Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Медведевой И.А,
при секретаре Демаковой В.А,
с участием прокурора Назарова А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шульгина М. П. к Окружной избирательной комиссии Сомбатхейского одномандатного избирательного округа N 4 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва об отказе в регистрации кандидата в депутаты,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Окружной избирательной комиссии Сомбатхейского одномандатного избирательного округа N 4 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва (далее - окружная избирательная комиссия) от 31 июля 2019 года N 14/24
Шульгину М.П, выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидата в депутаты на основании подпункта "ж" пункта 11 статьи 42 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2008 года N 72-З
"О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл" (далее - Закон Республики Марий Эл от 2 декабря 2008 года N 72-З) в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Не согласившись с решением, Шульгин М.П. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать указанное решение незаконным и отменить его, обязать административного ответчика зарегистрировать его кандидатом в депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва по Сомбатхейскому одномандатному избирательному округу N 4 на основании представленных административным истцом 22 июля 2019 года документов.
В обоснование административного иска указал, что подписи 49 избирателей, признанные окружной избирательной комиссией недействительными, признаков недействительности не содержат, поскольку имеющиеся недостатки могут быть отнесены к помаркам, орфографическим ошибкам, не препятствующим однозначному толкованию юридически значимых сведений. С учетом указанного, Шульгиным М.П. представлено 432 достоверных подписи, что превышает установленное количество достоверных подписей (429), необходимых для регистрации кандидата.
В судебном заседании Шульгин М.П. и его представитель
Поспехов И.А, действующий на основании доверенности 12 АА N0759318 от 6 августа 2019 года, удостоверенной нотариально, требования административного иска и дополнений к нему поддержали по изложенным в них основаниям.
Представители административного ответчика - Окружной избирательной комиссии Сомбатхейского одномандатного избирательного округа N 4 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва Береснев Д.И, действующий на основании доверенности от 5 августа 2019 года, и Жукова О.И, предоставившая в подтверждение полномочий доверенность от 6 августа 2019 года, с административным иском не согласились, просили в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что представленные кандидатом 467 подписей избирателей были проверены окружной избирательной комиссией с соблюдением установленной законодательством процедуры, при этом 84 подписи на основании подпунктов "в", "г", "ж" и "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) были признаны комиссией недействительными. Учитывая недостаточное количество достоверных подписей избирателей, в регистрации кандидату было обоснованно отказано.
Представитель заинтересованного лица - Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл Газизов М.Р, действующий на основании доверенности от 10 января 2019 года N 3, поддержал позицию административного ответчика и просил в удовлетворении административного иска отказать.
Административным ответчиком представлены возражения относительно заявленного административного иска.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заслушав показания свидетеля Щег, заключение прокурора Назарова А.А, просившего в удовлетворении иска отказать, исследовав материалы дела и дополнительно представленные документы, проверив подписные листы, суд приходит к следующему.
Постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от
6 июня 2019 года N 677-П на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл от 5 апреля 2019 года N 97/666 определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва, и предельном количестве подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидатов, в том числе по Сомбатхейскому одномандатному избирательному округу: необходимое количество - 429 подписей, предельное количество - 471 подпись.
Судом установлено, что 22 июля 2019 года в окружную избирательную комиссию для регистрации кандидат в депутаты по указанному избирательному округу Шульгин М.П. представил 96 подписных листов с 467 подписями избирателей (кандидат ошибочно указал 471 подпись) в свою поддержку, из которых при проверке всех представленных подписей 84 подписи избирателей были признаны недействительными.
С учетом признания недействительными, количество достоверных подписей избирателей составило 383 подписи, что менее 429 - необходимого количества достоверных подписей избирателей.
Результаты проверки подписных листов отражены в таблице сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей (справка УВМ МВД по Республике Марий Эл от 26 июля 2019 года N 35/8312), ведомости проверки подписных листов N 1, итоговом протоколе о результатах проверки подписных листов от 29 июля 2019 года.
О времени проведения проверки подписных листов Шульгин М.П. был извещен уведомлением в письменной форме 22 июля 2019 года, кандидат присутствовал на заседании рабочей группы по проверке подписных листов, получил копии документов по проверке подписных листов, что административным истцом не оспаривается.
Согласно протоколу заседания окружной избирательной комиссии от
31 июля 2019 года N 14, подпись избирателя С. (лист 69, строка 2), ранее признанная недействительной, была признана действительной, таким образом, количество признанных недействительными подписей избирателей составило 84 подписи и в тексте оспариваемого постановления указание о 85 недействительных подписях является технической ошибкой.
Постановлением Окружной избирательной комиссии Сомбатхейского одномандатного избирательного округа N 4 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва от
31 июля 2019 года N 14/24 Шульгину М.П, выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидата в депутаты на основании подпункта "ж" пункта 11 статьи 42 Закона Республики Марий Эл от
2 декабря 2008 года N 72-З, в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 24 статьи 38 приведенного Федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
Аналогичное положение закреплено в подпункте "ж" пункта 11
статьи 42 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2008 года N 72-З.
Процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей должна предусматриваться законом. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (пункт 3 статьи 38 Федерального закона от
12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 41 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2008 года N 72-З проверке подлежат все представленные подписи избирателей в поддержку выдвижения каждого кандидата и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах. При проведении проверки подписей избирателей в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица. О соответствующей проверке подписных листов должен извещаться кандидат, представивший установленное для регистрации кандидата количество подписей.
Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов (пункт 4 статьи 41 названного Закона Республики Марий Эл).
Члены рабочей группы, указанной в пункте 4 настоящей статьи, в процессе проверки составляют ведомость проверки подписных листов, форма которой устанавливается Центральной избирательной комиссией в соответствии с настоящим Законом. В соответствии с Федеральным законом по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6 статьи 41).
Согласно пункту 6.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня
2002 года N 67-ФЗ по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В силу пункта 6.4 статьи 38 указанного Федерального закона недействительными признаются:
подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт "в");
подпись избирателя без указания каких-либо сведений, требуемых законом, либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист (подпункт "г");
подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума (подпункт "ж");
все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей (подпункт "з").
Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений (пункт 5 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Судом установлено, что из 467 представленных кандидатом в его поддержку подписей избирателей, недействительными признано:
44 подписи в связи с несоответствием действительности сведений об избирателе на основании справки УВМ МВД по Республике Марий Эл от
26 июля 2019 года N 35/8312);
1 подпись в связи с неполными паспортными данными избирателя;
4 подписи в связи с неоговоренными исправлениями в сведениях об избирателе;
35 подписей в связи с неоговоренными исправлениями в сведениях о лице, осуществившем сбор подписей избирателей.
Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня
2002 года N 67-ФЗ избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Исследовав подлинники подписных листов и сопоставив их со сведениями, представленными УВМ МВД по Республике Марий Эл, суд приходит к выводу, что несоответствие действительности сведений об избирателе (фамилии, имени, отчестве, адресе места жительства, серии и номере паспорта), указанных в подписном листе, нашло подтверждение в 44 подписях, признанных недействительными окружной избирательной комиссией, что является основанием признания указанных подписей недействительными.
В связи с неполными данными избирателя (указаны не все цифры номера паспорта) недействительной является подпись избирателя на листе 16 в строке 5 ( Г.).
При этом суд принимает во внимание, что в связи с неполными данными избирателя (год рождения указан как 196) должна быть признана недействительной также подпись избирателя С. (лист 69, строка 3), поименованная в справке УВМ МВД по Республике Марий Эл, но ошибочно не включенная в ведомость проверки подписных листов и итоговый протокол.
Путем сопоставления подписных листов с ведомостями, составленными рабочей группой окружной избирательной комиссии, суд находит обоснованным признание недействительными 4 подписей избирателей в связи с наличием очевидных и неоговоренных исправлений в сведениях об избирателе (номере квартиры, годе рождения, номере паспорта).
Доводы административного истца о том, что ошибочное отражение сведений об избирателях, исправления являются особенностями почерка, небрежностью, что не препятствует однозначному восприятию написанного, не принимаются судом во внимание.
Федеральным законодателем оговорка об однозначном восприятии сделана лишь в отношении имеющихся в сведениях об избирателях, содержащихся в подписных листах, сокращений слов и дат (пункт 5
статьи 38 Федерального закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Никаких иных указаний, в частности, на то, что неоговоренные исправления и допущенные помарки могут служить основанием для признания подписей недействительными лишь в случае, если такие исправления искажают смысл сведений и препятствуют их однозначному восприятию, закон не содержит, предполагая необходимость специальной оговорки любых исправлений. Иной подход нарушал бы принцип равенства кандидатов, позволяющий одному из избирательных объединений, выдвигающих список кандидатов, не соблюдать требования закона, предусматривающего право внесения исправлений с соблюдением специальных оговорок.
Ошибочным является также утверждение административного истца о том, что неправильное написание фамилии, имени или отчества избирателя может расцениваться как орфографическая ошибка, поскольку эти сведения относятся к персональным данным, и должны отражаться в подписных листах в соответствии с документом, удостоверяющим личность.
В соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
При исследовании подписных листов достоверно установлено, что 35 подписей избирателей обоснованно признаны недействительными в связи с наличием неоговоренных исправлений в дате рождения лица, осуществлявшего сбор подписей ( Б.) и в дате выдачи паспорта такого лица ( Щег.).
При этом допрошенная судом в качестве свидетеля Щ. подтвердила факт внесения ею исправлений при написании даты выдачи паспорта с использованием маскирующего карандаша, а также факт не оговаривания внесенных исправлений.
Поскольку внесение исправлений по смыслу означает изменение ранее внесенных данных или сведений, доводы административного истца о наличии помарок, не препятствующих однозначному восприятию (толкованию) указанных сведений, основаны на неправильном понимании положений действующего законодательства.
Таким образом, общее число недействительных подписей избирателей равно 85 подписям, при этом общее количество достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, составляет 382 подписи, что менее 429 необходимых подписей, и недостаточно для регистрации Шульгина М.П. кандидатом в депутаты.
При таком положении оспариваемое решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации Шульгина М.П. кандидатом в депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва, ввиду недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является законным и не может быть отменено судом.
Следовательно, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Шульгина М. П. к Окружной избирательной комиссии Сомбатхейского одномандатного избирательного округа N 4 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва о признании незаконным и отмене постановления Окружной избирательной комиссии Сомбатхейского одномандатного избирательного округа N 4 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва от 31 июля 2019 года N 14/24 об отказе в регистрации кандидата в депутаты.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Верховного Суда
Республики Марий Эл И.А. Медведева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.