Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Петровой О.А,
при секретаре Демаковой В.А,
с участием прокурора Назарова А.А,
представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "МОСИ-консалт" Бартова А.А, действующего на основании доверенности от 16 июля 2019 года
представителя административного ответчика Министерства государственного имущества Республики Марий Эл Мякишевой Т.Г, действующей на основании доверенности от 10 января 2019 года N 13,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "МОСИ-консалт" о признании недействующим в части приказа Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года N 19-нп "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год",
УСТАНОВИЛ:
приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года N 19-нп, опубликованным 28 декабря
2018 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень).
В Перечень на 2019 год под пунктом 125 включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером "N", расположенный по адресу: "адрес".
Общество с ограниченной ответственностью "МОСИ-консалт" (далее - ООО "МОСИ-консалт") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 125 Перечня, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года N 19-нп, ссылаясь на то, что включение в Перечень здания учебного корпуса, имеющего назначение: нежилое, арендуемое
ООО "Медицинский центр СитиМед", не соответствует требованиям
статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимым для признания его административно-деловым центром и торговым центром (комплексом). Оспариваемый нормативный правовой акт незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В возражениях на административный иск Министерство государственного имущества Республики Марий Эл указало, что административный истец, которому было сообщено письмом от 30 марта
2018 года о формировании предварительного Перечня и предложено при наличии возражений относительно включенных в него объектов недвижимого имущества обратиться в Министерство государственного имущества Республики Марий Эл в срок до 1 ноября 2018 года, что соответствует пункту 7 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, обратился в министерство после установленного срока. Объект недвижимого имущества включен в Перечень по критерию, предусмотренному пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителя административного истца Бартова А.А, поддержавшего административные исковые требования, представителя административного ответчика Мякишевой Т.Г, не признавшей административные исковые требования, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Назарова А.А, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением о Министерстве государственного имущества Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 февраля 2018 года N 39, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами определяет перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, расположенных на территории Республики Марий Эл.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 августа
2017 года N 325 "Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, о внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 января 2014 года N 29 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл" на Министерство государственного имущества Республики Марий Эл возложены полномочия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в соответствии с Порядком, утвержденным данным постановлением; по определению перечня зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; по созданию межведомственной комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (пункт 2).
Указом Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года
N 237 определено, что официальными источниками опубликования правовых актов Республики Марий Эл являются: периодическое печатное издание "Марийская правда. Официальный еженедельник"; периодическое печатное издание "Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет"; официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф); "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что приказ Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от
26 декабря 2018 года N 19-нп издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с
1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных названной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении признаваемых объектами налогообложения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1); в отношении нежилых помещений, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Подпунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона Республики Марий Эл от
27 октября 2011 года N 59-З "О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл" установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, либо предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).
В соответствии с частью 9 статьи 213, частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик обязан доказать законность включения принадлежащего административному истцу здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.
Судом установлено, что 28 декабря 2016 года в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись
"N" о регистрации права собственности ООО "МОСИ-консалт" на учебный корпус, назначение: нежилое, 4-этажный (подземных этажей - 1), общей площадью "... " кв.м, литер А, А1, кадастровый номер "N", расположенный по адресу: "адрес" (л.д. 22, 38-39).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 1 августа
2019 года (л.д.38-39) объект недвижимости с кадастровым номером "N", площадью "... " кв.м, расположенный по адресу: "адрес", имеет вид: здание, назначение: нежилое, наименование: учебный корпус.
По данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 1 августа 2019 года (л.д.35-37) спорный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью "... " кв.м, с кадастровым номером "N", с видом разрешенного использования для размещения здания учебного корпуса. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за ООО "МОСИ-консалт".
Согласно договору аренды нежилого помещения от 1 ноября 2017 года, заключенному между ООО "МОСИ-консалт" и ООО "Медицинский центр СитиМед", нежилое здание общей площадью "... " кв.м, расположенное по адресу: "адрес", сдается ООО "Медицинский центр СитиМед" в аренду для использования в соответствии с уставной деятельностью арендатора (л.д.24-27).
Согласно объяснениям административного ответчика спорное здание включено в оспариваемый Перечень как административное здание, предназначенное для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом предназначение здания установлено с учетом назначения здания (нежилое).
Вместе с тем, поскольку понятие "учебный корпус" не тождественно понятию "административно-деловой центр", "торговый центр (комплекс)" спорное нежилое здание могло быть признано административным-деловым центром, торговым центром (комплексом) при его соответствии условиям, указанным в пунктах 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, суд приходит к выводу, что принадлежащее административному истцу нежилое здание, имеющее наименование: учебный корпус, нельзя отнести к административно-деловым центрам на основании подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из объяснения представителя административного истца, договора аренды от 1 ноября 2017 года, акта приема-передачи нежилого помещения от 1 ноября 2017 года, фотоматериалов, представленных административным истцом, следует, что здание используется ООО "Медицинский центр СитиМед" для осуществления медицинской деятельности.
По данным технического паспорта и экспликации к плану строения в подвале спорного здания размещены подсобные помещения (общей площадью "... " кв.м), склады (общей площадью "... " кв.м); на первом этаже спорного здания расположены тамбуры (общей площадью "... " кв.м), подсобные помещения (общей площадью "... " кв.м), актовый зал ( "... " кв.м), моечная ( "... " кв.м), кухня ( "... " кв.м), лестничные клетки (общей площадью "... " кв.м), туалеты (общей площадью "... " кв.м), коридоры (общей площадью "... " кв.м), бухгалтерия ( "... " кв.м), 9 кабинетов (общей площадью "... " кв.м), спортзал ( "... " кв.м), раздевалка ( "... " кв.м); на втором этаже спорного здания расположены кинопроектная ( "... " кв.м), коридоры (общей площадью
"... " кв.м), подсобные помещения (общей площадью "... " кв.м), 9 кабинетов (общей площадью "... " кв.м), лестничные клетки (общей площадью
"... " кв.м), туалеты (общей площадью "... " кв.м), библиотека ( "... " кв.м); на третьем этаже спорного здания расположены 13 кабинетов (общей площадью "... " кв.м), лестничные клетки (общей площадью "... " кв.м), туалеты (общей площадью "... " кв.м), коридоры (общей площадью "... " кв.м); на четвертом этаже спорного здания расположены 10 кабинетов (общей площадью
"... " кв.м), лестничные клетки (общей площадью "... " кв.м), туалеты (общей площадью "... " кв.м), коридор ( "... " кв.м).
Расположенные в здании помещения не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей инфраструктуре, учитывая, что термин "кабинет" не является тождественным термину "офис". Фактически занимаемые с 1 ноября 2017 года ООО "Медицинский центр СитиМед" кабинеты и иные помещения используются арендатором для осуществления медицинской деятельности.
Доводы административного ответчика о правомерности включения спорного объекта недвижимости в Перечень в связи с тем, что административный истец не обращался в порядке и сроки, установленный пунктом 7 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от
4 августа 2017 года N 325, с заявлением о проведении обследования здания в связи с несогласием с включением объекта недвижимости в Перечень, являются несостоятельными.
Учитывая, что документы технического учета не содержат иных сведений, позволяющих определить принадлежность помещений в здании к офисам, вид разрешенного использования земельного участка "для размещения здания учебного корпуса" не свидетельствует о возможности размещения офисов, так как данный вид разрешенного использования земельного участка размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения не предусматривает, спорное здание могло быть включено в оспариваемый Перечень в связи с его фактическим использованием для размещения офисов.
Административным ответчиком не опровергнуты доводы административного истца и не представлено суду доказательств, достоверно подтверждающих, что на момент включения здания в Перечень в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, документами технического учета назначение, разрешенное использование и наименование помещений здания общей площадью не менее 20 процентов общей площади здания предусматривали размещение офисов и сопутствующей инфраструктуры. Включение здания в Перечень не основано на сведениях правоустанавливающих документов, документов технического учета (инвентаризации) о его назначении и сведениях о фактическом использовании объекта. Мероприятия по определению вида фактического использования спорного здания административным ответчиком не проводились.
Суд считает, что принадлежащее ООО "МОСИ-консалт" на праве собственности здание с кадастровым номером "N", площадью "... " кв.м, расположенное по адресу: "адрес", необоснованно включено в пункт 125 Перечня, поскольку не отвечает признакам, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно уведомлению от 26 июня 2019 года, направленному Министерством государственного имущества Республики Марий Эл в адрес ООО "МОСИ-консалт", объект недвижимого имущества с кадастровым номером "N" на основании решения Межведомственной комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения от 21 июня 2019 года исключен из списка объектом недвижимого имущества, подлежащих включению в Перечень на очередной налоговый период в связи и несоответствием указанного объекта условиям, установленным пунктами 3-5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2019 год), считает, что в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца приказ в оспариваемой части подлежит признанию недействующим со дня его принятия.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. При подаче административного искового заявления административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 4500 рублей согласно платежному поручению от 9 июля 2017 года
"N". Указанные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск общества с ограниченной ответственностью "МОСИ-консалт" удовлетворить.
Признать пункт 125 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденный приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от
26 декабря 2018 года N 19-нп "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год", недействующим со дня его принятия.
Сообщение о решении подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в пользу общества с ограниченной ответственностью "МОСИ-консалт" 4500 рублей в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А.Петрова
В окончательной форме решение принято 2 сентября 2019 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.