судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Авериной Е.Г,судей: Синани А.М,
Мотиной И.И,
при секретаре Гамуровой М.А,
с участием истца Германенко О.П,
представителя ответчика Неустроева О.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Германенко Олега Петровича к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым и городу Севастополю о признании решения незаконным и возложении обязанности осуществить определенные действия, по апелляционной жалобе Германенко Олега Петровича на решение Киевского районного суда г. Симферополя от 11 марта 2019 года и дополнительное решение Киевского районного суда г. Симферополя от 24 мая 2019 года,
установила:
в июне 2015 года Германенко О.П. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым и городу Севастополю о признании решения незаконным и возложении обязанности осуществить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что он является пенсионером по выслуге лет. Военную службу проходил с 31.07.1992 по 06.03.1996 как курсант "данные изъяты". С 06.03.1996 по 20.04.2014 являлся сотрудником органов государственной безопасности Украины. Военную службу проходил исключительно на территории Республики Крым. 02.03.2014 подал рапорт на увольнение с военной службы в органах государственной безопасности Украины в связи с ухудшением состояния здоровья, а также наличием выслуги лет. 01.04.2014 заключением Военно-врачебной комиссии ВМС СБ Украины в Главном управлении Службы безопасности Украины в АР Крым признан негодным к дальнейшей военной службе в мирное время, ограниченно годным в военное время.
После неоднократных обращений в отдел кадрового обеспечения Управления Службы безопасности Крыма по вопросу увольнения, ввиду отсутствия на тот момент правового механизма решения указанного вопроса непосредственно в Крыму, в начале апреля 2014 года был вынужден отправить свои документы в Центральное управление СБУ для документального оформления факта увольнения. 18.04.2014, в соответствии с Положением о прохождении военной службы военнослужащим Службы безопасности Украины, уволен с военной службы по состоянию здоровья. С июля 2014 года по 01 января 2015 года состоял на пенсионном учете как получатель пенсии за выслугу лет в управлении пенсионного обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий граждан Пенсионного фонда Республики Крым. С 01.01.2015 пенсионное дело передано на учет в пенсионное отделение Управления ФСБ России по Республики Крым, где истцу установлена и выплачивалась до марта 2015 года пенсия с учетом звания и выслуги лет, надбавок как неработающему пенсионеру на нетрудоспособных членов семьи, которые находятся на иждивении заявителя, в общем размере 37781,96 рублей. В дальнейшем Управление ФСБ России по Республике Крым пересчитало назначенную пенсию, и в апреле 2015 года ему выплачена пенсия в размере 15935,02 рублей без надбавок как неработающему пенсионеру на нетрудоспособных членов семьи, которые находятся на его иждивении. Таким образом, существенно ухудшилось его материальное положение, возникли трудности по содержанию несовершеннолетних детей, находящихся на иждивении истца, он лишился возможности приобретать необходимые для поддержания здоровья медикаменты.
Просил признать незаконными действия Управления ФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю в части уменьшения размера пенсионного обеспечения с 01 марта 2015 года и обязать ответчика восстановить пенсионное обеспечение истца в размерах, установленных до 31.12.2014 с учетом надбавки как неработающему пенсионеру на нетрудоспособных членов семьи, которые находятся на иждивении истца, осуществить выплату недополученной суммы пенсионных начислений, начиная с 01.04.2015.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя от 11 марта 2019 года и дополнительным решением Киевского районного суда г. Симферополя от 24 мая 2019 года в удовлетворении исковых требований Германенко О.П. отказано.
В обоснование апелляционной жалобы Германенко О.П, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить решение и дополнительное решение, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Указывает, что судом первой инстанции оставлено без внимание постановление президиума Верховного Суда Республики Крым от 22.08.2018, апелляционное определение от 17.10.2018, постановление Конституционного Суда РФ от 27.11.2017, поскольку Федеральным законом от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Российской Федерации и города федерального значения Севастополя" запрещено снижение размера ранее выплачиваемых пенсий при переходе с 01.01.2015 к осуществлению пенсионного обеспечения по нормам Российской Федерации. Аналогичное правовое регулирование установлено Федеральным законом "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, и их семей". Факт проживания истца на территории Республики Крым с 09.04.1992 и на март 2014 подтверждается материалами дела. Не учтен судом и п. 2 постановления Государственного Совета АР Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в части действия нормативных актов Украины. Разъяснения Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 13.04.2007 не подлежат применению к возникшим отношениям, так как с 1992 года истец своего постоянного местожительства не менял. В январе-марте 2015 года ответчиком истцу выплачивались надбавки не нетрудоспособных членов семьи.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца, поддержавшего апелляционную жалобу, пояснения представителя ответчика, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что Германенко О.П. уволен с военной службы в СБ Украины на основании приказа руководителя СБ Украины от 18 апреля 2014 года N с должности начальника отдела Департамента информационно-аналитического обеспечения СБ Украины, его рабочее место находилось в "адрес".
На основании представления о назначении пенсии от 06 мая 2014 года N Ц-14/303, Службой безопасности Украины Германенко О.П, в связи увольнением, назначена пенсия в размере 4971,31 гривен по выслуге лет, которая по состоянию на 20.04.2014 составила 21 год 08 месяцев 19 дней и с начислением надбавки на нетрудоспособных детей.
В период с апреля по июнь 2014 года пенсия начислялась и выплачивалась Германенко О.П. Пенсионным фондом Украины.
23 июня 2014 года Германенко О.П. обратился в Пенсионный фонд Республики Крым с заявлением о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет с учетом надбавки на нетрудоспособных членов семьи по новому месту жительства.
На основании данного заявления и истребованного из ПФ Украины пенсионного дела, с 01.07.2014 Пенсионный фонд Республики Крым производил истцу начисление и выплату пенсии и надбавки к ней в общем сумме 37781 рубль 96 копеек.
31.10.2014 заявление о выплате пенсии подано Германенко О.П. в Управление ФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю, на основании заключения которого, с 01.03.2015 Германенко О.П. начислена и выплачивается пенсия по выслуге лет в размере 15935 рублей 02 копейки.
При этом, обращаясь за назначением пенсии, Германенко О.П. представил в СБ Украины документы, согласно которым он фактически проживал в "адрес", хотя был зарегистрирован по адресу: "адрес".
04.08.2015 истец обратился к ответчику с заявлением об установлении ему надбавки как неработающему пенсионеру, на иждивении которого находятся нетрудоспособные члены семьи.
С 04.08.2015 по 28.02.2017 ответчиком истцу установлена указанная надбавка.
Отказывая в удовлетворении иска Германенко О.П, суд первой инстанции исходил из того, что Республика Крым принята в состав Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в соответствии со ст. 23 которого законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, из числа лиц:
1) являвшихся по состоянию на 31 декабря 2014 года получателями пенсий, назначенных им в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, и членов их семей;
2) проходивших по состоянию на 18 марта 2014 года военную службу или иную приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу и уволенных с такой службы на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и членов их семей, за исключением граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Также суд исходил из того, что по состоянию на 18 марта 2014 года Германенко О.П. не являлся военнослужащим воинских формирований Российской Федерации или сотрудником органов безопасности Республики Крым, и на 18 апреля 2014 г. сохранял статус действующего военнослужащего иностранного государства и гражданство Украины, службу на территории Республики Крым и в г. Севастополе, как сотрудник органов Российской Федерации или Республики Крым, не проходил, следовательно, не имеет права на пенсионное обеспечение на условиях, определенных Федеральным законом от 01.12.2014 г. N398-Ф3.
Пенсия истцу назначена Службой безопасности Украины в мае 2014 года на основании актуального на тот момент законодательства Украины, которое на территории Республики Крым уже не действовало.
Истец, обращаясь за назначением пенсии в Службу безопасности Украины, представлял документы о своем фактическом проживании по состоянию на 18 марта 2014 года в г. Киеве.
При этом, с апреля по июнь 2014 года он получал пенсию, назначенную ему СБ Украины по законам Украины, не действовавшим на территории Республики Крым, как субъекта России.
С 01 января 2015 года истец находится на пенсионном обеспечении в УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю, которым ему возобновлена выплата пенсии на основании его заявления.
При этом, истцом подано заявление о возобновлении выплаты пенсии, назначенной ему в Украине.
С такими выводами суда первой инстанции не соглашается судебная коллегия и считает, что они не соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 194 ГПК РФ решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.
Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
В пунктах 2, 3 постановления "О судебном решении" от 19.12.2003 N 23 Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям и разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ решение суда первой инстанции не соответствует.
Согласно п. 2 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма", со дня вступления в силу настоящего Постановления на территории Республики Крым не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады Украины и иных государственных органов Украины, принятые после 21 февраля 2014 года.
Законодательство Украины, кроме указанного в абзаце первом настоящего пункта, применяется на территории Республики Крым до соответствующих нормативных актов Республики Крым.
Частью 5 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом Закон Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых иных лиц" от 09.04.1992 N 2262-II, на основании которого истец уволен с военной службы, действовал и применялся на территории Республики Крым до окончания переходного периода (1 января 2015 года).
Статьей 3 Федерального закона от 01.12.2014 N 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что при обращении граждан, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", такие пенсии назначаются и выплачиваются с 1 января 2015 года.
Если при назначении гражданину из числа лиц, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, пенсии, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) не достигнет размера пенсии, выплачиваемого указанному гражданину на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком, размере до приобретения им права на пенсию в большем размере, исчисленном в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодному увеличению (индексации) до достижения размера пенсии (пенсий), исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается.
Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий.
Если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, из числа лиц:
1) являвшихся по состоянию на 31 декабря 2014 года получателями пенсий, назначенных им в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, и членов их семей;
2) проходивших по состоянию на 18 марта 2014 года военную службу или иную приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу и уволенных с такой службы на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и членов их семей, за исключением граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что при принятии Федерального закона N 398-Ф3 в пункте 1 статьи 1 законодатель выделил одним из условий для определения лиц, на которых распространяется его действие назначение пенсии на территории Республики Крым или города Севастополя основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку таким условием является назначение пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, и членов их семей.
С учетом п. 2 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" истец относится к категории лиц, указанных в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 398-ФЗ.
Довод ответчика о том, что пенсия назначена истцу как лицу, прибывшему из иного государства судебной коллегией во внимание не принимается, так как в соответствии со статьей 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18.03.2014, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Аналогичные требования содержатся в части 1 статьи 4 Федеральный конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации N N, выданному Германенко О.П. ДД.ММ.ГГГГ Федеральной миграционной службой (код подразделения 900-003), истец зарегистрирован по адресу: "адрес" 09.04.1992.
В письме N МС-12/2-340 от 19.06.2015 начальник Управления федеральной миграционной службы по Республике Крым ФИО11 сообщил, что Германенко О.П. в соответствии со статьей 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18.03.2014 признан гражданином Российской Федерации. Подтверждена законность выдачи паспорта гражданина Российской Федерации N, выданного ДД.ММ.ГГГГ ФМС (900-003).
Законность выдачи паспорта истцу, гражданство РФ Германенко О.П. и факт его постоянного проживания на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года не оспорены.
Из материалов дела следует, что службу в г. Киеве истец не проходил, на момент увольнения с военной службы в СБ Украины, постоянного места жительства в "адрес" не менял.
По указанным основаниям не может быть принят во внимание довод ответчика о том, что на истца распространяются требования Соглашения стран СНГ от 15.05.1992 "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников содружества независимых государств".
Согласно Свидетельству о болезни N от 01.04.2014, выданному Военно-врачебной комиссией ВМС ВМУ в Главном управлении СБ в АР Крым, Германенко О.П. признан негодным к воинской службе в мирное время, ограниченно годным в военное время.
Согласно справке N, выданной Пенсионным фондом Республики Крым 11.08.2014, Германенко О.П. состоит на пенсионном учете как получатель пенсии за выслугу лет в управлении пенсионного обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий граждан Пенсионного фонда Республики Крым с 20.04.2014.
Из материалов пенсионного дела Германенко О.П. следует, что на 31.12.2014 Пенсионным фондом Республики Крым истец являлся получателем пенсии по выслуге лет в размере 37781,96 рублей.
Согласно свидетельствам о рождении, предоставленным в орган пенсионного обеспечения в мае 2014 года, и имеющимся в материалах пенсионного дела (т. 1 л.д. 56), Германенко О.П. имеет детей: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
В материалах пенсионного дела истца имеются заявления Германенко О.П. в Пенсионный фонд Республики Крым с просьбой возобновить выплату пенсии за выслугу лет с учетом надбавки на нетрудоспособных членов семьи в количестве двух человек (л.д. 65, 73).
В соответствии со статьей 17 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", к пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона (в том числе исчисленной в минимальном размере), начисляются следующие надбавки:
б) неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах "а", "б" и "г" части третьей статьи 29, статьях 31, 33 и 34 настоящего Закона:
при наличии одного такого члена семьи, - в размере 32 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;
при наличии двух таких членов семьи, - в размере 64 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Письмом от 05.03.2015 N 03150 начальник ФЭО ФСБ РФ по Республике Крым просил "данные изъяты"" внести изменения в разрешение N 0197536 от 19.12.2014 на имя Германенко О.П. в части, касающейся размера пенсии и установить пенсию в размере 15935,02 руб. с 01.04.2015.
Согласно талонам к почтовому переводу (л.д. 16-17), с 01.04.2015 пенсия Германенко О.П. снижена до 15935,02 руб.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя от 29 июля 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 10 декабря 2015 года, в удовлетворении исковых требований Германенко О.П. к Управлению ФСБ РФ по Республике Крым о нарушении пенсионного обеспечения отказано.
Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 15 марта 2016 года отказано в передаче кассационной жалобы Германенко О.П. на решение Киевского районного суда г. Симферополя от 29 июля 2015 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 10 декабря 2015 года для рассмотрения в судебном заседании в кассационной инстанции Верховного Суда Республики Крым.
Определением Киевского районного суда г. Симферополя от 07 февраля 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением от 10 мая 2018 года, истцу отказано в пересмотре решения Киевского районного суда г. Симферополя от 29 июля 2015 года по новым обстоятельствам.
Отменяя апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 10 мая 2018 года, президиум Верховного Суда Республики Крым в постановлении от 22 августа 2018 года указал, что выводы судов первой и второй инстанций основаны на неправильном толковании норм процессуального права, поскольку принятое 27 ноября 2017 года Конституционным Судом Российской Федерации Постановление N 33-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 1 и части второй статьи 3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в связи с жалобой гражданина Ю.И. Шокура" является новым обстоятельством, так как суды общей юрисдикции в ходе применения по конкретному делу придали не соответствующее Конституции Российской Федерации истолкование нормативного акта, то есть, расходящееся с его конституционно-правовым смыслом, впоследствии выявленным Конституционным Судом Российской Федерации.
Как указано в постановлении президиума, в названом Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Федеральным законом от 21.07.2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" были определены порядок назначения и выплаты страховых пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Одновременно тем же федеральным законом закреплялись гарантии, конкретизирующие запрет снижения размеров ранее выплачиваемых пенсий при переходе с 01 января 2015 г. к осуществлению пенсионного обеспечения на основании норм и по нормам Российской Федерации, в частности, предусматривалось правило о выплате пенсии в сохраненном, более высоком, размере в случаях, когда при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину, лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии и иных устанавливаемых к ней выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2014 г. N 192 (часть 4 статьи 3).
Аналогичное правовое регулирование, касающееся реализации приобретенных пенсионных прав при назначении пенсии было установлено и Федеральным законом от 01.12.2014 г. N 398-ФЗ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Таким образом, приведенными предписаниями федеральных законов N 208-ФЗ и N 398-ФЗ, конкретизирующими и дополняющими гарантиями в сфере пенсионного обеспечения, которые были закреплены в статье 11 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, обеспечивалась возможность реализации гражданами в полном объеме пенсионных прав, приобретенных на момент окончания переходного периода (то есть по состоянию на 31 декабря 2014 года) и признанных в рамках правоприменительной процедуры назначения пенсии и установления выплаты к ней.
В мотивировочной части данного постановления Конституционный Суд высказал позицию, что тем самым на основе вытекающих из Конституции Российской Федерации, ее статей 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 18 и 55 (части 2 и 3), и выраженных в решениях Конституционного Суда Российской Федерации требований о соблюдении принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, был создан правовой механизм, позволяющий в рамках интеграции новых субъектов Российской Федерации в систему социальной защиты населения Российской Федерации, включая пенсионное обеспечение, гарантировать всем гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, сохранение размера пенсионных выплат, назначенных в соответствии с законодательством, действовавшим на указанных территориях до 1 января 2015 года.
Согласно резолютивной части Постановления от 27.11.2017 г. N 33-П, пункт 1 статьи 1 и часть вторая статьи 3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования содержащиеся в них положения - в силу предписаний Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в настоящем Постановлении, - не предполагают лишения граждан Российской Федерации, которые, в том числе, до поступления на службу в учреждения или органы Федеральной службы исполнения наказаний на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя были уволены со службы из органов Государственной пенитенциарной службы Украины и в течение переходного периода реализовали право на получение пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на указанных территориях до 1 января 2015 года, права выбора наиболее предпочтительного варианта пенсионного обеспечения и, следовательно, права на получение пенсии при увольнении со службы в том же размере, в каком он был им установлен в связи с увольнением из органов Государственной пенитенциарной службы Украины в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, с учетом ежемесячной выплаты к ней, установленной Указом Президента Российской Федерации "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и города Севастополя".
Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вышеуказанные требования материального и процессуального права, постановление президиум Верховного Суда Республики Крым от 22 августа 2018 года и постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2017 года N 33-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 1 и части второй статьи 3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в связи с жалобой гражданина Ю.И. Шокура" оставлены без внимания судом первой инстанции при разрешения дела по существу, в связи с чем решение Киевского районного суда г. Симферополя от 24 мая 2019 года подлежит отмене, а исковые требования Германенко О.П. удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
определила:
решение Киевского районного суда г. Симферополя от 11 марта 2019 года и дополнительное решение Киевского районного суда г. Симферополя от 24 мая 2019 года отменить.
Признать незаконными действия Управления ФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю в части уменьшения размера пенсионного обеспечения Германенко Олега Петровича с 01 марта 2015 года.
Обязать Управление ФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю восстановить пенсионное обеспечение Германенко Олега Петровича в размерах, установленных до 31.12.2014 с учетом надбавки как неработающему пенсионеру на нетрудоспособных членов семьи, которые находятся на иждивении Германенко Олега Петровича, в том числе с учетом ежемесячной выплаты, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", и осуществить выплату недополученной суммы пенсионных начислений, начиная с 01.04.2015.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.