отказано.
В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что трудовая книжка истца оформлена с нарушением действующего законодательства, иных документов, подтверждающих, что Нестеренко М.Е. продолжает работать на "данные изъяты" либо прекратила трудовую деятельность, в Управление не представлено, оригиналы приказов отсутствуют. Действующим законодательством предусмотрен внесудебный порядок подтверждения трудового стажа.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что что Нестеренко М.Е, ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Феодосии с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Согласно записи в трудовой книжке Нестеренко М.Е, она 20.04.1992 была принята в "данные изъяты" на должность кладовщика тары безалкогольного цеха (пр. N от ДД.ММ.ГГГГ).
В трудовой книжке имеется запись о том, что решением Феодосийского горисполкома N-р от 28.08.1995 "данные изъяты" переименован в "данные изъяты"".
Указанные записи не заверены подписью должностного лица и печатью.
В трудовой книжке отсутствуют записи о переводе, увольнении Нестеренко М.Е. с "данные изъяты" и с "данные изъяты"".
Согласно справке N от 19.07.2018, выданной архивным отделом (муниципальным архивом) Администрации г. Феодосии Республики Крым, документы по личному составу "данные изъяты" на хранение в архивный отдел (муниципальный архив) Администрации г. Феодосии не передавались.
Согласно справке ГКУ РК "Государственный архив Республики Крым по личному составу" от 14.11.2018 N N документы по личному составу "данные изъяты" на хранение в данное учреждение не поступали.
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Феодосии N 757770/18 от 30 ноября 2018 года Нестеренко М.Е. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия необходимого стажа и недостаточности индивидуального пенсионного коэффициента для назначения страховой пенсии по старости. Указано, что пенсионного возраста Нестеренко М.Е. достигла в ДД.ММ.ГГГГ году. Для определения права на установление страховой пенсии по старости в 2018 году требуется наличие не менее 9 лет страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 13,8. Документально подтвержденный общий стаж Нестеренко М.Е. составляет 8 лет 7 месяцев 22 дня, ИПК составляет менее 10,322, чего недостаточно для назначения страховой пенсии по старости. Указано, что согласно трудовой книжке Нестеренко М.Е, последняя с 20.04.1992 работала на "данные изъяты" в должности кладовщика. Сведения об увольнении в трудовой книжке отсутствуют. Иные документы о продолжении работы Нестеренко М.Е. на "данные изъяты", либо прекращении трудовой деятельности, заявителем не предоставлены. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, трудовую деятельность Нестеренко М.Е. за период с 2002 г. по 2018 г. не осуществляла. Согласно справке N 01-20-701 от 19.07.2018, выданной Архивным отделом (Муниципальным архивом) Администрации г. Феодосии РК, документы по личному составу "данные изъяты" на хранение в архивный отдел (Муниципальный архив) Администрации г. Феодосии не передавались.
Засчитать в стаж период работы Нестеренко М.Е. с 20.04.1992 законных оснований не имеется.
Частично удовлетворяя исковые требования Нестеренко М.Е, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со ст. 8 и Заключительными положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Для определения права на установление страховой пенсии по старости в 2018 году требовалось не менее 9 лет страхового стажа и величины ИПК не ниже 13,8.
Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку, в частности, вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 14 ФЗ N 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. N 1015 (далее - Правила) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.
В пункте 11 Правил указывается, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно п. 38 Правил, при утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
К заявлению работника об установлении периода его работы на основании свидетельских показаний по указанным причинам прилагается документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе не по вине работника и невозможность их получения.
Продолжительность стажа, установленного на основании свидетельских показаний, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии.
В пункте 39 Правил указывается, что при установлении периода работы на основании свидетельских показаний учитываются:
а) период работы, начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;
б) свидетельские показания только за тот период совместной работы, в который свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.
В соответствии с требованиями ст. 4 ФЗ от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, а в организациях, которые до 1 марта 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 года включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до 1 июля 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 30 июня 2015 года включительно, в религиозных организациях, которые до 1 января 2016 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 31 декабря 2015 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии со ст. 5.1. ФЗ N 208-ФЗ, в случае, если гражданин, указанный в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, не имеет возможности подтвердить периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, а также размер заработка за периоды работы, имевшие место на указанных территориях до 1 января 2002 года, документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, такие периоды и размер заработка могут быть установлены на основании решения комиссии по реализации пенсионных прав граждан (далее - комиссия) по заявлению гражданина, поданному в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Характер работы комиссией не подтверждается.
Установление комиссией периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой (трудовой) стаж, осуществляется на основании:
документа, содержащего сведения из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета Украины за период до 18 марта 2014 года;
расчетной книжки (расчетного листа), оформленной в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда;
документа о доходах физического лица, выданного работодателем до 1 января 2015 года;
документа, содержащего сведения о периодах работы и (или) иной деятельности и (или) о заработке гражданина, выданного организацией на основании имеющихся в ее распоряжении документов иной организации, не являющейся правопреемником организации, создавшей указанный документ;
документа, содержащего сведения о периодах работы и (или) иной деятельности и (или) о заработке гражданина, имеющегося в наличии у государственной службы занятости населения, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации, органов социальной защиты и иных органов исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя;
документа, подтверждающего уплату налоговых платежей и (или) уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Украины за период до 18 марта 2014 года;
документа, содержащего сведения о периодах осуществления иной деятельности, выданного налоговым органом Российской Федерации, имеющим в распоряжении документы налогового органа Украины;
иного документа, содержащего сведения о периодах работы и (или) иной деятельности, который может быть учтен комиссией в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При отсутствии у гражданина, указанного в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, документов, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, могут устанавливаться комиссией на основании показаний двух и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе и располагающих документами о своей работе у того же работодателя и в тот же период, что и гражданин, в отношении которого они дают свидетельские показания.
Установление комиссией размера заработка осуществляется на основании:
документа, содержащего сведения о заработке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета Украины за период до 18 марта 2014 года;
документа, содержащего сведения о размере заработка гражданина, выданного организацией на основании имеющихся в ее распоряжении документов иной организации, не являющейся правопреемником организации, создавшей указанный документ;
расчетной книжки (расчетного листа), оформленной в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда;
документа о доходах физического лица, выданного работодателем до 1 января 2015 года;
иного документа, содержащего сведения о размере заработка гражданина, который может быть учтен комиссией в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Продолжительность устанавливаемых комиссией в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи периодов работы и (или) иной деятельности, необходимых для исчисления страхового (трудового) стажа, не может превышать в общей сложности 15 лет страхового стажа.
Также суд исходил из показаний свидетеля ФИО6, работавшей с 24.04.1979 по 22.05.1997 с истцом в "данные изъяты""), приказов за период с 20.06.1994 по 23.09.1996, из которых следует, что истец являлась работником "данные изъяты"", ей предоставлялись ежегодные отпуска и отпуска без сохранения заработной платы.
Кроме того, невнесение работодателем в трудовую книжку сведений об увольнении, не удостоверение записей в трудовой книжке подписью должностного лица и печатью, иных сведений, не может нарушать прав и законных интересов истца, а иной подход повлечет за собой лишение ее права на пенсионное обеспечение.
Доказательства наличия трудовых отношений в период с 23.09.1996 по 31.12.1996 суду не предоставлены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что стаж истца, с учетом принятого ответчиком, как подтвержденного надлежащим образом, составляет более 9 лет, в связи с чем, у Нестеренко М.Е, которой ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 55 лет, возникло право на назначение страховой пенсии по возрасту.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела по существу, и не являются основанием для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции. Судом полно, объективно и непосредственно исследованы предоставленные сторонами доказательства, которым дана надлежащая оценка с учетом относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимная связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств отражены в решении, в котором приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 22 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) без удовлетворения.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.