Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В,
судей Салиховой Э.И. и Халиулина А.Д,
при секретаре Демаковой В.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Зайцева С.А. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 мая
2019 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Зайцева С.А. к призывной комиссии городского округа "Город
Йошкар-Ола" о признании незаконным решения о признании Зайцева С.А. годным к военной службе с незначительными ограничениями и призыве на военную службу от 17 апреля 2019 года
Заслушав доклад председательствующего судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Попова Г.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением призывной комиссии городского округа "Город Йошкар-Ола" от 17 апреля 2019 года (протокол N 13) Зайцев С.А. на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) признан годным к военной службе с незначительными ограничениями и подлежащим призыву на военную службу.
Зайцев С.А. подал в суд административный иск к призывной комиссии городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - призывная комиссия) о признании незаконным вышеуказанного решения, ссылаясь на наличие заболевания, препятствующего прохождению военной службы.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Зайцев С.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, их недоказанность, неверное применение норм материального и процессуального права. В жалобе излагаются обстоятельства дела, приводится позиция стороны административного истца, избранная при рассмотрении дела в суде первой инстанции, отмечается невозможность вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе без направления в медицинскую организацию на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза. Судом первой инстанции не учтено, что обращение гражданина в независимую военно-врачебную экспертизу является правом, а не обязанностью, заболевание "... " исключено из списка его заболеваний в весенний призыв 2019 года. Судом необоснованно отказано в назначении по делу судебно-медицинской экспертизы. Выводы суда о том, что Зайцев С.А. не воспользовался правом на проведение контрольно-медицинского освидетельствования, не соответствуют обстоятельствам дела.
Военным комиссариатом Республики Марий Эл представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Заслушав объяснения Зайцева С.А, поддержавшего жалобу, представителя ФКУ "Военный комиссариат Республики Марий Эл" и призывной комиссии городского округа "Город Йошкар-Ола" Ходыкина А.В, просившего в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, обсудив доводы жалобы и возражений, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 52-ФЗ воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона
N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На основании пункта 4 статьи 26 Федерального закона N 53-ФЗ порядок призыва граждан на военную службу определяется данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей (пункт 1). В силу пункта 2 данной статьи врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 приведенной статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 приведенной статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 3). В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (пункт 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
В силу требований пункта 5 указанного Положения призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Согласно пункту 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Исследовав и оценив представленные доказательства полно
и всесторонне, верно установив правоотношения сторон, проанализировав применимое в настоящем административном деле законодательство, суд первой инстанции пришел к обоснованному итоговому выводу о том, что административный иск не подлежит удовлетворению. В решении указаны определенные судом обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения административного дела, сделаны ссылки на нормы материального и процессуального права, которыми руководствовался суд при вынесении решения. Судебная коллегия отклоняет апелляционную жалобу и отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 176 КАС РФ суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, Зайцев С.А. состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл. Решением призывной комиссии городского округа "Город Йошкар-Ола" от 17 апреля 2019 года Зайцев С.А. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, категория годности "Б", показатель предназначения "3", призван на военную службу (протокол от 17 апреля 2019 года N 13). Основанием для принятия призывной комиссией вышеуказанного решения явились результаты медицинского освидетельствования Зайцева С.А, в ходе которого истец освидетельствован врачами-специалистами, дано итоговое заключение о категории годности Зайцева С.А. к военной службе - "Б".
Согласно пункту 1 Приложения N 31 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663", предусматривается, что граждане, вызываемые для первоначальной постановки на воинский учет, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе, в том числе медицинские документы.
При прохождении медицинского освидетельствования медицинские документы о состоянии здоровья Зайцева С.А. приняты во внимание, заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, не установлено.
Категория годности к прохождению военной службы - "Б-3" определена с учетом поставленных Зайцеву С.А. диагнозов в соответствии со статьями "... " графы I Расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565).
Решением призывной комиссии от 17 апреля 2019 года Зайцев С.А. признан Б-3 - годным к военной службе с незначительными ограничениями, призван на военную службу, предназначен в части СВ.
При принятии решения призывной комиссией по результатам медицинского освидетельствования и при определении категории годности к военной службе было учтены заболевания административного истца, индекс массы его тела.
Наличие у Зайцева С.А. диагноза: гастроэзофагальная болезнь, рефлюкс, эзофагит, дуоденогастральный рефлюкс, поверхностный гастрит с незначительными нарушениями функций, а также низкий индекс массы тела не являются основанием для признания Зайцева С.А. негодным к военной службе, эти заболевания отнесены к категории годности Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Степень грыжи пищеводного отверстия диафрагмы однозначно не подтверждена, а "... " согласно статье 60-г квалифицируется по графе I категория годности к военной службе "Б-4", то есть годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Вопреки доводам жалобы, врачом хирургом поставлен диагноз: "... "
Из выписки из протокола заседания призывной комиссии городского округа "Город Йошкар-Ола" от 17 апреля 2019 года N 13 следует, что при проведении медицинского исследования Зайцевым С.А. жалоб не представлялось.
Суд первой инстанции в результате оценки доказательств по административному делу в их совокупности пришел к правильному итоговому выводу о том, что оснований для признания незаконными решения призывной комиссии о призыве Зайцева С.А. на военную службу и заключения о его годности к военной службе не имеется.
С учетом изложенного административным ответчиком были соблюдены требования законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок призыва граждан на военную службу и проведения медицинского освидетельствования.
В соответствии с пунктом 7 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд
Согласно пункту 2 статьи 29 Федерального закона N 53-ФЗ призывная комиссия субъекта Российской Федерации: организует медицинский осмотр и контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности.
Как следует из материалов административного дела, Зайцев С.А. с заявлением о несогласии с заключением о годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования в Призывную комиссию Республики Марий Эл не обращался, им подан в суд административный иск.
Доводы жалобы о том, что при прохождении призывной комиссии врачами не принят во внимание протокол рентгенографии желудка Зайцева С.А, выполненной Федеральным государственным бюджетным учреждением науки "ФИЦ питания и биотехнологии" отделения лучевой терапии от 24 февраля 2019 года, из которого следует, что Зайцеву С.А. поставлен диагноз "... ", не могут свидетельствовать о незаконности оспариваемого решения призывной комиссии.
В соответствии с абзацем пятым пункта 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, при несогласии гражданина с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574 (далее - Положение о независимой военно-врачебной экспертизе).
Независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей, в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (абзац первый пункта 3 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).
Независимая экспертиза проводится врачами-специалистами, входящими в состав комиссии по производству независимой экспертизы (пункт 4 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для назначения по настоящему административному делу судебно-медицинской экспертизы являются ошибочными, поскольку установление категории годности к военной службе не относится к предмету исследования указанного вида экспертиз, рассмотрение и разрешение дела было возможно без проведения экспертизы.
Рассмотрение вопроса о призыве Зайцева С.А. на военную службу с учетом результатов медицинского освидетельствования было возможно по имеющимся медицинским документам, то есть без направления в медицинскую организацию на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
С учетом изложенного обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, представленные сторонами доказательства оценены надлежащим образом, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом. Апелляционная жалоба оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зайцева С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.В. Попов
Судьи Э.И. Салихова
А.Д. Халиулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.