судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Авериной Е.Г,судей: Синани А.М,
Мотиной И.И,
при секретаре Гамуровой М.А,
с участием истца Бурмаки С.М,
представителя истца Фокиной О.С,
представителя ответчика Малиновской А.В.
третьих лиц - Бурмака М.С,
Бурмака А.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Бурмаки Сергея Михайловича к Администрации г. Симферополя о признании незаконным решения, признании участником мероприятия по обеспечению жилыми помещениями, понуждении совершить определенные действия, признании права на получение единовременной денежной выплаты, третьи лица: Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Бурмака Марина Сергеевна, Бурмака Анастасия Сергеевна, по апелляционной жалобе Администрации г. Симферополя на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 апреля 2019 года,
установила:
в ноябре 2018 года Бурмака С.М. обратился в суд с иском к Администрации г..Симферополя о признании незаконным решения, признании участником мероприятия по обеспечению жилыми помещениями, понуждении совершить определенные действия, признании права на получение единовременной денежной выплаты, мотивируя свои требования тем, что он имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета по форме, предусмотренной Приложением N 3 к Порядку обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22.03.2018 N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г..Севастополя", утвержденному постановлением Совета Министров Республики Крым от 09.08.2018 N 384. В соответствии с п.п. "а", "б" п. 1 Указа Президента РФ от 22.03.2018 N 116, право на обеспечение жилыми помещениями имеют постоянно проживающие на территориях Республики Крым граждане Российской Федерации, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 года с военной службы в дислоцировавшихся (располагавшихся) на территориях Республики Крым и г..Севастополя воинских частей и органов военного управления вооруженных сил Украины, а также граждане Российской Федерации - члены их семей. Согласно приказу начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Украины от 02 марта 2012 года N, истец уволен из Вооруженных Сил Украины по состоянию здоровья. Протоколом заседания жилищной комиссии войсковой части N от 28.01.2011 N он совместно с членами семьи поставлен на учет военнослужащих и членов их семей, которые требуют улучшения жилищных условий в Симферопольском гарнизоне.
Протоколом заседания жилищной комиссии войсковой части N от 08 мая 2012 года N он, совместно с членами семьи, поставлен на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке. Согласно Акту приема-передачи жилищного дела на хранение в Квартирно-эксплуатационный отдел г..Симферополя от 17 февраля 2012 года, он состоит на учете военнослужащих, требующих улучшения жилищных условий с 28 января 2011 года. Соответственно, относится к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Симферопольском гарнизоне. Между тем, решением Администрации г..Симферополя от 10.10.2018 N Б-665/14515 ему отказано во включении в Список граждан, указанных в п. 2 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 22.03.2018 N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г..Севастополя". Решение мотивировано тем, что ранее он реализовал свое право на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением за счет бюджетных средств.
Считает данное решение незаконным, противоречащим действующему законодательству, в связи с чем просил: признать незаконным и отменить решение, оформленное протоколом заседания жилищной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от 26.09.2018 N 8; признать истца и членов его семьи: супругу Бурмаку М.С. и дочь Бурмаку А.С. участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г..Севастополя"; обязать включить истца и членов его семьи в Список граждан, указанных в пункте 2 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22.03.2018 N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г..Севастополя"; признать за ним и членами его семьи право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, как граждан Российской Федерации, указанных в пункте 2 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22.03.2018 N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г..Севастополя".
Определением суда от 17.12.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Бурмака М.С, Бурмака А.С.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя от 24 апреля 2019 года признано незаконным и отменено решение Администрации г. Симферополя, оформленное протоколом заседания жилищной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от 26.09.2018 N 8 об отказе в признании участником мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя". Бурмака С.М. и члены его семьи: Бурмака М.С. и Бурмака А.С. признаны участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя". Администрация г. Симферополя обязана включить Бурмаку С.М. и членов его семьи супругу Бурмаку М.С. и дочь Бурмаку А.С. в Список граждан, указанных в пункте 2 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22.03.2018 N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя". За Бурмакой С.М. и членами его семьи: супругой Бурмакой М.С. и дочерью Бурмакой А.С. признано право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, как граждан Российской Федерации, указанных в пункте 2 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22.03.2018 N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя".
В обоснование апелляционной жалобы Администрация г..Симферополя, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. Указывает, что согласно справке N 315 от 06.06.2011, выданной КЭЧ Феодосийского района, Бурмаке С.М. за счет средств Министерства обороны Украины была предоставлена отдельная однокомнатная "адрес", жилой площадью 17,5 кв.м по адресу: "адрес", которую Бурмака С.М. приватизировал, а в последующем продал по договору купли-продажи от 14.03.2002 N N, то есть ранее был обеспечен жильем за счет государства. В соответствии с законодательством Украины, обеспечение военнослужащих жильем осуществлялось один раз на протяжении всего времени прохождения службы. Таким образом, в силу пп. 4 п. 22 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий, установленных указом президента РФ от 22.03.2018 г..N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г..Севастополя", утвержденным постановлением Совета Министров Республики Крым от 09.08.2018 N 384, жилищной комиссией воинской части 06.10.2006 принято решение о снятии Бурмаки С.М. и членов его семьи с очереди на получение жилья. Постановлением Окружного административного суда АР Крым от 19.01.2011 действия жилищной комиссии воинской части "данные изъяты" признаны законными, постановление вступило в законную силу. Согласно выписке из приказа от 20.04.2012 N 40, Бурмака С.М. уволен с военной службы в запас приказом N от 02.03.2012, с 20.04.2012 исключен из списков личного состава Симферопольского зонального отделения Военной службы правопорядка и направлен на зачисление на воинский учет в Симферопольский ОМВК АР Крым.
Указано, что денежную помощь на оздоровление получил, годовую материальную помощь получил, постоянное жилье за счет средств Министерства обороны Украины получил по адресу: АРК, "адрес".
В возражениях на апелляционную жалобу Бурмака С.М. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, поддержавшей апелляционную жалобу, пояснения истца, его представителя и третьих лиц, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что Бурмака С.М. с 01.08.1990 по 20.04.2012 проходил военную службу в Вооруженных Силах Украины, уволен в запас по состоянию здоровья с 20.04.2012.
В период с 30.07.1995 по 22.03.2002 Бурмака С.М. находился на квартирном учете в воинской части "данные изъяты" в очереди на получение жилья в Симферопольском гарнизоне.
При проверке материалов жилищного дела в декабре 2007 года выявлено предоставление недостоверной информации, а именно, сдача жилья, расположенного по адресу: "адрес".
Руководствуясь приказом Министерства обороны Украины N от 06.10.2006, жилищная комиссия воинской части "данные изъяты" приняла решение о снятии Бурмаки С.М. и членов его семьи с очереди на получение жилья в связи с предоставлением недостоверной информации, послужившей основанием для постановки в очередь на получение жилья (протокол заседания жилищной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ).
Постоянным жильем в воинской части "данные изъяты" Бурмака С.М. не обеспечивался.
Приказом МО Украины от 14.04.2010 N Бурмака С.М, начальник службы защиты информации - помощник начальника штаба 13 фотограмметрического центра Командования сил поддержки Вооруженных Сил Украины уволен с занимаемой должности и назначен начальником службы защиты информации - заместителем начальника штаба Крымского территориального управления воинской службы правопорядка. ВОС-3001002.
Решением жилищной комиссии воинской части "данные изъяты" от 28.01.2011 N Бурмака С.М. зачислен на учет военнослужащих и членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в войсковой части "данные изъяты", в общую очередь, с 28.01.2011, составом семьи 3 человека.
Решением жилищной комиссии воинской части "данные изъяты" от 04.03.2011 N решение жилищной комиссии воинской части "данные изъяты" относительно зачисления подполковника Бурмаки С.М. на учет военнослужащих и членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий (протокол N от 28.01.2011), оставлено без изменений.
Приказом начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Украины от 02 марта 2012 года N, истец уволен из Вооруженных Сил Украины по состоянию здоровья.
Решением жилищной комиссии Симферопольского зонального отдела Военной службы правопорядка от 06.03.2013 N подполковник запаса Бурмака С.М, на основании поданного им рапорта, зачислен на учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Симферопольском зональном отделе Военной службы правопорядка.
Решением жилищной комиссии Симферопольского зонального отдела Военной службы правопорядка от 08.05.2012 N, подполковник запаса Бурмака С.М. с членами семьи поставлены на жилищный учет как нуждающиеся в жилых помещениях во внеочередном порядке.
Согласно Акту приема-передачи жилищного дела на хранение в Квартирно-эксплуатационный отдел "адрес" от 17 февраля 2012 года, Бурмака С.М. состоит на учете военнослужащих, требующих улучшения жилищных условий, с 28 января 2011 года.
25.11.2002 на основании решения жилищной комиссии Воинской части "данные изъяты" от 25.11.2002 N, Бурмаке С.М. на состав семьи из 3 человек выдан ордер N на занятие служебного жилого помещения в общежитии воинской части "данные изъяты" - "адрес" в "адрес", жилой площадью 28,44 кв.м.
В срочное пользование, до получения постоянного жилья, на указанное жилое помещение между истцом и Войсковой частью "данные изъяты" заключен договор найма жилья в общежитии для малосемейных Войсковой части "данные изъяты".
Жилые комнаты в общежитии, расположенном по указанному адресу, входят в специализированный жилищный фонд Министерства Обороны РФ.
Истец на учете нуждающихся в обеспечении жильем по линии Министерства Обороны Российской Федерации не числится, в списках нуждающихся в обеспечении служебным жильем не значится.
Договор служебного жилого найма с Бурмакой С.М. на занимаемое им и членами его семьи жилое помещение не заключен.
28.08.2018 истец обратился в Администрацию г. Симферополя с заявлением о предоставлении ему и членам его семьи - Бурмаке М.С. и Бурмаке А.С. единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета по форме, предусмотренной Приложением N 3 к Порядку обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22.03.2018 года N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя", утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 09.08.2018 года N 384.
Решением Администрации г. Симферополя, оформленным протоколом заседания жилищной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от 26.09.2018 N 8 Бурмаке С.М. отказано в признании участником мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя", и признании нуждающимся в жилом помещении с даты постановки на учет в воинской части. Отказано во включении в список участников основного мероприятия.
Основанием для отказа послужила реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением за счет бюджетных средств (пп. 4 п. 22 Порядка). Так, при проверке предоставленных документов и материалов учетного дела, предоставленного Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, установлено, что ранее Бурмаке С.М. за счет Министерства обороны Украины была предоставлена отдельная однокомнатная квартира, жилой площадью 17,5 кв.м по адресу: "адрес", которая была приватизирована, и в последующем продана истцом по договору купли-продажи от 14.03.2002.
Удовлетворяя исковые требования Бурмаки С.М, суд первой инстанции исходил из того, что на правоотношения, возникшие между сторонами, распространяются требования Указа Президента Российской Федерации от 22.03.2018 N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя", пунктом 1 которого определено, что право на обеспечение жилыми помещениями имеют постоянно проживающие на территориях Республики Крым и г. Севастополя:
а) граждане Российской Федерации, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 г.:
с военной службы из дислоцировавшихся (располагавшихся) на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба;
с военной службы из органов военного управления и воинских формирований Республики Крым;
со службы из располагавшихся на территориях Республики Крым и г. Севастополя региональных органов Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины;
б) граждане Российской Федерации - члены семей граждан, названных в подпункте "а" настоящего пункта.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, названных в пункте 1 настоящего Указа, осуществляется органами исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам этих субъектов Российской Федерации в виде субвенций, порядок распределения и предоставления которых определяется Правительством Российской Федерации (п. 3 Указа).
Порядок обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Указом определяется законодательством Республики Крым и г. Севастополя.
Порядок учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, названных в пункте 1 настоящего Указа, утверждается органами исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя, которые также осуществляют учет таких граждан (п. 4 Указа).
Согласно п. 2 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя", утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 09 августа 2018 года N 384, членами семьи гражданина - участника мероприятия (заявителя) признаются постоянно проживающие с гражданином - участником мероприятия супруг (супруга), дети и родители заявителя.
В соответствии с п. 4 Порядка, обеспечение жилыми помещениями граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Республики Крым в виде субвенций, путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, удостоверяемой свидетельством (приложение 1 к настоящему Порядку).
Согласно п. 10 Порядка, единовременная денежная выплата используется гражданами для приобретения жилого помещения, расположенного на территории Республики Крым.
Пунктом 20 Порядка установлено, что органы местного самоуправления организуют работу по проверке документов, являющихся основанием для признания участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом N 116 и включения в список граждан, указанных в пункте 2 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя".
В ходе проверки органы местного самоуправления устанавливают соответствие представленных документов и содержащихся в них сведений требованиям законодательства, после чего в течение 30 рабочих дней принимают решение о признании (отказе в признании) граждан нуждающимися в жилых помещениях с даты их постановки на учет в воинских частях вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба, в рамках реализации Указа N 116 и признании (отказе в признании) участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом N 116.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 22 Порядка, основанием для отказа в признании гражданина участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом N 116 и для включения в список является реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением за счет бюджетных средств.
Также суд первой инстанции исходил из того, что после распоряжения Бурмакой С.М. в 2002 году жилым помещением, полученным им по линии Министерства обороны Украины, решением жилищной комиссии воинской части "данные изъяты" от 28.01.2011 N он вместе с членами семьи в количествен 3 человек был поставлен на учет военнослужащих и членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в войсковой части "данные изъяты" с 28.01.2011, в связи с чем реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением за счет бюджетных средств, не могли быть учтены при рассмотрении заявления.
Кроме того, решение жилищной комиссии воинской части "данные изъяты" о зачислении Бурмаки С.М. на учет военнослужащих и членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в войсковой части "данные изъяты", принято 28.01.2011 на основании Инструкции об организации обеспечения и предоставления военнослужащим Вооруженных Сил Украины и членам их семей жилых помещений, утвержденной приказом Министра Обороны Украины от 06.10.2006 N 577, которой определялась организация обеспечения и предоставления жилых помещений военнослужащим - лицам офицерского, старшинского и сержантского, рядового состава (кроме военнослужащих срочной службы) Вооруженных Сил Украины, в том числе тем, которые проходят военную службу в воинских частях, заведениях, учреждениях и организациях, относящихся к сфере управления Министерства обороны Украины, в его структурных подразделениях, а также лицам, уволенным в запас или в отставку, гражданам, которые остались на учете, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, в воинских частях, после увольнения (далее - военнослужащие) и членам их семей, включая членов семей военнослужащих, которые погибли, умерли, пропали без вести во время прохождения военной службы, которые состоят на учете, лицам, которые нуждаются в улучшении жилищных условий.
Все вопросы, связанные с предоставлением и обеспечением жилой площадью военнослужащих, разрешались по месту прохождения ими службы, нахождения на учете или в судебном порядке.
Согласно п. 3.1 Инструкции, с целью соблюдения требований действующего законодательства при ведении учета военнослужащих и членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, контроля за распределением и использованием жилой площади в гарнизонах, воинских частях, организациях и учреждениях создаются жилищные комиссии в установленном порядке.
Согласно п. 3.2 Инструкции, учет военнослужащих и членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется в воинских частях, гарнизонах, квартирно-эксплуатационных органах. Полный и всесторонний учет по всем воинским частям организовывается и ведется Главным квартирно-эксплуатационным управлением Вооруженных Сил Украины.
Военнослужащие зачисляются на учет согласно решению жилищной комиссии воинской части, которое утверждается командиром воинской части (п. 3.3).
На каждого военнослужащего, принятого на учет, оформляется учетное дело.
Учетному делу присваивается номер, который соответствует номеру в Книге учета.
Учетное дело является документом строгой отчетности и хранится по месту нахождения военнослужащего на учете в квартирно-эксплуатационном органе (копия - в воинской части постоянно), а после предоставления ему жилья для постоянного проживания в течение пяти лет - в исполнительном органе районного, городского, районного в городе совета.
Военнослужащие, находящиеся на учете, в случае перемещения по военной службе, связанного с перемещением в другой гарнизон (в другую местность), зачисляются на учет по новому месту службы вместе с членами семьи с сохранением предыдущего времени нахождения на учете, а также в списках лиц, пользующихся правом первоочередного или внеочередного получения жилья (п. 3.7 Инструкции).
Контроль за состоянием учета военнослужащих и членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется соответствующими квартирно-эксплуатационными органами при взаимодействии с исполнительным органом районного, городского, районного в городе Совета (п. 6.2 Инструкции).
Каких-либо ограничений на повторную постановку на жилищный учет данная Инструкция не содержит.
Процедура постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в отношении Бурмаки С.М. на основании решения жилищной комиссии воинской части "данные изъяты" от 28.01.2011 N, соблюдена.
С такими выводами суда первой инстанции не соглашается судебная коллегия и считает, что они сделаны с нарушением норм материального права.
В судебном заседании истец пояснил, что в период действия на территории Республики Крым законодательства Украины, он доказал свое право на повторную постановку на жилищный учет, кроме того подтвердил, что ранее реализовал право на обеспечение жилым помещением за счет бюджетных средств.
Полученную "адрес" в "адрес" истец продал по договору купли-продажи от 14.03.2002 ФИО10 (л.д. 24).
Подпунктом 4 пункта 22 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя", утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 09.08.2018 N 384 предусмотрено, что основанием для отказа в признании гражданина участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом N 116 и для включения в список является реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением за счет бюджетных средств, в том числе за счет средств государственного бюджета Украины, Автономной Республики Крым, бюджетов муниципальных образований.
Данное нормативное положение не ставит отказ в признании гражданина участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в зависимость от площади ранее предоставленного жилого помещения за счет средств государственного бюджета Украины, либо повторной постановки лица на учет граждан, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Отсутствие в Инструкции об организации обеспечения и предоставления военнослужащим Вооруженных Сил Украины и членам их семей жилых помещений, утвержденной приказом Министра Обороны Украины от 06.10.2006 N 577 ограничений на повторную постановку на жилищный учет также не может являться препятствием для применения подпункта 4 пункта 22 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан.
Таким образом нахождение военнослужащего и членов его семьи на учете, как лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, не является достаточным основанием для признания гражданина и проживающих с ним супруга (супруга), детей и родителей участниками мероприятия по обеспечению жилым помещением по смыслу Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя", утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 09 августа 2018 года N 384.
Судебная коллегия обращает внимание, что после получения за счет государственных средств Украины "адрес", имеющей недостаточную площадь для обеспечения потребностей семьи Бурмаки С.М, истец данную квартиру не сдал, а приобрел ее в собственность, после чего распорядился по своему усмотрению.
Удовлетворение исковых требований Бурмаки С.М, ранее реализовавшего право на обеспечение жилым помещением за счет средств государственного бюджета Украины, ставит его в неравное положение по сравнению с иными гражданами Российской Федерации, состоявшими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенными до 18 марта 2014 г. с военной службы на территории Республики Крым, которыми такое право не реализовано.
Таким образом, суд первой инстанции неверно применил норму материального права, в связи с чем решение Центрального районного суда г. Симферополя от 24.04.2019 подлежит отмене, а в удовлетворении иска Бурмаки С.М. следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 апреля 2019 года отменить.
В удовлетворении иска Бурмаки Сергея Михайловича к Администрации г. Симферополя о признании незаконным решения, признании участником мероприятия по обеспечению жилыми помещениями, понуждении совершить определенные действия, признании права на получение единовременной денежной выплаты, отказать.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.