Верховный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Хапачевой Р.А,
при секретаре - Киковой М.К,
с участием: представителя административного истца Бижева З.Р. - Панеша М.Р,
представителя административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям - Матыжева Х.А,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Бижева Заура Рамазановича к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Росреестра по Республике Адыгея (далее Управление Росреестра по Республике Адыгея) об установлении размера кадастровой стоимости нежилого помещения, равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Бижев З.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Росреестра по Республике Адыгея об установлении размера кадастровой стоимости нежилого помещения, равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в период с 12.01.2017 по 21.12.2018 являлся собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, общей площадью 1 649, 8 кв.м, находящегося по адресу: "адрес"
По данным государственного кадастра по состоянию на 01.01.2016 кадастровая стоимость указанного нежилого здания равна 34 595 665, 94 рублей.
Поскольку административный истец в рассматриваемом налоговом периоде являлся плательщиком налога, размер которого зависит от кадастровой стоимости объекта недвижимости, его обращение с настоящим административным иском согласуется с абз. 4 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которому бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.
Полагая, что кадастровая стоимость нежилого здания существенно завышена, административный истец обратился в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости вышеуказанного объекта в размере равном его рыночной стоимости в соответствии с отчетом N 1-20/2018 от 29.03.2018 в размере 9 750 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела, после проведенной по делу судебной экспертизы, представитель административного истца Бижева З.Р. по доверенности Панеш М.Р. требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость вышеназванного земельного участка, в размере его рыночной стоимости, равной 20 458 000 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2016.
Представитель административного ответчика - Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности Матыжев Х.А. с заключением судебной экспертизы согласился, как и с суммой, определенной экспертом в его заключении, разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Административный истец Бижев З.Р, представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Адыгея, представители заинтересованных лиц Администрации МО "Кошехабльский район", филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея, АО "Российский сельскохозяйственный банк", надлежаще извещенные о дате, времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явились, о причинах своей неявки суд не уведомили.
В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд считает, что настоящее административное исковое заявление подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регулируется главой 25 КАС РФ. Так, частью 1 статьи 245 Кодекса определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности, что также следует из абзацев первого и второго статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и статей 373, 388 и 400 Налогового кодекса Российской Федерации. К числу оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости статья 248 Кодекса относит недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Согласно абз. 4 ст. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.
При этом в силу абзаца третьего пункта 5 Постановления от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" судам следует учитывать, что при пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости по требованию заявителя может быть установлена рыночная стоимость такого объекта.
Под рыночной стоимостью объекта оценки согласно ст. 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей указанного Федерального закона понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
В соответствии со ст. 11 названного Федерального закона итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, соответствующий требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Судом установлено, что Бижев З.Р. в период с 12.01.2017 по 21.12.2018 являлся собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, общей площадью 1 649, 8 кв.м, находящегося по адресу: "адрес" (л.д. 89-90).
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 06.09.2016 N 223 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства) на территории Республики Адыгея" утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства), расположенные на территории Республики Адыгея по состоянию на 01.01.2016.
С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра по состоянию на 01.01.2016 внесены сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости, которая составляет 34 595 665,94 рублей (л.д. 14).
Таким образом, административный истец, являясь бывшим собственником данного нежилого здания вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, поскольку результатами кадастровой оценки затрагиваются его права и обязанности как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Бижевым З.Р. в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания, установлении его кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости представлен отчет N 1-20/2018 от 29.03.2018, выполненный ИП Шекультировым С.А. (л.д. 24-71).Представители административных ответчиков в своих отзывах, настаивая на отказе в удовлетворении требований административного истца, указали на несоответствие представленного отчета об оценке спорного объекта требованиям законодательства (л.д. 82-88).
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 20 Постановления Пленума от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (ст.ст. 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Исходя из разъяснений, данным в п. 23 вышеназванного Постановления, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета по инициативе суда была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Вектор" (л.д. 136-137).
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 05/19/01 от 05.06.2019 рыночная стоимость вышеуказанного нежилого зданпия с кадастровым номером N по состоянию на 01.01.2016 составляет 20 458 000 рублей (л.д. 140-223).
Производство судебной экспертизы регламентировано ст.ст. 77-79, 82 КАС РФ, Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", который определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
Согласно ст. 41 названного выше Закона, в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой ст. 41 (негосударственных судебных экспертов) распространяется действие ст.ст. 2, 4, 6 - 8, 16 и 17, ч. 2 ст. 18, ст.ст. 24 и 25 настоящего Закона.
Из содержания ст. 25 Федерального закона N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а также ст. 82 КАС РФ следует, что эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его, подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью государственного судебно-экспертного учреждения. В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены: время и место производства судебной экспертизы; основания производства судебной экспертизы; сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу; сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы; предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов; объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы; сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы; содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 01.01.2016. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Суд отмечает, что все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний. Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого нежилого здания сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Заключение ООО "Вектор" наиболее объективно отражает рыночную стоимость спорного объекта, оснований не доверять выводам экспертов, изложенным в заключении, не имеется, поскольку доказательств, указывающих на недостоверность проведенного исследования, либо ставящих под сомнение их выводы сторонами и заинтересованными лицами не представлено.
Доказательств, опровергающих изложенные в экспертном заключении выводы, а также, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость нежилого здания является иной, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами и заинтересованными лицами представлено не было.
С учетом изложенного, а также, учитывая, что право на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной предоставлено административному истцу Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта N 05/19/01 от 05.06.2019 по состоянию на 01.01.2016, что составляет 20 458 000 рублей.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-Ф3 актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае её пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
С учетом того, что административный истец обратился с административным исковым заявлением в суд 19.03.2019, принимая во внимание положения ст. 24.18 и 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", установленная судом кадастровая стоимость подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Бижева Заура Рамазановича к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Росреестра по Республике Адыгея об установлении размера кадастровой стоимости нежилого помещения, равной его рыночной стоимости удовлетворить (удовлетворить частично).
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N общей площадью 1 649, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года в размере 20 458 000 рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N общей площадью 1 649, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости считать дату подачи административного искового заявления Бижева Заура Рамазановича о пересмотре стоимости указанного нежилого здания - 19 марта 2019 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верховный суд Республики Адыгея.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Р.А. Хапачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.