Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи
Кирюхиной М.А,
судей
Адаменко Е.Г,
Егоровой Е.С,
при секретаре
Вааповой С.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Симферополе гражданское дело по иску Савченко Надежды Сергеевны к Администрации города Симферополя Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Садовое товарищество собственников недвижимости "Энергетик", Савченко Семён Валентинович, о признании права собственности в порядке наследования по закону, по апелляционной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 21 мая 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
19 марта 2019 года Савченко Н.С. обратилась в суд с иском к Администрации города Симферополя Республики Крым, в котором просит признать за ней право собственности на земельный участок площадью 500 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ведение садоводства, кадастровый "данные изъяты", в порядке наследования по закону после смерти 17 августа 2018 года ее мужа - Савченко В.Н.
Исковые требования обоснованы тем, что спорный земельный участок был передан ее мужу Савченко В.Н. в частную собственность решением исполнительного комитета Симферопольского городского Совета N 202 от 12.02.1999г. "О передаче в частную собственность земельных садоводческих участков гражданам Украины". Она является наследником первой очереди по закону после смерти Савченко В.Н. и в установленный законом срок обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Однако в выдаче свидетельства о праве на наследство ей было отказано в связи с отсутствием у наследодателя правоустанавливающих документов на земельный участок.
Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 21 мая 2019 года исковые требования Савченко Н.С. удовлетворены. За Савченко Н.С. признано право собственности в порядке наследования по закону на земельный участок площадью 500 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ведение садоводства, кадастровый номер "данные изъяты" после смерти 17 августа 2018 года Савченко В.Н.
В апелляционной жалобе Администрация города Симферополя Республики Крым просит данное решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение норм материального и процессуального права.
При этом указывает, что поскольку наследодатель при жизни государственный акт на право собственности на спорный земельный участок не получил, право собственности на данный земельный участок у него при жизни не возникло, а следовательно и по наследству к истцу не перешло.
В судебном заседании представитель истца Савченко Н.С. - Кадырова Л.Р. просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика - Администрации города Симферополя Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители третьих лиц - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Садового товарищества собственников недвижимости "Энергетик", третье лицо Савченко С.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Судебная коллегия считает возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав судью-докладчика, объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба является необоснованной и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Частью 1 ст. 330 ГПК РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Согласно части 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" (пункты 2, 3) решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 ст. 1, часть 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Удовлетворяя исковые требования Савченко Н.С, суд первой инстанции исходил из того, что наследодатель Савченко В.Н. при жизни приобрел право собственности на спорный земельный участок в силу законодательства Украины, действующего на момент предоставления земельного участка, а истец, являясь наследником первой очереди по закону после смерти Савченко В.Н, в установленном законом порядке приняла данное наследственное имущество, в связи с чем приобрела на него право собственности.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Из материалов дела усматривается, что решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым от 12.02.1999 года N 202 "О передаче в частную собственность земельных садоводческих участков гражданам Украины" члену садоводческого товарищества "Энергетик" Савченко Валентину Николаевичу в частную собственность для ведения садоводства был передан земельный участок N 114 площадью 500,00 кв. м.
По сообщению Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности от 08.05.2019 N 11509/40/05-08, информация о внесении изменений, отмене решения исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 12.02.1999 N 202 в Департаменте отсутствует.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20.02.2019 N "данные изъяты" земельный участок площадью 500,00 кв.м, расположенный по адресу: Республика "данные изъяты", поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный объект недвижимости, кадастровый номер "данные изъяты" сведения о зарегистрированных правах на земельный участок отсутствуют.
18 августа 2018 года Савченко В.Н. умер в г. Симферополе Республики Крым.
Савченко Н.С. является женой Савченко В.Н. и относится к числу наследников первой очереди по закону.
В установленном законом порядке Савченко Н.С. приняла наследство после смерти Савченко В.Н.
27 февраля 2019 года нотариусом Симферопольского городского нотариального округа Республики Крым Добржанским А.В. на имя Савченко Н.С. было выдано свидетельства о праве на наследство по закону на 1/5 долю квартиры "данные изъяты".
Свидетельство о праве на наследство в отношении спорного земельного участка Савченко Н.С. выдано не было в связи с тем, что право собственности наследодателя на данное недвижимое имущество при жизни в установленном порядке зарегистрировано не было.
Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Пунктом 1 статьи 1206 ГК РФ предусмотрено, что возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ст. 1224 ГК РФ отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, - по российскому праву.
На момент передачи спорного земельного участка в собственность наследодателя Савченко В.Н. - 12.02.1999 года на территории Республики Крым вопросы возникновения и прекращения права собственности на земельный участок регулировались Земельным кодексом Украины от 18.12.1990 г. (в редакции от 22.06.1993 г.), Гражданским кодексом УССР от 18.07.1963 г. (в редакции от 27.12.1996 г.), Законом Украины "О собственности" от 07.02.1991 г. N 697-XII, Декретом Кабинета Министров Украины "О приватизации земельных участков" от 26.12.1992 г. (далее - Декрет).
Согласно пункту 1 Декрета сельские, поселковые, городские Советы народных депутатов обязывались обеспечить в течение 1993 года передачу гражданам Украины в частную собственность земельных участков, предоставленных им для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приусадебный участок), садоводства, дачного и гаражного строительства, в пределах норм, установленных Земельным кодексом Украины.
В соответствии с пунктом 3 Декрета право частной собственности граждан на земельные участки, переданные им для целей, предусмотренных статьей 1 этого Декрета, удостоверяется соответствующим Советом народных депутатов, о чем делается запись в земельно-кадастровых документах, с последующей выдачей государственного акта на право частной собственности на землю.
Подпунктами 1 и 2 ст. 9 Земельного кодекса Украины (в редакции на момент передачи земельного участка наследодателю) было установлено, что к ведению сельских, поселковых и городских районного подчинения Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений на их территории относится: 1) передача земельных участков в собственность, предоставление их в пользование, в том числе на условиях аренды в порядке, установленном статьями 17 и 19 настоящего Кодекса; 2) регистрация права собственности, права пользования землей и договоров на аренду земли.
Абзацем 1 статьи 23 ЗК Украины (в редакции на момент передачи земельного участка наследодателю) предусматривалось, что право собственности или право постоянного пользования землей удостоверяется государственными актами, которые издаются и регистрируются сельскими, поселковыми, городскими, районными Советами народных депутатов.
В тоже время, пунктом 6 Декрета действие ст. 23 Земельного кодекса Украины было приостановлено.
В связи с этим право собственности граждан на земельные участки, переданные в собственность, с учетом предписаний пункта 6 Декрета возникало на основании решения соответствующего Совета народных депутатов без получения государственного акта.
Следовательно, право собственности наследодателя Савченко В.Н. на спорный земельный участок возникло на основании решения исполнительного комитета Симферопольского городского совета N 202 от 12.02.1999 года с момента его принятия.
Кроме того, на момент смерти наследодателя Савченко В.Н. в соответствии с частью 1 ст. 12.1 Закона N 6-ФКЗ особенности регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым устанавливались Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Частью 2 ст. 2 Закона N 38-ЗРКпредусмотрено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
В соответствии с частью 1 ст. 8 Закона N 38-ЗРК к правам, ограничениям прав и обременениям объектов недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок осуществления государственной регистрации прав, установленный Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно части 4 данной статьи перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года N 264 утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации.
Пунктом 15 указанного Перечня предусмотрено, что документом, подтверждающим наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимым для государственной регистрации, является изданное (выданное) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года решение о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе аренду).
Частью 1 ст. 8-2 Закона N 38-ЗРК предусмотрено, что государственная регистрация права собственности гражданина Российской Федерации на земельный участок, предоставленный до принятия Федерального конституционного закона для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина Российской Федерации на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно части 2 данной статьи основанием для государственной регистрации права собственности гражданина Российской Федерации на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
решение исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета независимо от утверждения его решением сессии сельского, поселкового, городского совета, в том числе без указания сведений о праве, на котором земельный участок передается такому гражданину, при условии, что данное решение не отменено;
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок, изданный в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания, кроме договора аренды, документа о передаче земельного участка во временное пользование.
Согласно части 1 ст. 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Поскольку на момент смерти Савченко В.Н. имелось принятое до 16 марта 2014 г. решение компетентного органа о передаче ему в собственность спорного земельного участка, его право собственности на этот земельный участок считается ранее возникшим и признается действительным при отсутствии его государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 ст. 1110, ст. 1112 и ст. 1181 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил Кодекса не следует иное.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
Поскольку истец Савченко Н.С. приняла наследство после смерти своего мужа Савченко В.Н, к ней в собственность перешел и спорный земельный участок, принадлежащий наследодателю на момент его смерти.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Савченко Н.С. о признании права собственности на спорный земельный участок в порядке наследования.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают и оснований для отмены решения суда не дают.
Отсутствие у наследодателя государственного акта на право собственности на спорный земельный участок не дает оснований для отказа в иске, поскольку право собственности наследодателя в соответствии с указанными выше нормами материального права подтверждается решением органа местного самоуправления о передаче земельного участка в собственность.
С учетом изложенного, судебная коллегия оставляет решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 21 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.